Разные актеры по-разному понимают силу в речи. Вот, например, есть такие, которые ищут ее в физическом напряжении. Они стискивают кулаки и пыжатся всем телом, деревенеют, доходят до судорог ради усиления воздействия на зрителя.
На нашем актерском жаргоне такой нажим на звук ради его силы называется «играть на вольтаже» (на напряжении). Но такой прием не создает силы, а лишь крик, ор и сдавленный хрип на суженном голосовом диапазоне.
Что утомляет артиста? Прежде всего, игра на голом темпераменте.
...Я ищу технические средства, чтоб удержать актера от перехода на вольтаж, иначе он начнет выжимать страсть и рвать ее в клочки. Если он попадет на вольтаж, то ему зарез. Чтобы не пускать актера на этот путь, нужна физическая или элементарно- психологическая задача. Пусть он держится за нее крепко, особенно в этом месте. Пусть он действует продуктивно и целесообразно.
Воля
Актеру без воли нельзя. Первым долгом надо учиться управлять своей волей.
Та внутренняя техника, которую я проповедую и которая нужна для создания правильного творческого самочувствия, базируется в главных своих частях как раз на волевом процессе.
На нашем языке искусства: знать - означает уметь... поэтому мало объяснить то, что ученику необходимо [знать], - надо, чтоб он почувствовал, научился и умел делать. Этого не добьешься ни лекциями, ни зубрением, ни формальным исполнением преподанного.
Надо сильно захотеть и настойчиво добиваться поставленной цели - на самом деле, на практике.
Эта работа зависит от доброй воли и энергии самих учеников.
Воля бессильна, пока она не вдохновится страстным хотением.