Оптимальная компоновка машинного отделения (МО) должна отвечать следующим основным требованиям:
- при выбранном типе главного двигателя и расположений МО длина его должна быть минимальной;
- для обеспечения минимальных энергетических потерь основные трубопроводы должны иметь минимальную протяженность; это возможно при группировании взаимосвязанных механизмов и устройств;
- обеспечивать минимальные трудозатраты и максимальные удобства при обслуживании, отвечать всем требованиям охраны труда;
- энергетическая установка должна быть ремонтабельна;
- расположение механизмов должно отвечать их функциональным особенностям;
- компоновка должна отвечать требованиям Регистра СССР.
В общем случае энергетическую установку следует размещать по возможности в наименьшем числе отсеков. Оборудование одновальных установок в большинстве случаев размещают в одном отсеке, что значительно упрощает все системы установки и ее оборудование, а также улучшает массо-габаритные и экономические показателя. Размещение энергетической установки в нескольких отсеках может быть вызвано недостаточностью их размеров, желанием повышения живучести установки (рассредоточение оборудования).
|
|
От длины МО, независимо от расположения его на судне (кормовое, среднее, промежуточное), зависит провозоспособность судна. Энергонасыщенность современного судна для расположения всех механизмов в трюме МО требует значительного выхода за габаритную длину установленного главного двигателя. Поэтому большинство современных судов имеет многоярусное расположение механизмов и аппаратов. Обычно в МО устраиваются две платформы - верхняя и нижняя, на которых размещается часть вспомогательных механизмов, причем группировку механизмов на этих трех уровнях по возможности выполняют на прямой линии.
Главные двигатели и турбозубчатые агрегаты устанавливают в трюме МО на фундаментах, связанных с конструкциями днищевого набора. При электрической передаче первичные главные двигатели иногда размещают на платформе МО.
Если под главным двигателем или турбозубчатым агрегатом необходимо разместить сточную масляную цистерну, то последняя
выгораживается в двойном дне. При достаточно большой высоте двойного дна эта цистерна должна быть отделена от наружной обшивки коффердамом. В случае ограниченной высоты двойного дна допускают, что наружная обшивка служит днищем цистерны, но тогда нужно ее разделить на две части непроницаемой переборкой с перепускным клапаном.
Главные и вспомогательные котлы могут располагаться в трюме или на платформе. При расположении на платформе их преимущественно размещают в корму от главных двигателей или турбозубчатых агрегатов, что особенно целесообразно при кормовом расположении МО. На судах с дизельными установками вспомогательные котлы часто устанавливали в трюме на левом борту МО, то есть, со стороны поста управления двигателя правого вращения. Утилизационные котлы размещают в шахте МО.
|
|
Оборудование судовой электростанции по большей части находится либо в том же отсеке, либо в специально выделяемом отсеке вспомогательных механизмов (обычно при относительно большой мощности электростанции, например, на пассажирских судах). Оборудование аварийной электростанции находится в отдельном помещении, расположенном выше палубы переборок и имеющем самостоятельный выход на открытую палубу. Турбогенераторы судовых электростанций устанавливают преимущественно на платформах вблизи от главного распределительного щита. Дизель-генераторы судовых электростанций во многих случаях являются наиболее интенсивными источниками шума и вибрации. В связи с этим их предпочтительнее размещать в трюме МО и по возможности в удалении от центрального поста управления установки.
Расположение механизмов по ярусам должно отвечать их функциональным особенностям. Так, насосы, подающие забортную воду к агрегатам, могут располагаться на платформе, так как при плавании в балласте приемные отверстия могут оказаться вблизи ватерлинии, что может привести к срыву работы насоса. Все центробежные насосы хорошо работают при наличии гидростатического подпора и поэтому должны располагаться ниже уровня перекачиваемой жидкости. В ряде систем необходимо создавать естественный гидростатический напор, например, в топливной системе. Поэтому расходные цистерны располагают возможно выше - на средней платформе.
Для ряда механизмов, исходя из их функциональных особенностей, можно указать их однозначное местоположение.
В трюме МО обязательно располагаются все вспомогательные механизмы, обслуживающие систему охлаждения главного двигателя, циркуляционной смазки, балластно-осушительную, пожарные насосы, насосы питьевой и мытьевой воды.
приемные кингстоны забортной воды рекомендуется размещать в носовой части МО в наиболее удаленном от гребных винтов месте. В этом случае при работе на заднем ходу создается меньшая вероятность попадания воздуха в приемные трубопроводы забортной воды.
