Виды коммуникации

По составу коммуникантов выделяют интраперсональную, межличностную, групповую и массовую коммуникацию.

Интраперсональная коммуникация приравнивается к разговору с самим собой, человек ведет разговор с самим собой, осуществляет внутренний «монолог».

Межличностная коммуникация связана с идеальной моделью коммуникации и во многом первична, в ней участвуют двое коммуникантов (но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей и т.п.);

Групповая коммуникация осуществляется внутри группы, между группами, индивид-группа (например, интервью политического лидера или разговор руководителя со служащими); есть различия не столько количественные, сколько качественные: разные цели – в коммуникации в малых и больших группах (напр., чаты и форумы в интернете).

Массовая коммуникация происходит в случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (ТВ, радио, Интернет отличаются по степени охвата).

По способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на непосредственные (прямые) и опосредованные (дистанционные).

Непосредственная коммуникация – это коммуникация, осуществляемая напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (например, беседа, публичное выступление).

Опосредованная коммуникация – это взаимодействие, осуществляемое через посредников или с помощью различных средств коммуникации (средства массовой информации и рекламы) технических средств (рупор, телефон, радио, видеосвязь, компьютерные сети локального и глобального характера).

По степени организованности – случайные и неслучайные (организованные). Случайные коммуникации возникают стихийно. Происходит незапланированный обмен информацией между людьми. При случайных встречах обсуждаются и деловые вопросы, принимаются достаточно ответственные решения.

В зависимости от используемых знаковых систем коммуникации бывают вербальные и невербальные.

Вербальная коммуникация подразумевает словесное взаимодействие сторон. Вербальные коммуникации осуществляются с помощью знаковых систем, символов, главным из которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Функционирование языковых знаков возможно лишь в системе на основе правил, которые регулируют построение знаковых рядов (предложений, высказываний) из исходных знаков.

Невербальная коммуникация. В качестве невербальных коммуникативных средств человек использует языки флажков, вышивку, орнаменты, фольклорные образы, ассоциирующиеся с символами и знаками. В межличностном общении большое значение придается позе, жестам, мимике, выражению лица, взгляду и т.д. Несмотря на богатство вербального языка общения, к невербальным средствам человек обращается довольно часто. Невербальные средства коммуникации (так же как и вербальные) выполняют базовые функции коммуникации. Невербальные знаки (жесты, мимика) чаще всего являются немотивированными знаками, которые раскрывают чувства, эмоции, оценочное отношение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: