double arrow

IV. Особенности правовых семей

Отличительные особенности правовых семей:
а) Семья «общего права» появилась в Англии и распространилась
в странах английского языка (англосаксонская семья).
Ее характерные черты:

• основной источник права - судебный прецедент;

• общее право создали судьи, которые разрешали споры отдельных
лиц;

• норма общего права конкретна, направлена на разрешение
единичного случая, она не формулирует общее правило поведения на
будущее;

• нормы процессуального права (отправление правосудия, исполнения
судебных решений) более важны, чем нормы материального права;

• судья важнее законодателя: задача судьи - немедленное
восстановление справедливости, он не устанавливает основы
социального порядка;

• «общее право» слабо связано с римским гражданским правом;

• «общее право» не кодифицировано, не имеет деления на отрасли
приобретало черты публичного права в той мере, в какой споры
частного характера затрагивали интересы королевской власти.

б) Семью континентального права называют еще романо-
германской с учетом заслуг в ее становлении университетов латинских
и германских стран. Она характеризуется тем, что:

• сложилась на основе римского права, деятельности ученых-юристов,
приспособивших для современных условий кодификацию Юстиниана;

• нормы права рассматриваются как нормы поведения, отвечающие
требованиям справедливости и морали;

• задача юридической науки - определить какими должны быть общие
нормы, выражающие разум и справедливость;

• господствующая роль принадлежит закону, законодательство
кодифицировано;

• законодатель творит право, независимо от того является ли он
абсолютным монархом или высшим представительным органом власти;

• юрисдикционные органы (суды) не творят, а лишь применяют право;

• существует, идущие от римского права, деление на публичное и
частное право, на различные отрасли права.

в) Социалистическое право отличается краткой историей, хотя
ведет свое начало из семьи романо-германского права и сохранило
некоторые его черты:

• норму права, изложенную в законе, рассматривает как общую норму
поведения;

• использует понятийный аппарат, терминологию в значительной мере сходную с системой романо-германского права;

• отличается собственной, оригинальной целью - построением
общества без государства и права, поэтому право создает условия
своего собственного отмирания;

• важнейшим источником социалистического права выступает
нормотворчество законодателя (высший представительный орган
власти), выражающего волю трудящихся;

• характеризуется в момент своего становления сломом предыдущей
правовой системы и установлением на известный период диктатуры
пролетариата;

• законодатель стремится создать новый экономический порядок,
социальный строй на основе государственного планирования и
общественной собственности на средства производства, что приводит к
определенному сужению сферы гражданского права;

• отсутствует деление на публичное и частное право, поскольку право
не знает ничего частного в сфере производства и закрепляет
государственную монополию во внешней торговле и ряде других сфер;

• конституционное закрепление руководящей партии как ядра
политической системы.

г) Семья религиозно-традиционного права существует в странах
мусульманского, иудейского, индусского права, для нее характерно:

• существование наряду с правом, исходящим от государства, других
универсальных социальных регуляторов;

• понимание права, его концепция существенно иные, чем на Западе,
иная правовая идеология и психология;

• в основе семьи лежит представление о неком идеальном праве,
отличающемся от норм, изданных законодателем и от каких-либо
других норм, применяемых в юридической практике;

• право продолжает рассматриваться в качестве опоры социального
строя, отдается должное закону;

• собственно правом считается воля аллаха, бога, изложенная в
священных книгах: шариате (ислам), талмуде (иудаизм), сурдах, ведах
(индуизм);

• законодатель обязан в законотворчестве учитывать принципы
религиозного права;

• данная правовая семья отличается консерватизмом, архаичностью,
неизменностью своих концептуальных основ.

д) Семья дальневосточного права (Япония, Корея, Китай, страны
Тропической Африки, Мадагаскар) в настоящее время активно
модернизируется, приближаясь к европейским семьям, но на
протяжении многих сотен лет для них было характерно:

• исключение права из числа социальных регуляторов;

• место закона, изданного государственной властью занимал (и
занимает) ритуал;

• большинство граждан продолжает жить в соответствии с вековыми
традициями;

• искусственно созданные своды правовых норм обладают в глазах
населения значительно меньшей социальной ценностью, чем традиция
и обычай;

• сохранение и восстановление гармонии в отношениях между
людьми, человека и природы считается важнее уважения к праву;

• право выполняет большей частью орнаментальную роль, человек не
должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого
стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех;

• на первом месте должны стоять воспитание и убеждение, а не власть
и принуждение;

• решение по конкретному спору (возмещение ущерба), должно
отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не юридическим
абстракциям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: