Части, из которых складывается инновационный процесс, называются этапами инновационного процесса. В общем случае выделяют шесть этапов инновационного процесса: наука – исследование – разработка – подготовка производства – рыночные испытания – коммерческое производство. В различных областях это разделение, а также содержание фаз может быть неодинаковым. Все этапы инновационного процесса четко прослеживаются при такой форме инновации, как производства нового товара.
Этап 1:
Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.
Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.
Результаты теоретическихисследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. Новое теоретическое знание используется в поисковых НИР, целью которых является разработка научно-технических идей и методов использования теоретических знаний и открытий на практике. С этапа проведения поисковых НИР начинается непосредственно инновационный процесс.
Научно-техническая идея – это теоретическое представление о материальном объекте, процессе, явлении, сформированное на основе эмпирических данных, теоретических знаний или интуитивной догадки.
Другими словами, в ходе поисковых НИР находится способ практического применения результатов научных открытий или теоретических знаний.
Поисковые НИР обычно проводятся академическими или отраслевыми институтами, высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими подразделениями крупных промышленных корпораций, а также отдельными энтузиастами-изобретателями.
Этап 2:
Прикладные научно-исследовательские работы направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.
На данном этапе инновационного процесса принимаются конкретные технические решения, которые обычно оформляются в виде технического задания (ТЗ) или технического предложения (ТП) по использованию результатов исследований.
Этап 3:
Этап разработки связан с применением результатов прикладных научно-исследовательских работ для создания или модернизации образцов новой техники и технологии.
Этот этап объединяет комплекс опытно-конструкторских работ (ОКР) и работ по технологическому проектированию
Опытно-конструкторские работы подразумевают переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.
Обычно выделяют две стадии опытно-конструкторских работ:
- на первой стадии осуществляют создание аванпроекта и эскизное проектирование; выполняется общая компоновка макета изделия и проводятся его стендовые испытания;
- на второй стадии осуществляется разработка рабочей конструкторской документации и изготовление опытного образца.
Аванпроект – предварительный план создания чего-либо, включающий расчеты, чертежи, макеты и т.п.
Субъектами инновационной деятельности, реализующими процесс разработки, являются специализированные конструкторские бюро (СКБ), опытные заводы, проектные институты, лаборатории ВУЗов, инновационные подразделения крупных корпораций.
Этап 4:
Данный этап связан с освоением промышленного производства новой продукции. Он представляет собой сложный комплекс разнохарактерных работ, объединяемых понятием «подготовка производства».
Затраты на промышленно освоение производства новой продукции значительно превышают затраты на исследования и разработки. положительное решение об инвестициях на эти цели может быть принято, если оно обосновано маркетинговыми исследованиями рынка и расчетами коммерческой эффективности новой продукции.
Выделяют несколько наиболее важных стадий на данном этапе:
- проведение конструкторско-технологических и организационных работ по подготовке производства нового продукта;
- выполнение строительно-монтажных работ;
- проектирование и изготовление нестандартного оборудования и оснастки;
-производство пробной партии нового продукта.
Этап 5:
Рыночные испытания (пробный маркетинг) – этап инновационного процесса, на котором товар и его маркетинговая программа проходят проверку в условиях, близких к рыночным.
Пробный маркетинг позволяет понять реакцию покупателей и сбытовых сетей на новый товар, на основе этого оценить, насколько успешными будут новый товар и его маркетинговая программа.
При положительных итогах пробного маркетинга инновационный процесс переходит в фазу коммерциализации.
Этап 6:
Процесс коммерциализации или освоения масштабного производства и выпуска нового товара на рынок является завершающим этапом инновационного цикла и одновременно началом жизненного цикла товара. Как мы уже упоминали ранее, инновационный процесс не заканчивается появлением товара на рынке, в процессе диффузии инновация развивается, появляются новые модификации продукта и новые сферы применения.