double arrow
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. 1. АГРЕССИЯ ВОЕННАЯ— любое незаконное с точки зрения Устава ООН прямое или косвенное применение военной силы одним государством (группой государств) против

1. АГРЕССИЯ ВОЕННАЯ— любое незаконное с точки зрения Устава ООН прямое или косвенное применение военной силы одним государством (группой государств) против суверенитета, территориальной целостно-сти, неприкосновенности или политической независимости другого го-сударства (группы государств) или народа (нации). Действия государства в порядке вооруженного отпора агрессору, даже если они являются насту-пательными, не рассматриваются как военная агрессия.

2. АКТ ПОТОЯННОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМИССИИ -одна из составных частей мобилизационного плана предприятия (учреждения, организа-ции), в которой должны быть отражены результаты готовности предпри-ятия (учреждения, организации) квыполнению мобилизационных за-даний нарасчетный год суказанием: наличия и соответствия заданиям, технологической документации, расчетов потребности и обеспеченности предприятия (учреждения, организации) производственными площадя-ми, технологическим оборудованием, энергоресурсами, комплектую-щими изделиями, транспортом, трудовыми ресурсами и т.д. Кроме того, в акте отражается наличие планов (графиков) ввода в действие производ-ственных мощностей с указанием объемов капитальных вложений и сро-ков их освоения, а также проверяется реальность и полнота выполнения мероприятий мобилизационного плана в установленные сроки.

3. АКТ ПРОВЕРКИ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ -итоговый документ по результатам проверки мобилизационной подготовки пред-приятия (учреждения, организации независимо отформ собственности и подчиненности), имеющего мобилизационные задания, содержащий оценку готовности предприятия (учреждения, организации) к мобилиза-ционному развертыванию, выполнению установленного мобилизацион-ного задания. Форма акта предусмотрена в соответствующих методиче-ских документах.




4. АППАРАТ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ -определяемая штатным расписани-ем совокупность работников, обеспечивающих выполнение функций ор-гана управления; в мобилизационный период и в военное время изменяет-ся по структуре и численности в соответствии с меняющимися задачами.

5. БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА- совокупность факторов, обеспечи-вающих жизнеспособность государства и, в первую очередь, его возмож-ность обеспечивать защиту суверенитета, территориальной целостности и экономической независимости других наиболее важных интересов страны и ее граждан в экономической, политической, военной, экологи-ческой и других областях.



6. БЛОК ВОЕННЫЙ- военно-политический союз государств, предусмат-ривающий координацию их политических и военных действий, органи-зуемых, как в мирное, так и в военное время.

7. БРОНИРОВАНИЕ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ ВЗАПАСЕ-орга-низация и осуществление в мирное и военное время комплекса меро приятий по представлению отдельным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мо-билизации и в военное время, атакже от направления ихдляработы надолжностях гражданского персонала Вооруженных Сшт Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

8. ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ -обобщающий экономический показатель, который выражает совокупную стоимость товаров и услуг, созданных внутри страны, в течение года.

9. ВОЕННАЯ ДОКТРИНА— официально принятая в государстве система взглядов на сущность, цели и характер возможной войны, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодей-ствия угрозам военной опасности, использованию Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации для защиты интересов государст-ва.

10. ВОЕННАЯ МОЩЬ— совокупность всех материальных и духовных сил государства (коалиции государств) и его способность мобилизовать эти силы для достижения целей войны. Военная мощь определяется эконо-мическими, социальными, научно-техническими и другими возможно-стями государства и вошющается непосредственно в Вооруженных Си-лах и их способности выполнять задачи, поставленные высшим государ-ственным руководством.

11. ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА-включает в себя Воору-женные Силы, другие войска, воинские формирования, органы управле-ния и, создаваемые на военное время специальные формирования, кото-рые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предназначены для выпол-нения задач в области обеспечения обороны и безопасности государства и его союзников, в соответствии с официально заключенными межгосу-дарственными договорами.

12. ВОЕННАЯ УГРОЗА- угроза безопасности Российской Федерации, свя-занная с переводом напряженности в межгосударственных отношениях в плоскость военного противостояния.

13. ВОЕННОЕ ВРЕМЯ— время, наступающее с момента объявления со-стояния войны или фактического начала военных действий и истекаю-щее с момента объявления о прекращении военных действий, но не ра-нее их фактического прекращения.

14. ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ- особый правовой режим, вводимый на тер-ритории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в со-ответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Рос-сийской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

15. ВОЕННО-ОБУЧЕННЫЕ РЕСУРСЫ -граждане, пребывающие в запа-се, имеющие военную подготовку по военно-учетным специальностям или гражданские профессии, подготовка по которым позволяет назна-чать их на воинские должности без дополнительной подготовки.

16. ВОЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПЛАН -документ, определяющий зада чи экономики страны, ее отдельных отраслей, сфер и организаций на оп-ределенный период военного времени (месяц, квартал). Разрабатывается на основе плана на расчетный год с учетом складывающейся военной об-становки. Основная задача военно-хозяйственного плана — мобшшзация всех сил экономики страны на решение задач обеспечения обороны госу-дарства. Имеет директивный характер.

17. ВОЙНА— общественно-политическое явление, особое состояние обще-ства, связанное с резкой сменой отношений между государствами, наро-дами, социальными группами с переходом к применению вооруженного насилия для достижения политических целей. Согласно ст. 18 Закона «Об обороне» состояние войны наступает с началом военных действий и пре-кращается с их окончанием. Войны подразделяют: по масштабам в зави-симости от количества участвующих государств и по пространственному размаху— намировые, региональные илокальные; потипу противоре-чий — на межгосударственные и внутригосударственные; по военно-по-литической и международной правовой легитимности — на справедливые (оборонительные, направленные на защиту страны) и несправедливые; по применяемым средствам — на войны с применением оружия массово-го поражения и войны с применением только обычных средств пораже-ния.

18. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ— государственная военная организаиия, включающая силы и средства, предназначенные для обеспечения безо-пасности и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз (вооруженного насилия), выполнения военных задач, согласно международным догово-рам. Вооруженные Силы Российской Федерации составляют основу обо-роны Российской Федерации и состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Фе-дерации, в тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федера-ции (специальные войска). Руководство Вооруженными Силами Россий-ской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации — Вер-ховный главнокомандующий Вооруженных Сил Российской Федерации. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осущест-вляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являюшийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

19. ГОСПИТАЛЬ — военноелечебно-профилактическоеучреждениедля ока-зания квалифицированной и специализированной медицинской помо-щи военнослужащим, находящимся на действительной военной службе, а также генералам, адмиралам и офицерам в запасе и отставке и их лече-ния. Постоянные госпитали подразделяют на центральные, видов Воору-женных Сил, окружные, гарнизонные. В военное время развертываются полевые подвижные госпитали и тыловые госпитали здравоохранения.

20. ГОСУДАРСТВЕННЙ РЕЗЕРВ- особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей. В состав государственного резерва входят запасы материальных цснностей для мобилизационных нужд Российской Федерании (мобилизационный резерв), запасы стратегических материа-лов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотлож-ныхработ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

21. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ -правовой акт, с указани ем государственного заказчика и поставщика, предусматривающий объемы и сроки поставок для федеральный государственных нужд, в целях поддер-жания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Россий-ской Федерации, военной продукции, комплектующих изделий и материа-лов, выполнение работ (в том числе работ по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации) и предоставление услуг, а также экс-портно-импортных поставок в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с ме-ждународными договорами Российской Федерации, атакже объемы ассиг-нований на эти цели.

22. ГОТОВНОСТЬ МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТ-ВА— состояние экономики страны, позволяющее в установленные сроки перейти на работу по мобилизационным планам и устойчивому функ-ционированию по обеспечению потребностей военной организации го-сударства, неотложных нужд экономики и населения в военное время.

23. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА— система мероприятий по подготовке к за-щите и по защите населения, материальных и культурных ценностей натерритории Российской Федерации отопасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, атакже при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха-рактера.

24. ДОКУМЕНТЫМОБИЛИЗАЦИОННЫЕ-законодательныеи норматив-ные акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации, прика-зы, директивы, методические указания по планированию и организации мобилизационной подготовки и мобилизации, мобилизационные планы, а также расчеты и переписка по вопросам мобилизационной подготовки.

25. ЖИВУЧЕСТЬ ЭКОНОМИКИ -способность экономики государства сохранять и быстро восстанавливать свой потенциал для продолжения выпуска военной и народнохозяйственной продукции в условиях разру-шающих воздействий войны. Обеспечивается устойчивым управлением экономикой, комплексным развитием экономики регионов, рассредото-чением производства натерритории государства, дублированием произ-водства важнейших видов продукции, особенно военной, накоплением и рациональным размещением материальных резервов, защитой рабочих от средств поражения, бесперебойным снабжением всеми видами ресур-сов, обеспечением устойчивости средств коммуникаций и т.д.

26. ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ -комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание условий, необходимых для сохранения и подцержания жизни, здоровья и работоспособности людей во время войны, втом числе укрытия в сред-ствах коллективной защиты, осушествления эвакуации, а также при про-ведении аварийно-спасательных и восстановительных работ в зоне веде-ния военныхдействий, или пострадавшей вследствие этих действий.

27. ЗАГОРОДНАЯ ЗОНА— территория для размещения эвакуируемого из го-рода населения, расположенная за пределами зоны возможного наруше-ния условий жизнедеятельности и поражения людей, нанесения ущерба их здоровью, окружающей природной среде и материальным ценностям в случае воздсйствия по городу современных средств поражения или ЧС природного и техногенного характера.

