II. Механизм правового регулирования

Рассмотренные выше темы, дают возможность представить основные черты механизма правового регулирования - единую систему правовых средств, обеспечивающих результативное правовое воздействие на поведение субъектов права.

Правовые средства - совокупность юридических инструментов, с помощью которых удовлетворяются конкретные интересы субъектов права, обеспечивается достижение тех или иных социальных целей.

Правовое воздействие - это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения. Правовое воздействие - понятие более широкое, чем правовое регулирование и по сфере действия, объектам и по своим средствам; оно включает все формы влияния права: информационное, ценностно-ориентационное и т.п., помимо конкретных правовых средств (нормативно-правовых актов, правоотношений, актов правоприменения) используются например и правовая идеология, правовая культура. Правовое воздействие как правило, не имеет обратной связи, его результат неопределенен, эффективность низкая. Смысл - подготовка почвы, создание благоприятной правовой атмосферы.

Правовое регулирование - это тоже воздействие, но воздействие адресное, с обратной связью, в отношении конкретных прав и обязанностей индивидуальных субъектов с ожидаемыми (предсказуемыми) последствиями. Правовое воздействие - это «удар по площадям», правовое регулирование - «точечное попадание».

Об этом же говорит этимология слова regere - регулировать, править, управлять; rector - правитель, управитель, отсюда же regula juris - норма права, sententia regolaris - имеющий силу приговор.

Без правового регулирования невозможно управление -функционирование любой организационной системы, которое сохраняет ее структуру, поддерживает режим деятельности, реализацию целей и программ.

Термин «механизм» (от греч. __________ - орудие, машина) используется в определении для отражения движения, функционирования правовой формы (наряду с «механизмом правотворчества», «юридический механизм управления»). При этом могут выделяться те или иные его стороны: механизм государственно-правового регулирования (связь с государством), «социальный» или «психологический механизм действия права» (социальные или психологические факторы, влияющие на его результативность).

Так или иначе, с помощью механизма правового регулирования осуществляется перевод требований норм права, его принципов в правовое поведение субъектов права, в упорядоченность общественных отношений.

Понятийная сторона механизма правового регулирования во многом основана на уже известном материале.

Структура механизма правового регулирования «задается» логикой и этапами (стадиями) процесса правового регулирования:

• этап регламентирования общественных отношений путем формирования норм права;

• этап действия нормы права с возникновением в рамках правоотношения субъективных прав и юридических обязанностей;

• этап реализации прав и обязанностей субъектов в реальной жизни.

Логика первого этапа заключается в регламентировании поведения субъектов, содержания отношений, условий возникновения прав и обязанностей, последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения требований нормы права.

Логика второго этапа состоит в «соединении» общих, безличных прав и обязанностей с конкретным субъектом (субъектами), индивидуализация требований нормы права.

Логику третьего этапа составляет фактическое осуществление возможности бывшей до этого лишь потенциальной юридической формой в действительность: в реальное поведение, права, полномочия конкретных субъектов и т.п.

В соответствии с указанной логикой в механизме правового регулирования на микроуровне выделяют три звена (элемента):

• норма права;

• правоотношение;

• акт применения права.

Каждое из звеньев может включать более мелкие, но не менее важные составные части, так:

- нормативная сторона немыслима без высокого правосознания и совершенной юридической техники законодателя;

- правоотношение - без правоспособности и дееспособности участников правоотношения, их четкого понимания субъективных прав и юридических обязанностей;

- акт применения права - без правосознания правоприменителя, его профессионального умения установить истину, обоснованности и правомерности принимаемых решений.

Все звенья должны скрепляться единым принципом законности, иметь целью укрепление правопорядка и дисциплины.

Состав механизма правового регулирования, в принципе, не меняется - идет ли речь об осуществлении регулирующей или правоохранительной функции права.

Функционирование механизма правового регулирования направлено на свой предмет - волевое поведение (деятельность) людей.

При этом используются тот или иной метод правового регулирования - субординационный или автономный.

В первом случае имеет место сложное регулирование (государственное), ибо присутствуют два акта государственно-властного характера, в другом простое (саморегулирование): один нормативный акт и акт осуществления персональных прав и обязанностей (например, договор).

В деятельности механизма правового регулирования выделяют и конкретные приемы - способы правового регулирования:

• дозволение - представление права активно действовать (разрешающие, управомочивающие нормы);

• запрещение - возложение обязанности воздерживаться от совершения действий (запрещающие нормы);

• предписание - возложение обязанности активно действовать (обязывающие нормы).

К числу конкретных приемов правового регулирования можно отнести и поощрения, льготы и преимущества, т.е. установленные законодательством меры (формы) государственного одобрения морального, материального или юридического характера для тех или иных категорий субъектов, в связи с выполнением ими тех или иных социально-значимых обязанностей.

Поощрения,.льготы, преимущества (в римском праве им

примерно соответствуют, favor, venia, beneficium) выступают в виде правового стимула т.е. средства, побуждающего к законопослушному поведению, фактора, благоприятствующего тем или иным субъектам права в достижении правомерных целей.

К подобным же юридическим категориям, (но противоположным по знаку) относятся правовые ограничения, приостановления, наказания (castigatio, supplicium, vindicta) - предусмотренные законодательством изъятия из правового статуса субъекта, временные запреты на использование своих полномочий, меры государственного принуждения, которые необходимы особенно в случае пресечения имеющих место правонарушений или предотвращения злоупотребления правом.

Поощрения и наказания обладают общей юридической природой как приемы, формы правового регулирования:

• гарантируются государством;

• связаны с объективным поведением (деянием) субъекта и его субъективном состоянием;

• являются оценкой поведения, выходящего за границы «нормы»;

• реализуются в ходе специальных процедур, уполномоченными на то лицами;

• их объемы и конкретные формы заранее известны и соответствуют деянию;

• их эффективность достаточно высока;

• они характеризуют не «вход», а «выход» механизма правового регулирования, «результат» его работы.


Различия
Поощрение: Наказание:
средство, стимулирующее положительное поведение; средство защиты общества от правонарушений;
реакция на социально-полезное поведение; реакция на социально вредное поведение;
меры одобрения общества и государства, вызывают у поощренного положительные эмоции; меры осуждения общества и государства, вызывают у наказанного отрицательные эмоции;
эффективность поощрения, гибкость его воздействия выше; эффективность наказания ниже, чем поощрения;
пробуждает творческие силы личности; скорее консервирует активность личности;
поднимает поведение человека выше нормы; «подтягивает» поведение человека до нормы;
сообщает человеку ценности; лишает человека ценностей;
социальный резонанс велик; социальный резонанс мал;
долгая жизнь в благодарной памяти людей; общество старается «забыть», «вычеркнуть» из памяти злодеяния;
воспитывает последователей на положительном примере имеет антивоспитательное значение

С учетом вышеизложенного.выделяют различные типы правового регулирования - т.е. общую направленность механизма правового регулирования на общественные отношения:

общедозволительный тип правового регулирования поведения и деятельности субъектов, когда им разрешено все, что не запрещено по закону;

разрешительный - это тип правового регулирования поведения и деятельности субъектов, когда им разрешено только то, что прямо предписано (предусмотрено) законом.

Одно из важнейших функциональных характеристик механизма правового регулирования является его эффективность - (от лат. effectus - исполнение, действие, результат).

Эффективность механизма правового регулирования - это степень его результативности, показывающая насколько достигнутые итоги действия нормативно-правовых актов соотносятся с теми социальными целями, во имя которых они принимались.

Повысить эффективность механизма правового регулирования можно с помощью:

• совершенствования законодательства;

• укрепления законности;

• улучшения правоприменительской деятельности;

• подъема уровня правосознания и правовой культуры;

• повышения правовой активности субъектов права.

На макроуровне механизм правового регулирования определяется:

1. пространственными характеристиками:

пределами правового регулирования - границами социальной среды, нуждающейся в эффективном правовом регулировании;

сферой правового регулирования - теми отношениями, которые уже регулируются правом или должны им регулироваться.

2. характеристиками, связанными с объектом его действия, такими, как, например:

избыточность правового регулирования - т.е. необоснованное и излишнее использование правовых средств регламентации общественных отношений;

потребность правового регулирования - степень необходимости активного использования правовых средств для регламентации поведения (деятельности) людей;

недостаточность правового регулирования - привлечение правовых средств регламентации поведения (деятельности) людей в масштабах, не покрывающих социальной потребности;

обоснованность правового регулирования - причинная обусловленность и адекватность правовых средств, регламентирующих поведение (деятельность) людей, удовлетворение ими законных интересов.

В деятельности механизма правового регулирования различают:

• социальный аспект, т.е. всю систему социальных и иных факторов, характеризующих перевод требований норм права и правовых принципов в правомерное поведение субъектов права;

• психологический аспект, оказывающий влияние на те или иные сферы сознания, интересы, мотивации поведения субъектов правовой жизни, складывающиеся в процессе правового регулирования;

• информационный аспект, особенно важный в случае координационного (автономного) метода правового регулирования, поскольку он предоставляет юридически равноправным участникам регулируемых отношений большие возможности самостоятельно определять собственный образ действия;

• управленческий аспект, позволяющий поведение юридически неравноправных участников вводить в строгие рамки законности и одновременно учитывать своеобразие конкретной юридической обстановки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: