Инновационный менеджмент — это совокупность научно обоснованных принципов, форм, методов, приемов и средств управления инновациями в сфере их создания, освоения в производстве и продвижении на рынок с целью получения прибыли.
Основные цели инновационного менеджмента:
- нахождение новых технических решений в области создания изобретений;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- организация серийного производства;
- одновременной подготовке и организации сбыта такой продукции;
- внедрение нового товара на рынок;
- закрепление на новых рынках с помощью более высокого качества и конкурентоспособности товара.
Инновационный менеджмент предполагает выполнение следующих задач (работ):
1) разработка и осуществление единой инновационной политики;
2) разработка проектов и программ инновационной деятельности;
3) подготовка и рассмотрение проектов по созданию новых видов продуктов;
4) контроль за ходом работ по созданию новой продукции и ее внедрению;
|
|
5) финансовое и материальное обеспечение проектов инновационной деятельности;
6) подготовка и обучение персонала для инновационной деятельности;
7) формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов.
3. Сущность и классификация инноваций.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Или, другими словами, инновация – это конечный результат внедрения новшества.
Как было сказано выше, под новшеством понимается новый продукт или услуга, новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Новшество становится инновацией с момента принятия к распространению. Время между появлением новшества и воплощением его в инновацию называется инновационным лагом.
Новшества могут оформляться в виде:
- открытий;
- изобретений;
- патентов;
- рационализаторских предложений;
- документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс;
- научных подходов или принципов;
- результатов маркетинговых исследований и т. д.
Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. Общепризнанной классификации инноваций не существует. Наиболее распространены следующие виды классификаций
|
|
1) По значимости:
- радикальные (базовые) инновации – это абсолютно новые продукты или технологические процессы. Их появление приводит к возникновению новых рынков, формированию новых отраслей промышленности (радио, телевидение, компьютеры, телефоны и т.д.);
- улучшающие (инкрементальные) инновации представляют собой существенное улучшение базовых и относятся к отдельным элементам, изменяющим функции или характеристики существующего продукта или процесса (например, TFT и IPS матрицы для экранов);
- псевдоинновации – это несущественные видоизменения продуктов или технологических процессов, которые могут касаться незначительных эстетических характеристик продукта (например, цвет, дизайн и т.п.), а также незначительных технических изменений в самом продукте или процессе его производства.
2) По содержанию новшества:
- материально-технические (техника, технология, материалы);
- социальные;
- экономические;
- организационно-управленческие.
3) По уровню разработки:
- государственные;
- республиканские;
- региональные;
- отраслевые;
- корпоративные;
- фирменные.
4) По длительности инновационного процесса:
- долгосрочные;
- среднесрочные;
- краткосрочные.
5) По масштабам распространения:
- инновации, ставшие основой для новой отрасли;
- инновации, которые находят применение во всех сферах народного хозяйства (например, электродвигатель).
6) По причинам возникновения:
- реактивные инновации, которые обеспечивают выживание фирмы и представляют собой реакцию на нововведения конкурентов;
- стратегические инновации, которые носят упреждающий характер и ориентированы на получение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.