28. ЗАДАНИЕ ПО ПЛАНУ НАРАСЧЕТНЫЙ ГОД-мобилизационный директивный документ, устанавливаюший задание предприятию (учре-ждению, организации) по производству (ремонту) продукции втечение календарного года с момента перевода предприятия (учреждения, орга-низации) на работу по условиям военного времени с указанием его но-менклатуры, количества, сроков поставки и потребителей, атакже зада-ния по выполнению определенных работ или оказанию услуг в военное время.

29. ЗАПАСНЫЕ ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ -комплекс специально оборудо-ванных сооружений и помешений, оснащенных техническими средства-ми связи и необходимыми коммуникациями, предназначенных для обес-печения управления подчиненными структурами в военное время и раз-мещения соответствующего аппаратауправления.

30. ЗАЩИТНОЕ СООРУЖЕНИЕ-инженерное сооружение для защиты людей, техники и имущества от поражающих факторов современных срсдств поражения, опасностей, возникающих арезультате аварий и ка-тастроф на потенциально опасных объектах или стихийных бедствий. Для зашиты населения могут приспосабливаться подвалы жилых домов, фабричных и заводских зданий, метро, шахты т. п.

31. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ— система мероприятий, проводимых в целях уменыпения потерь населения при воздействии современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций мирного времени. Включает: обо-рудование населенных пунктов и районов эвакуации защитными соору-жениями, обеспечение населения индивидуальными средствами защиты; эвакуацию населения крупных городов в загородную зону; оповещение населения о непосредственной угрозе применения противником ОМП; организацию АСДНР в очагах поражения; оказание медицинской помо-ши пострадавшим; радиационное, химическое и биологическое наблю-дение и контроль за заражением и загрязнением окружающей среды, пи-шевого сырья, продовольствия и воды; санитарно-гигиенические, про-филактические и противоэпидемические мероприятия.

32. КОМБИНИРОВАННОЕ ПОРАЖЕНИЕ-результат одновременного воздействия начеловека, животных, растения, технику, сооружения, материальные средства, компоненты окружающей природной среды не-скольких поражающих факторов взрыва боеприпаса. Наиболее сильное комбинированное поражение наблюдается при ядерном взрыве вслед-ствие многообразия его поражающих факторов. Ведушим компонентом комбинированного поражения людей и животных может являться меха-ническое, термическое или радиационное иоражение. Комбинированное поражение характерно взаимовлиянием компонентов с отягощением ре-зультатов воздействия.

33. КОМПЛЕКТ— несколько изделий общсго функционального назначе-ния, как правило, всгтомогательного характера, не соединенных на пред-приятии-изготовителе сборочными операциями.

34. КОНТРОЛЬ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ -контроль со-стояния мобилизационной подготовки предприятия (учреждения, орга-низации), осуществляемый головными по виду военной продукции ми-нистерствами (ведомствами) независимо от форм собственности и ведом-ственной подчиненности этих предприятий (учреждений, организаций). К этому виду контроля относится гакже контроль, осуществляемый орга-нами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, засостоянием мобилизационной подготовки предприятий (учреждений, организаций) территориального подчинения, атакже в пределах ивобъеме своих полномочий идругих предприятий (учреждений, организаций), расположенных на данной территории.

35. ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ -система проводи-мых во время войны и при чрезвычайных ситуациях работ по оказанию медицинской помощи, эвакуации пораженных и больных, лечению во-еннослужащих и гражданского населения, а также их медицинской реа-билитации. Различают лечебно-эвакуационные мероприятия личного состава Вооруженных Сил и лечебно-эвакуационныс мероприятия граж-данского нассления в системе гражданской обороны.

36. ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ЗАПАСА— граждане, состояшие на воинском учете, недостигшие предельного возраста пребывания взапасе и признанные годными к военной службе по состоянию здоровья, предназначенные на воинские должности и должности гражданского персонала военного времени в соединения и воинские части, а также находящиеся в остатках свободных ресурсов.

37. МЕДИЦИНСКИЕ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ -медицинские препараты или изделия, предназначенные для предотвра-щения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов средств поражения и чрезвычайных ситуаций.

38. МЕСТНАЯ ОБОРОНА— составная часть общегосударственных меро-приятий гражданской обороны, осуществляемых в Вооруженных Силах Российской Федерации штатными и нештатными органами управления и силами с целью защиты личного состава воинских частей, предприятий иучреждений Министерства обороны Российской Федерации, атакже населения военных городков отопасностей, возникающих при военных действиях и ЧС природного и техногенного характера.

39. МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ОРГАНАГОСУДАРСТВЕЕНОЙ ВЛАСТИ— способность органа государственной власти к своевременно- му выполнению мероприятий перевода на работу в условиях военного времени и решению задач военного времени.






Сейчас читают про: