Одной из форм столкновения экономических конфликтов являются производственные конфликты.
Опросы, проведенные среди управленческого персонала, раскрывают следующие источники напряженности, фиксируемые в сознании администрации разного уровня:
· задержка в выдаче зарплаты и в сроках ее пересмотра;
· распределение ресурсов среди подразделений предприятия, в том числе и регулирование соотношений в заработке между ними;
· низкая дисциплина труда;
· неблагоприятные условия труда;
· отношения с поставщиками, затрудняющие организацию ритмичной работы на производственных участках;
· распределение традиционно выгодных и невыгодных работ;
· отношения с конкурирующими предприятиями, которые могут перебить заказ или добиться более благоприятных отношений с тем же кругом поставщиков;
· неясность критериев оценки труда;
· быстрая сменяемость рабочей силы;
· недостаток информации относительно экономической эффективности более широкой производственной организации, относительно цен на конечный продукт и на рабочую силу;
|
|
· плохо налаженный учет.
Теперь рассмотрим, как развивается производственный конфликт от первого проявления недовольства до забастовки – крайней формы производственного конфликта.
Как правило, все начинается с недовольства, источник которого может и не осознаваться рабочими сразу и непосредственно (в этом месяце заработок меньше, чем в прошлом месяце). Следующий шаг в развитии конфликта – ясно высказанное несогласие с действиями администрации, которое, как правило, со стороны администрации не встречает поддержки. Между тем, если недовольство высказано, то администрация обязана ответить на это высказывание, чтобы недовольство не оформилось в общественное мнение. Администрация интерпретирует источник этого недовольства либо как частный случай, либо как нечто, выходящее за пределы контроля и компетенции администрации данного цеха или участка, либо как результат вздорности и нетерпимости работника, высказывающего соответствующие притязания. Таких работников администрация пытается дискредитировать.
На стороне «оппозиции» в этот момент также может происходить расщепление мнений. Одни настаивают на примирении и предлагают перевести лицо, замешанное в конфликте, на другую должность, чтобы не раздражать общественное мнение, другие настаивают на принципе: «Почему мы должны уступать? Если уступать, то в конце концов работать не будет никакой возможности».
Таким образом, расщепление мнений в обеих группах по поводу инцидента становится основанием для групповой солидарности и групповой оппозиции.
|
|
В опыте забастовочного движения в России особое значение имела еще одна промежуточная фаза. Она была связана с взаимоотношениями со старыми профсоюзными структурами. Прежний профсоюзный актив, как правило, в подобных конфликтах пытался успокоить ситуацию и его действия воспринимались как соглашательские, как действия агентуры администрации в рабочей среде. Авторитет прежних профсоюзных лидеров и всей прежней системы организации профсоюзов старого толка был подорван. В ходе забастовочных кампаний формировался новый актив, который составил основу независимых профсоюзов.
Наконец забастовка состоялась. Она становится важнейшим событием в жизни данного коллектива. Она заставляет радикально изменить методы управления и административной работы и стимулирует администрацию к тому, чтобы не допускать в дальнейшем подобных конфликтов, гася их на более ранних стадиях и избавляясь в своих собственных рядах от лиц, чьи позиции характеризовались непомерным усердием и упрямством в защите интересов административной стороны.
Важное значение забастовки приобретают, когда они включаются в политическую борьбу, когда требования политического характера и политической мотивации становятся преобладающими.