Управление

I. Понятие государственной власти, ее отличительные свойства.
П. Механизм государства, присущие ему черты; аппарат
государства, его структура.

III. Принципы организации и деятельности государственного
аппарата.

IV. Государственный орган, его признаки.

V. Органы «ветви» государственной власти и их признаки.

VI. Классификация органов государства.

VII. Важнейшие структурные элементы «ветвей» власти.

VIII. Целостность государства.

Власть в самом широком значении выступает как способность и
возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность,
поведение людей с помощью принуждения.

Власть относится к важнейшим, определяющим понятиям
государственного, политико-правовой сферы. Она проявляет себя
одновременно как причина и следствие государственно-политической
жизни. Борьба за государственную власть и ее удержание —цель
политики; проведение того или иного политического курса происходит
с использованием необходимого средства - государственной власти.

I. Государственная власть - это реальная способность ее
носителей (индивида, группы, социального слоя) проводить свою волю
в политике и правовых нормах, распространяя ее на все население. Ее
формы могут быть различными: господство, руководство, управление,
организация, контроль, надзор, правосудие и т.п. Различные проявления
власти были очевидны и в античности:

• potestas - власть распоряжаться, полномочия вкл. должности;

• auctiritas - власть как влияние, авторитет;

• imperium - власть приказывать, командовать в армии;

• iuris dictio - судебная власть, ведение судопроизводства;

• detentio - власть удерживать за собой, задерживать;

• possessio - власть обладать, владеть, управлять;

• tirannia - незаконная власть, тирания, самовластие.

Отличительные свойства государственной власти:

• характеризуется социальным господством и руководством тех или
иных общественных групп;

• обладает универсальным характером, реально распространяясь в
пределах государственных границ, максимально широко в
пространстве, времени и по кругу лиц;

• носит публично-правовой, политический характер;

• опирается на государственное принуждение;

• осуществляется компетентными органами, должностными лицами
государственных структур;

• как правило, выражается формально с помощью права;

• опирается в финансовом отношении на бюджет, наполняемый с
помощью налогов, другие государственные ресурсы;

• использует известные идеологические средства и информационные
возможности;

• находит свое выражение в государственном суверенитете.

Государственная власть материально воплощается в тех или иных
организационных формах. Их совокупность и составляет механизм
государственной власти. Последний состоит из механизма государства
и некоторых форм непосредственной демократии (референдум, выборы
и т.п.).

П. Механизм государства - это совокупность всех его структур,
посредством которых реализуется государственная власть,
обеспечивается управление и государственное руководство обществом.

Механизму государства присущи некоторые черты:

• это реальная организационно-материальная сила, располагая
которой государство властвует;

• включает силовые орудия принуждения (армия, полиция,
«материальные придатки» и т.п.);

• персонально состоит из людей, занимающихся предписанной
государством деятельностью, труд которых оплачивается из
бюджета;

• базируется на системе органов государства, функционирующих на
основе принципа разделения властей;

• каждый орган обладает властными полномочиями, его предписания
обязательны для всех;

• государственный орган - это орган властвования, «освященный»
государственным суверенитетом, вне зависимости от сферы
деятельности, он выступает от имени государства;

• за каждым элементом механизма государства, входящим в его
структуру, стоит мощь и гарантии государства.
Структуру механизма государства составляют:

• государственный аппарат - важнейшая часть механизма государства,
представляющая собой систему всех, наделенных властными
полномочиями органов государства, созданных для решения
стоящих перед ним задач и осуществления его функций;

• государственные организации - образованные государством
структуры, которые имеют необходимые ресурсы и объединяют
людей, полномочно и компетентно реализующих государственную программу на основе определенных государством правил и
процедур;

• государственные учреждения - государственные организации,
осуществляющие, как правило, учебную, научную, лечебную
деятельность под руководством органов государства;

• государственные предприятия - хозяйствующие субъекты,
созданные в установленном законом порядке для производства
продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях
удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли,
идущей в государственный бюджет.

III. Принципы организации и деятельности государственного
аппарата

Под принципами организации и деятельности государственного
аппарата понимаются руководящие абстрактные положения, на основе
которых формируются и функционируют государственные органы. К
ним относятся:

• принцип законности - соответствия, строгого следования закону и
непротиворечивости всех аспектов деятельности государственного
аппарата в целом, его отдельных органов и государственных
служащих конституции, законам к подзаконным актам;

• принцип эффективности - обеспечение результативности,
рентабельности управленческой деятельности, особенно
необходимой в условиях рыночных отношений;

• принцип профессионализма; в соответствии с ним обеспечивается
занятие тех или иных должностей (особенно руководящих)
квалифицированными, компетентными, дипломированными
специалистами, использующими научный подход;

• принцип демократизма, обеспечивающий участие всех граждан,
народа, как источника государственной власти в принятии
политических решений, формировании и деятельности
государственных органов;

• принцип гуманизма, признающий ценности каждого отдельного
человека как личности, приоритета его законных прав, свобод и
интересов;

• принцип гласности, обеспечивающий «прозрачность» деятельности
государственных органов, их периодическую отчетность,
информирование населения о результатах деятельности по тем или
иным направлениям;

• принцип национального равноправия, требующий равного доступа к
замещению вакантных должностей в госаппарате людям не какой-то
одной, а разных национальностей или рас;

• принцип централизма, отражающий иерархичность структуры
государственного аппарата, «вертикального» или «горизонтального»
подчинения;

• принцип федерализма, который выражает единство государственной
власти в федеративной стране при разграничении предметов ведения
федерального центра и отдельных субъектов федерации;

• принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, позволяющий
соединить коллективное обсуждение с оперативным принятием
решения начальником;

• принцип разделения властей, в соответствии с которым различают
законодательную, исполнительную и судебную; он создает баланс
властей, их контроль (сдерживание) и исключает злоупотребление
властью.

IV. Орган государства - структурно обособленное звено
государственного аппарата, осуществляющее строго определенные
законом функции и наделенное для их выполнения соответствующей
компетенцией.

Компетенция органа государства - определенный конституцией и
действующим законодательством объем полномочий в той или иной
сфере его деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: