Рассмотренные выше темы, дают возможность представить основные черты механизма правового регулирования - единую систему правовых средств, обеспечивающих результативное правовое воздействие на поведение субъектов права.
Правовые средства - совокупность юридических инструментов, с помощью которых удовлетворяются конкретные интересы субъектов права, обеспечивается достижение тех или иных социальных целей.
Правовое воздействие - это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения. Правовое воздействие - понятие более широкое, чем правовое регулирование и по сфере действия, объектам и по своим средствам; оно включает все формы влияния права: информационное, ценностно-ориентационное и т.п., помимо конкретных правовых средств (нормативно-правовых актов, правоотношений, актов правоприменения) используются например и правовая идеология, правовая культура. Правовое воздействие как правило, не имеет обратной связи, его результат неопределенен, эффективность низкая. Смысл - подготовка почвы, создание благоприятной правовой атмосферы.
|
|
Правовое регулирование - это тоже воздействие, но воздействие адресное, с обратной связью, в отношении конкретных прав и обязанностей индивидуальных субъектов с ожидаемыми (предсказуемыми) последствиями. Правовое воздействие - это «удар по площадям», правовое регулирование - «точечное попадание».
Об этом же говорит этимология слова regere - регулировать, править, управлять; rector - правитель, управитель, отсюда же regula juris - норма права, sententia regolaris - имеющий силу приговор.
Без правового регулирования невозможно управление -функционирование любой организационной системы, которое сохраняет ее структуру, поддерживает режим деятельности, реализацию целей и программ.
Термин «механизм» (от греч. __________ - орудие, машина) используется в определении для отражения движения, функционирования правовой формы (наряду с «механизмом правотворчества», «юридический механизм управления»). При этом могут выделяться те или иные его стороны: механизм государственно-правового регулирования (связь с государством), «социальный» или «психологический механизм действия права» (социальные или психологические факторы, влияющие на его результативность).
Так или иначе, с помощью механизма правового регулирования осуществляется перевод требований норм права, его принципов в правовое поведение субъектов права, в упорядоченность общественных отношений.
Понятийная сторона механизма правового регулирования во многом основана на уже известном материале.
Структура механизма правового регулирования «задается» логикой и этапами (стадиями) процесса правового регулирования:
|
|
• этап регламентирования общественных отношений путем формирования норм права;
• этап действия нормы права с возникновением в рамках правоотношения субъективных прав и юридических обязанностей;
• этап реализации прав и обязанностей субъектов в реальной жизни.
Логика первого этапа заключается в регламентировании поведения субъектов, содержания отношений, условий возникновения прав и обязанностей, последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения требований нормы права.
Логика второго этапа состоит в «соединении» общих, безличных прав и обязанностей с конкретным субъектом (субъектами), индивидуализация требований нормы права.
Логику третьего этапа составляет фактическое осуществление возможности бывшей до этого лишь потенциальной юридической формой в действительность: в реальное поведение, права, полномочия конкретных субъектов и т.п.
В соответствии с указанной логикой в механизме правового регулирования на микроуровне выделяют три звена (элемента):
• норма права;
• правоотношение;
• акт применения права.
Каждое из звеньев может включать более мелкие, но не менее важные составные части, так:
- нормативная сторона немыслима без высокого правосознания и совершенной юридической техники законодателя;
- правоотношение - без правоспособности и дееспособности участников правоотношения, их четкого понимания субъективных прав и юридических обязанностей;
- акт применения права - без правосознания правоприменителя, его профессионального умения установить истину, обоснованности и правомерности принимаемых решений.
Все звенья должны скрепляться единым принципом законности, иметь целью укрепление правопорядка и дисциплины.
Состав механизма правового регулирования, в принципе, не меняется - идет ли речь об осуществлении регулирующей или правоохранительной функции права.
Функционирование механизма правового регулирования направлено на свой предмет - волевое поведение (деятельность) людей.
При этом используются тот или иной метод правового регулирования - субординационный или автономный.
В первом случае имеет место сложное регулирование (государственное), ибо присутствуют два акта государственно-властного характера, в другом простое (саморегулирование): один нормативный акт и акт осуществления персональных прав и обязанностей (например, договор).
В деятельности механизма правового регулирования выделяют и конкретные приемы - способы правового регулирования:
• дозволение - представление права активно действовать (разрешающие, управомочивающие нормы);
• запрещение - возложение обязанности воздерживаться от совершения действий (запрещающие нормы);
• предписание - возложение обязанности активно действовать (обязывающие нормы).
К числу конкретных приемов правового регулирования можно отнести и поощрения, льготы и преимущества, т.е. установленные законодательством меры (формы) государственного одобрения морального, материального или юридического характера для тех или иных категорий субъектов, в связи с выполнением ими тех или иных социально-значимых обязанностей.
Поощрения,.льготы, преимущества (в римском праве им
примерно соответствуют, favor, venia, beneficium) выступают в виде правового стимула т.е. средства, побуждающего к законопослушному поведению, фактора, благоприятствующего тем или иным субъектам права в достижении правомерных целей.
К подобным же юридическим категориям, (но противоположным по знаку) относятся правовые ограничения, приостановления, наказания (castigatio, supplicium, vindicta) - предусмотренные законодательством изъятия из правового статуса субъекта, временные запреты на использование своих полномочий, меры государственного принуждения, которые необходимы особенно в случае пресечения имеющих место правонарушений или предотвращения злоупотребления правом.
|
|
Поощрения и наказания обладают общей юридической природой как приемы, формы правового регулирования:
• гарантируются государством;
• связаны с объективным поведением (деянием) субъекта и его субъективном состоянием;
• являются оценкой поведения, выходящего за границы «нормы»;
• реализуются в ходе специальных процедур, уполномоченными на то лицами;
• их объемы и конкретные формы заранее известны и соответствуют деянию;
• их эффективность достаточно высока;
• они характеризуют не «вход», а «выход» механизма правового регулирования, «результат» его работы.
Различия | |
Поощрение: | Наказание: |
средство, стимулирующее положительное поведение; | средство защиты общества от правонарушений; |
реакция на социально-полезное поведение; | реакция на социально вредное поведение; |
меры одобрения общества и государства, вызывают у поощренного положительные эмоции; | меры осуждения общества и государства, вызывают у наказанного отрицательные эмоции; |
эффективность поощрения, гибкость его воздействия выше; | эффективность наказания ниже, чем поощрения; |
пробуждает творческие силы личности; | скорее консервирует активность личности; |
поднимает поведение человека выше нормы; | «подтягивает» поведение человека до нормы; |
сообщает человеку ценности; | лишает человека ценностей; |
социальный резонанс велик; | социальный резонанс мал; |
долгая жизнь в благодарной памяти людей; | общество старается «забыть», «вычеркнуть» из памяти злодеяния; |
воспитывает последователей на положительном примере | имеет антивоспитательное значение |
С учетом вышеизложенного.выделяют различные типы правового регулирования - т.е. общую направленность механизма правового регулирования на общественные отношения:
общедозволительный тип правового регулирования поведения и деятельности субъектов, когда им разрешено все, что не запрещено по закону;
|
|
разрешительный - это тип правового регулирования поведения и деятельности субъектов, когда им разрешено только то, что прямо предписано (предусмотрено) законом.
Одно из важнейших функциональных характеристик механизма правового регулирования является его эффективность - (от лат. effectus - исполнение, действие, результат).
Эффективность механизма правового регулирования - это степень его результативности, показывающая насколько достигнутые итоги действия нормативно-правовых актов соотносятся с теми социальными целями, во имя которых они принимались.
Повысить эффективность механизма правового регулирования можно с помощью:
• совершенствования законодательства;
• укрепления законности;
• улучшения правоприменительской деятельности;
• подъема уровня правосознания и правовой культуры;
• повышения правовой активности субъектов права.
На макроуровне механизм правового регулирования определяется:
1. пространственными характеристиками:
• пределами правового регулирования - границами социальной среды, нуждающейся в эффективном правовом регулировании;
• сферой правового регулирования - теми отношениями, которые уже регулируются правом или должны им регулироваться.
2. характеристиками, связанными с объектом его действия, такими, как, например:
• избыточность правового регулирования - т.е. необоснованное и излишнее использование правовых средств регламентации общественных отношений;
• потребность правового регулирования - степень необходимости активного использования правовых средств для регламентации поведения (деятельности) людей;
• недостаточность правового регулирования - привлечение правовых средств регламентации поведения (деятельности) людей в масштабах, не покрывающих социальной потребности;
• обоснованность правового регулирования - причинная обусловленность и адекватность правовых средств, регламентирующих поведение (деятельность) людей, удовлетворение ими законных интересов.
В деятельности механизма правового регулирования различают:
• социальный аспект, т.е. всю систему социальных и иных факторов, характеризующих перевод требований норм права и правовых принципов в правомерное поведение субъектов права;
• психологический аспект, оказывающий влияние на те или иные сферы сознания, интересы, мотивации поведения субъектов правовой жизни, складывающиеся в процессе правового регулирования;
• информационный аспект, особенно важный в случае координационного (автономного) метода правового регулирования, поскольку он предоставляет юридически равноправным участникам регулируемых отношений большие возможности самостоятельно определять собственный образ действия;
• управленческий аспект, позволяющий поведение юридически неравноправных участников вводить в строгие рамки законности и одновременно учитывать своеобразие конкретной юридической обстановки.