Откачивающие насосы должны располагаться возможно ближе к уровню откачиваемой жидкости.
На средней платформе в ряде случаев размещают компрессоры пускового воздуха и в непосредственной близости баллоны пускового воздуха, причем баллоны малой длины и большого диаметра располагают горизонтально. Часто на средней платформе устанавливают водо- и маслоохладители, либо только водоохладители, а маслоохладители - в трюме, под ними (забортная вода охлаждает сначала масло, а потом пресную воду). На средней платформе часто также размещают вспомогательные помещения - мастерские, кладовые. Эти помещения могут располагаться и на верхней платформе.
На некоторых судах на средней платформе в кормовой частях размещают дизель-генераторы. Обычно это делают на небольших судах при кормовом стесненном МО и сравнительно легких дизель-генераторах.
Главный распределительный щит обычно устанавливают на платформе или в трюме МО на площадке, которая находится выше уровня пола. Щит рекомендуется устанавливать перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Длина магистральных кабелей, соединяющих его с источником тока и с групповыми распределительными щитами, должна быть по возможности наименьшей.
При наличии в МО изолированного ЦПУ главный распределительный щит устанавливают в его помещении.
|
|
Механизмы, имеющие электропривод, размещают таким образом, чтобы электрооборудование находилось выше настила пола. Котельным вентиляторам и вентиляторам системы вентиляции отводят место в верхней части помещений и шахты МО.
Во избежание загрязнения водных бассейнов нефтепродуктами, удаляемыми вместе с водой при осушении трюмов МО, на судах применяют сепараторы трюмно-балластных вод, в которых вода подвергается очистке. Эти сепараторы могут устанавливаться как в трюме МО, так и на средней платформе.
Открытые и частично изолированные посты управления обычно размещают в районе расположения местных органов управления двигателей. Изолированные ЦПУ могут применяться как в МО (на средней платформе), так и вне МО (например, в помещении ходовой рубки).
В соответствии с Правилами Регистра СССР каждое МО, котельное отделение, коридор гребного вала должны иметь два независимых
выхода. Оба выхода должны быть удалены возможно дальше друг от друга и располагаться на разных бортах. Выходы из МО оборудуют наклонными трапами. На малых судах второй выход может быть выполнен в виде вертикального трапа. Один из выходов МО обычно находится в районе ЦПУ. При большой высоте МО, кроме трапов предусмотрен пассажирский лифт с остановками на каждом ярусе.
Трапы должны иметь ширину не менее 600 мм. Наклон трапов к горизонту равен 60°, а длина маршей не должна превышать 6 м. На малых судах ширина трапов может быть равной 500 им, ширина проходов между выступающими частями механизмов и корпусных конструкций Должна быть не менее -700 мм, а высота проходов в свету - не менее 1850 мм. В районе постов управления ширина проходов должна быть не менее 1000 мм.
Главные двигатели устанавливает на расстоянии не менее 1200 мм друг от друга. Расстояние между обшивкой котла и настилом двойного дна - не менее 700 мм, а между обшивкой котла и платформой - не менее 600 мм.
При размещении оборудования энергетической установки должны предусматриваться необходимые площади и расстояния для демонтажа оборудования и выполнения ремонтных работ. Для подъема и транспортировки деталей в МО использует краны или тельферы.
|
|
Примеры компоновок МО различных судов рассматриваются на занятии по чертежам судомеханического кабинета СИИМФ и по плакатам.
Вопросы для самопроверки
1. Где размещают на судне энергетические установки?
2. Каким требованиям должна отвечать оптимальная компоновка МО?
3. Что представляет собой многоярусное расположение механизмов в МО?
4. Как и где устанавливают главные двигатели?
5. Что Вы знаете о размещении сточной масляной цистерны?
6. Как размещается в МО котлы и их оборудование?
7. Где и как размещается оборудование судовой электростанции?
8. Назовите принцип размещения насосов, перекачивающих невязкие жидкости (например, воду).
9. Где размещаются компрессоры пускового воздуха и пусковые баллоны?
10. Что Вы знаете о размещении главных распределительных китов?
11. Сколько независимых выходов должно быть из МО?
12.Какова минимальная длина трапов в МО?
13. Каков угол наклона трапа к горизонту?
14. Каково минимальное расстояние между механизмами и корпусными конструкциями?
15. Назовите величину высоты проходов в свету.
16. Назовете минимальное расстояние между главными двигателями. 17. Каким должно быть расстояние от обшивки котла до двойного дна? До платформы?
18. Где размещается мастерские и кладовые МО?
Лабораторная работа № I