У. Соотношение политики и права

Политические категории самым тесным образом связаны с
понятием государственно-правовыми; они «живут» в сфере политико-
правовой надстройки, «обслуживают» государственно-властные
процессы; политика и право имеют один и тот же объект (а часто и
субъект) изучения и воздействия: общество, социальные группы,
человека, его поведение и деятельность.

Вместе с тем политику и право нельзя считать синонимами:

ОТЛИЧИЯ

политики, политических категорий от права, правовых понятий
сфера политики, политических интересов более широкая, устанавливается произвольно под действием ряда факторов (есть внешняя политика и т.п.); сфера права уже, право само устанавливают рамки своей деятельности, право не выходит за пределы национальных границ;
цель политики - власть, установление отношений господства и подчинения; цель права - регулирование нормальных жизненных отношений;
в политике цель оправдывает средства, есть секретная политика, интрига, игра и т.п.; право допускает только законные средства, право открыто, понятно людям;
политика указывает на политические ценности, идеалы, цели к которым можно стремиться; право указывает на нормы поведения, посильные всем;
для политики, идеологии, партий, движений и т.п. характерен плюрализм; право существует «в единственном экземпляре», одно в данное время в данной стране;
свои словарь политических понятии, свой лексикон; имеет свои принципы, свои объекты изучения, свой язык, свой понятийный аппарат;
например, политика трактует о легитимности; право рассуждает о легальности;
для политики важен политический образ, высказывания, настроения;   для права важны только действия и их соответствие (не)соответствие с юридическими нормами;
для политики скорее характерны принципы, а не нормы, т.е. общие количественные и качественные указания, универсально регламентирующие политическую жизнь;   право наряду с принципами, оперирует в основном нормами, конкретными и обязательными, включая сферу политики (нормы избирательного права, нормы представительства и т.д.);
политическая система может включать нелегальные, теневые структуры;   право «не знает» ничего нелегального и незаконного;
политические отношения знают субъектов (руководителей, правителей), носителей власти, исполнителей, социальную базу;   право более демократично, перед законом все равны и высокий руководитель и рядовой гражданин;
политическая деятельность менее формализована, но и менее гарантирована;   право формализовано значительно больше, но и в большей степени гарантировано;
политика разделяет общество на партии, фракции, элиты и т.д. на политический центр и периферию; одинаковый подход исключен в политике;   право объединяет общество, подчиняет всех его членов одинаковым требованиям, закон действует на всей территории государства;
нарушение политических норм и правил влечет за собой (и то не всегда) неопределенную реакцию (моральное осуждение, «оргвыводы» и т.п.);   в праве существует четкая реакция (санкция) на противоправное поведение, нарушение юридических норм;
наиболее сложные случаи политической деятельности регулируется правом, имеют - правовую оценку, правовую гарантии и т.п.   сферу права стараются освободить от влияния политики, партийных идеологизированных программ, классовых позиций. Закон - один для всяких партий;
политика может обходиться без морали, ее эффективность при этом особенно не страдает.   право не может функционировать без морали, его эффективность резко падает.

Взаимодействие государства и права с другими
элементами политической системы

* Государство и право по отношению к политическим партиям:

• устанавливают правовые рамки деятельности партий и
политических объединений;

• регистрируют в установленном законом порядке;

• определяют их роль и место в политической системе;

• предъявляют требования к идеологии и программе партии,
организационному строению и порядку деятельности, ее финансово-
экономической базе и т.п.
* Политические партии в отношении государства:

• в ходе политической борьбы определяют принадлежность
государственной власти, ее использование, способы и формы
осуществления;

• в условиях авторитаризма правящая партия может сливаться с
государством, быть выше закона;

• в условиях демократии существует многопартийная система;
государство стоит на принципе департизции и деполитизации
должностных лиц.

* Государство, право и общественно-политические организации:

• как и в отношениях с политическими партиями, государство
взаимодействует с массовыми общественно-политическими
организациями;

• контролирует их деятельность (включая финансовую
отчетность), регистрирует в компетентных органах (министерстве
юстиции), разрешает проведение массовых мероприятий и т.п.);

• прислушивается к мнению наиболее влиятельных и массовых
из них (профсоюзы);

• деятельность организаций, расходящуюся с требованиями
закона, государство запрещает.


Общественные объединения:

• воздействуют на государство в ходе избирательных компаний, защищают законные интересы своих членов в государственных органах;

• могут работать в парламентских комиссиях, влияя на
содержание рассматриваемых проектов нормативных актов;

• такие массовые общественные организации как профсоюзы
иногда выступают настолько мощной социальной силой, что
государство устанавливает с ними отношения партнерства,
разрабатывает соответствующее законодательство.

* Взаимоотношения государства и права с церковью были всегда
важными, они остаются таковыми и в современных условиях, в
которых светское государство отдельно от церкви, а церковь не
выполняет политических функций и формально могла бы не считаться
элементом политической системы.

• Светское государство, не вмешиваясь во внутрицерковные
вопросы, охраняет и гарантирует законные интересы и правомерную
деятельность церкви идет на сотрудничество с церковью по ряду
направлений. Законодательство признает свободу совести, но в свободе
исповедовать религию, устанавливает ограничения, необходимые для
охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали.

В клерикальном (от лат. clericalis - церковный) государстве
церковь признается государственной и тесно сотрудничает с
государственными институтами, в теократическом (Ξεός - бог,
Κρτος - власть) государстве церковь доминирует, а глава
государства (монарх) соединяет функции верховного
священнослужителя.

* Взаимоотношения государства с объединениями
предпринимателей, торгово-промышленными палатами, союзами
промышленников и т.п. регламентируются современным
законодательством достаточно детально, предоставляя большие
возможности для учета позиции капитала при разработке проектов
законов и социально-экономических программ правительства.

* Особенности взаимодействия государства с общественными
движениями объясняются во многом спонтанными действиями, плохой
управляемостью массовых протестных акций иногда «на грани» закона
по различным поводам за предотвращение экологической катастрофы,
устранение ядерной опасности, сохранение культурного наследия,
бесплатное высшее образование, борьбу со СПИДом, против
глобализации и т.п.

* Совместная деятельность государства и органов местного
самоуправления проявляется в соотношении последнего с местным
управлением - управленческими структурами, назначаемыми
вышестоящей властью на местах.

* Обеспечивая свободу информации, государство создает
законодательные возможности для деятельности средств массовой
информации (коммуникации), которые могут выступать и
эффективными инструментами осуществления демократического
процесса и средством манипулирования общественным сознанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: