Правовые основы коммерческой концессии (франчайзинга)

Сущность франчайзинга. Франчайзинг представляет собой одну из новых для российской экономики форм предпринимательской деятельности. Он открывает боль­шие возможности для начинающих предпринимателей, большинство из которых не обладают для успешного веде­ния дела достаточными знаниями, опытом и финансовыми возможностями и поэтому нуждаются в поддержке со сто­роны успешно действующих фирм.

Система франчайзинга получила широкое распростра­нение в США, Японии, странах Западной Европы. Ее суть состоит в том, что крупная и респектабельная фирма (франчайзер) предоставляет малому предприятию, начи­нающему свой путь в бизнесе (франчайзи), право (франши­зу) в течение определенного времени и в определенном ме­сте вести предпринимательскую деятельность с исполь­зованием уже отработанной и оправдавшей себя техно­логии, «ноу-хау», известной и популярной торговой мар­ки, возможностей обучения персонала и получения необходимых консультаций. Обычно франчайзер берет на себя обязательства по поставке оборудования, сырья и материа­лов, оказывает помощь в организации и управлении биз­несом, а в отдельных случаях оказывает своим франчайзи непосредственную финансовую помощь, предоставляя кре­диты, либо косвенную помощь в виде поручительства и га­рантий. Все эти условия оговариваются в специальном до­говоре франчайзинга.

Небольшая фирма, используя помощь франчайзера, мо­жет в сравнительно короткие сроки начать свое дело, при­чем постоянная поддержка со стороны головной фирмы по­могает успешно преодолеть трудности, особенно на началь­ном этапе функционирования. Помощь и поддержка со сто­роны франчайзера предоставляется за плату (роялти), ко­торая может быть достаточно высокой.

Таким образом, отношения сторон коммерческой кон­цессии являются альтернативой отношений, возникающих между основным и дочерним предприятиями, а метод франчайзинга — альтернативой государственной поддерж­ке малого предпринимательства.

Различают несколько типов и видов франчайзинга и франчайзинговых структур (схема 2.2). Основными типа­ми являются товарный, производственный, деловой, до­черний и конверсионный франчайзинг.

ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ СТРУКТУРЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: