I. Общее - особенное - единичное в праве

I. В философии существуют такие категории как общее -
особенное - единичное. Применительно к праву это отношение может
выглядеть следующим образом:

Праву как социальному феномену свойственны определенные
сущностные свойства. Они являются общими для всех исторических
эпох, типов права - рабовладельческого, феодального, буржуазного,
социалистического. Эти свойства вполне подробно освещены выше (см.
темы 3-4). Вспомним, в частности, нормативность, то есть способность
выступать в качестве общей мерки, универсальность и всеобщность, т.е.
действие на всей территории страны, на всех субъектов права. Общими
или родовыми признаками права выступает его многообразная связь с
государством, охрана и контроль со стороны последнего. Кроме того,
для любого права в высшей степени характерны системность,
формальность, фиктивность. Самые существенные черты отражают
общее в праве.

Особенное в праве выявляется в его видах, в типологии. В теме 5
детально рассмотрена проблема типов права. Однако, в классификации
права вместо социально-экономических и классово-антогонистических
можно использовать и другие критерии. Если в качестве основания для
подразделения права взять его источники или его исторические и
национальные, культурные отличия, традиции, происхождение, то
особенное в праве предстанет множеством правовых систем.

Единичное в праве - это право отдельной страны в конкретный
период времени, уникальное и неповторимое.

Термин «правовая система» неразрывно связан с категорией
«право». И то и другое отражает правовую действительность
способствует лучшему пониманию мира права, более результативному
правовому воздействию. Но это не синонимы. Если руководствоваться
нормативистской точки зрения, то право есть система
общеобязательных правил должного поведения, исходящих от
государства и охраняемого ими. «Система права» куда более объемна (см. определение), она дает комплексную оценку правовым основам
государственной и общественной жизни, включает судебную систему, и
систему правоохранительных органов, и систему источников права, и
систему наказаний и т.д.

II. Соотношение правовой системы и права, правовой
системы и системы права

Право входит составной частью в правовую систему, но частью
важнейшей. Оно связует и закрепляет правовую систему, сообщает ей
качество системности, поскольку является ее нормативной базой. Без
права нет и не может быть правовой системы.

Термин «правовая система» близок и созвучен понятию «система
права» (см. тема 10). Оба свидетельствуют об упорядоченности права,
его комплексном характере, освещают его важные стороны.

Вместе с тем, «система права» - понятие более узкое; оно, как уже
известно, может быть сведено к совокупности норм, распределенных по
институтам и отраслям права в соответствии с предметом и методом
правового регулирования. «Правовая система», употребляется в данном
случае, как понятие более высокого уровня, объединительное,
включающее и систему права и систему законодательства и систему
юридических наук.

III. Понятие национальной правовой системы и правовой
семьи

Национальная правовая система - наиболее широкое,
синтетическое понятие, позволяющее классифицировать право, исходя
из его особенных содержательных характеристик, которое включает в
себя:

• духовные (правовая культура, правовая идеология и т.п.);

• материальные (институты, нормы, отрасли и т.д.);

• процессуальные элементы в праве.

Существующая правовая картина мира крайне разнообразна.
Далеко неоднородным право было и в прошлом. Собственным правом
обладали и обладают и некоторые социальные институты, например,
церковь: каноническое право, мусульманское право, иудейское право,
индусское право и др. В настоящее время с учетом принципа примата
международного права приобретает большой вес международное
(публичное и частное) право. Но главное, право многочисленных стран
сформировано на разных языках, зафиксировано разными способами,
использует различную технику, отражает разные общественные
структуры, культуру, обычаи и т.п. Однако, несмотря на обилие и
разнообразие национальных правовых систем, существующих в
современном мире, они могут быть объединены в несколько групп или
семей.

Правовая семья - это совокупность правовых систем,
обладающих существенным подобием в духовных, материальных и
процессуальных элементах права, общностью происхождения,
исторического развития.

Дело в том, что в праве при всем его разнообразии есть
постоянное. Благодаря ему можно не только сгруппировать право в
ограниченное количество семей, но вообще изучать право,
рассматривать право, юриспруденцию как науку. Этими правовыми
константами и стабилизирующими, отграничивающими данную
правовую семью от других, выступают структурная взаимосвязь и
взаимоподчиненность норм права, их способы создания и толкования,
категории, которыми оперирует право, его понятийный аппарат,
принципы и формы осуществления права, единые источники, уровень
правового сознания и правовой культуры и т.п.

Точно так, как в лингвистике различают, например, семью угро-
финских языков, а в ботанике - семейство бобовых, в юридической
науке выделяют отдельные семьи правовых систем. При этом исходят
не из единичного - бесконечно разнообразных правовых норм,
уникальных традиций и т.п., а из правовых постоянных. Руководствуясь
подобным подходом, можно выделить ряд правовых семей: а) общего
права; б) романо-германскую, в) социалистического права; г)
религиозно-традиционного права; д) дальневосточного права (по
Р.Давиду).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: