Жизни населения

Методом государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения является выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств. Оно проводится органами государственной статистики в соответствии с федеральной программой статистических работ, ежегодно утверждаемой Госкомстатом России по согласованию с правительством Российской Федерации.

Цель такого выборочного обследования – получение экономико-статистической информации о жизненном уровне различных групп и слоев населения. Материалы обследования позволяют:

· отслеживать изменения структуры доходов и потребительских расходов населения;

· выявлять различия в уровне материального благосостояния в зависимости от состава семьи, занятости ее членов;

· определять роль отдельных источников в формировании доходов, зависимость потребления от уровня доходов; прослеживать изменения потребительского спроса;

· характеризовать дифференциацию населения по уровню доходов.

Существующая в настоящее время методология выборочного построения сети домашних хозяйств и процедуры обследования начали складываться в первой половине 50-х гг. С 1952 г. обследования проводились в 29 тыс. домохозяйств. Для повышения репрезентативности и достоверности сеть постепенно расширялась, достигнув в 1969 г. 32,9 тыс. и в 1988 г. – 48,6 тыс. домохозяйств. При этом обследование охватывало и новые социальные группы населения.

Метод проведения обследования – непосредственный опрос членов домашних хозяйств и ведение вспомогательных записей о получаемых ими доходах и совершаемых расходах.

Обследование бюджетов домашних хозяйств проводится во всех краях и областях Российской Федерации. Выборочная совокупность хозяйств организуется на принципах представительности категории «все население» в пределах отдельного региона. Генеральную совокупность при отборе составляют все типы домашних хозяйств за исключением коллективных (дома-интернаты для престарелых и школы-интернаты, монастыри, религиозные общины и т.д.).

Программа обследования бюджетов домашних хозяйств представляет собой систему балансового учета поступлений и расходования средств (денежных и натуральных) в домашнем хозяйстве за календарный месяц. При проведении опросов для уточнения получаемых от домашнего хозяйства сведений используются ведущиеся домашним хозяйством регулярные (дневниковые) записи о доходах и расходах. Дневниковые записи – необходимый элемент обследования.

В процессе выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств принято оперировать следующими понятиями.

Денежный доход – поступления в денежной форме, которые, как правило, являются возобновляемыми по своей природе и начисляются домашнему хозяйству или отдельным его членам ежемесячно. Денежный доход домашних хозяйств складывается: из заработной платы наемных работников и других поступлений от работодателей; части дохода от самостоятельных занятий; прибыли от предпринимательской деятельности; дохода от личных инвестиций (рента, проценты, дивиденды), гонораров и комиссионных сборов. В составе денежных доходов домохозяйств учитываются алименты, пенсии, стипендии, вознаграждения и другая помощь в форме регулярно получаемых денег. Изъятия из сбережений, взятые ссуды или полученные возвращенные ссуды, даже если они и используются для целей потребления, не включаются в доходы домашних хозяйств.

Заработная плата и доходы типа заработной платы работающих по найму – общая сумма оплаты труда всех членов домашнего хозяйства, получающих заработную плату в денежной форме, перед вычетом налогов. Она включает доходы от основной и вторичной деятельности и, как правило, охватывает основную заработную плату, оплату внерабочего времени, премии, пособия, надбавки (включая надбавки социального характера, выплачиваемые непосредственно работодателем). По методологии, принятой Госкомстатом России, отчисления работодателей системе социального страхования, пенсионной системе и системе страхования в пользу своих наемных работников в доход домашнего хозяйства не включаются.

Доходы от самостоятельных занятий – доходы домашнего хозяйства в денежной форме, полученные от самостоятельного занятия (индивидуальной трудовой деятельности), а также от регулярного или случайного бизнеса и независимой профессиональной деятельности.

Расходы домашних хозяйств включают расходы на потребление и расходы, не связанные с потреблением. К расходам на потребление относятся все денежные расходы, связанные с приобретением хозяйством или отдельными его членами товаров, предназначенных для потребления (как продовольственных, так и непродовольственных), и оплатой услуг. Расходы, не связанные с потреблением, включают налог на доход, отчисления на пенсии и на социальное страхование и аналогичные страховые взносы, денежные переводы, подарки и аналогичные трансферты, произведенные данным домашним хозяйством или отдельными его членами. В эту группу расходов не входят добавления к сбережениям, суммы, инвестированные или отданные взаймы, возврат ссуд и расходы на другие финансовые операции.

Потребительские расходы включают в себя все текущие расходы на товары и услуги для использования данным домашним хозяйством или отдельными его членами. В данной категории расходов не учитываются прямые налоги, отчисления на пенсии по выслуге лет и другие виды социального страхования, депозиты в банках, отчисления жилищно-строительным кооперативам, страховые взносы по страхованию жизни, трансферты в форме наличных денег и расходы в пользу лиц, не являющихся членами домашнего хозяйства, и возврат ссуд. Исключаются также расходы, являющиеся по своей природе инвестиционными, безвозмездные трансферты наличными деньгами и пожертвования. Услуги образования, медицины и другие услуги, полученные бесплатно, к потребительским расходам тоже не относятся.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора товаров (услуг) прожиточного минимума, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Бюджеты прожиточного минимума могут служить определенным ориентиром при формировании социальной политики и системы мер по социальным гарантиям лишь в условиях кризисного состояния экономики, инфляции и падения жизненного уровня населения, ибо, как показывают медико-биологические исследования, в течение длительного времени человек не может нормально существовать, удовлетворяя свои потребности на уровне, предусмотренном этими бюджетами, без ущерба для здоровья и работоспособности.

Более полный набор (в стоимостной и натуральной форме) материальных и духовных благ отражает другой показатель – минимальный потребительский бюджет – баланс доходов и расходов, позволяющий наиболее обоснованно определять стоимость жизни групп населения с минимальными доходами. Именно этот показатель должен быть социальным нормативом, стандартом, включающим научно обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, важнейшим непродовольственным товарам и услугам. Следовательно, минимальный потребительский бюджет представляет собой денежную оценку минимальных благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы работающих и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных.

В сложившихся экономических условиях современной России минимальный потребительский бюджет может использоваться только в качестве ориентира, с которым по мере появления реальных возможностей необходимо соотносить уровень доходов населения.

При установлении минимальных социальных гарантий такой норматив, как прожиточный минимум, следует рассматривать как временную меру, позволяющую направлять весьма ограниченные материальные и финансовые средства государства на поддержку действительно малообеспеченных и особо нуждающихся групп населения. Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума как инструменты социальной политики призваны служить:

· базой адресной социальной политики;

· целевыми ориентирами при регулировании доходов и потребления малообеспеченных групп населения;

· базой для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

· обоснованием размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

· в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат и материальной помощи, что делает эти пособия и выплаты более адресными.

Использование прожиточного минимума при проведении адресной социальной политики особенно важно в нынешней социально-экономической ситуации в России, характеризующейся продолжающимся снижением реальных доходов населения и объемов производства большинства потребительских товаров. В этих условиях материальные и финансовые возможности для осуществления социальной политики весьма ограничены и реализуемые государством социальные программы нацелены на поддержание лишь самых низкодоходных групп населения.

Расчеты прожиточного минимума и бюджета прожиточного минимума по отраслям и профессиональным группам призваны служить основой для разработки параметров уровня доходов, необходимого для воспроизводства рабочей силы, при заключении коллективных договоров, отраслевых и территориальных тарифных соглашений.

В формировании прожиточного минимума в международной и отечественной практике используются различные методы:

· статистический (прожиточный минимум устанавливается исходя из уровня доходов 10–20% наиболее малоимущих категорий населения);

· нормативный (на основе расчета научно обоснованных нормативов потребления, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы и духовное развитие человека, причем по нормативам определяются потребности как в продовольственных, так и в непродовольственных товарах и услугах);

· комбинированный, или нормативно-статистический (питание определяется по нормативам, а остальные расходы – по их доле в общих потребительских расходах);

· субъективный (на основе социологических опросов населения о величине необходимого минимального дохода);

· ресурсный (ориентированный на реальные экономические возможности обеспечения прожиточного минимума).

Существуют и другие методы определения прожиточного минимума как «порога бедности». Например, Европейская статистическая комиссия (Евростат) оценивает уровень бедности в странах Европейского сообщества как величину, равную половине медианного дохода населения страны, т.е. половине наиболее часто встречающегося уровня материального достатка в той или иной стране (практически половине среднедушевого дохода населения). Люди, имеющие доход ниже половины медианного, признаются малоимущими и подпадают под соответствующую систему социальной защиты.

Продовольственный набор для расчета прожиточного минимума разработан специалистами Института питания Академии медицинских наук России. Он базируется на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания и учитывает в то же время традиционно сложившиеся в России особенности потребления продуктов. Набор прошел экспертизу во Всемирной организации здравоохранения и получил положительную оценку.

В основу расчета набора продуктов положены:

· нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения и рекомендации Всемирной организации здравоохранения о потребности человека в энергии и белке;

· сведения о химическом составе и энергетической ценности, величинах съедобной части пищевых продуктов и потерях пищевых веществ в процессе кулинарной обработки и приготовления продуктов;

· данные об усвояемости белка и содержании в нем незаменимых аминокислот.

Формирование продовольственной корзины прожиточного минимума для различных групп населения осуществлялось с учетом следующих методических требований:

§ полное удовлетворение потребности в основных пищевых веществах и энергии по всем социально-демографическим группам населения;

§ достижение возможности разнообразить рацион при минимальной стоимости корзины;

§ приближение состава корзины к традиционно потребляемому населением России набору продуктов питания.

При расчете прожиточного минимума важно решить, какими ценами следует пользоваться при оценке товаров, входящих в набор прожиточного минимума (средние цены покупки, цены регистрации, цены, складывающиеся на рынке, и т.п.). В настоящее время при расчетах используются средние цены покупки, что, однако, сопряжено с серьезными недостатками учета и анализа (недостаточная оперативность предоставления данных, слабая представительность – обследуется лишь 500 семей в 16 регионах России). Избежать подобных недостатков позволяет метод, основанный на использовании цен регистрации (т.е. цен на тот или иной товар, имеющийся в магазине, вне связи со спросом и объемом его покупок населением). Такие цены еженедельно отслеживаются по определенному набору продуктов в 132 городах России.

Сравнительный анализ стоимости продуктового набора прожиточного минимума, рассчитанного в ценах покупки и в ценах регистрации, показывает, что использование последнего метода более предпочтительно, ибо при этом достигается оперативное, практически еженедельное получение данных о величине прожиточного минимума не только в целом по стране, но и по регионам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: