Законодательное и нормативно-правовое регулирование вопросов воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в органи-зациях здравоохранения

Согласно Конституции Российской Федерации — Российская Федераиии — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с респуб-ликанской формой правления (статья 1).

Законодательное и нормативно-правовое рсгулирование в Российской Федерации представлено:

— Конституцией Российской Федерации;

— Федеральными конституционными законами;

— Федеральными законами;

— Указами Президента Российской Федерации;

— постановлениями Правительства Российской Федерации;

— нормативными актами федеральных органов исполнительной власти;

— нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день структуру законодательных, нормативно правовых актов по вопросам воинского учета и бронирования можно представить сле-дующим образом:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный конституиионный закон от 30 января 2002 гола № 1-ФК.З «О военном положении».

3. Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61 -ФЗ «Об обороне».

4. Федеральный закон от 26 февраля 1997 года№ 31-ФЗ «О мобилиза-!
ционной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

6. Положение о порядке прохождения военной службы. Утвержде-но Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.

7. Положение о военно-транспортной обязанности. Утверждено Ука-зом Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 года № 1175.

8. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федераиии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пре-делах Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713.

9. Положение о воинском учете. Утверждено постановлением Прави-тельстиа Российской Федерации 25.12.98 г. № 1541.

10. Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441.

11. Положснис о призыве на военную службу. Утверждено постановле-нием Правительства Российской Федераиии от 1 июня 1999 года № 587.

12. Положение о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные форми-рования) для прохождения военной службы на воинских доджностях, преду-смотренных штатами военного времени, или направления ихдля работы на должностях гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федера-ции, других войск, воинских формироваиий, органов и специальных фор-мирований. Утверждено постановлением Правительства Российской Феде-рации от 19 октября 1998 года № 1216.

13. Положение о порядке проведения воснных сборов граждан Россий-ской Федерации, пребывающих в запасе. Утверждено постановлением Пра-вительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года № 605.

14. Методическис рекомендации по организации и ведению воинско-го учста и бронированию граждан, пребывающих в запасе, и работаюших в учреждениях, организациях и на предприятиях Министерства здравоохране-ния Российской Федераиии. ДСП. 21 июня 1999 года.

15. Инструкция по бронированию на период мобилизации и на воен-ное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Воору-женных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работаюших в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Инструкция утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе 22 декабря 1999 г. № 144.

Остановимся на основных положениях этих документов.

Статья 15 Конституции гласит:

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Феде-рации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федера-ции, недолжны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправленж должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Консти-туцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагиваю-щие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут приме-няться, если они не опубликованы офиииально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и меж-дународные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если мсждународным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

А в статье 59 указывается, что защита Отечества является долгом и обя-занностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом, а в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несе-ние военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, гражданин имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» опреде-ляет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответст-венность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

В целях обороны (статья 1) устанавливается воинская обязанность граж-дан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федераль-ных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

А одной из частей организации обороны (статья 2) является мобилизаци-онная подготовка органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственно-сти, транспорта, коммуникаций и населения страны.

В свою очередь, ведение воинского учета и бронирование граждан, пре-бывающих в запасе, является составной частью мобилизаиионной подготов-ки. Так как согласно Федеральному закону от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерациив содержание мобилизационной подготовки и мобилизаиии входят:

— организация воинского учета в органах государственной власти, орга-нах местного самоуправления и организациях;

— бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее — граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах мсстного самоуправления и организациях.

В законе изложены обязанности организаций и граждан в области моби-лизационной подготовки и мобилизации.

Так организации (в том числе и здравоохранения) обязаны:

— организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей моби-лизационной готовности;

— создавать мобилизационные органы или назначать работников, вы-полняющих функции мобилизационных ор! анов (далее — мобилизационные работники);

— разрабатьшать мобилизационные планы в пределах своих полномо-чий;

— проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполне-ния мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;

— выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заклю-ченными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

— при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени (общая или частич-ная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении воен-ного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации — Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном поло-жении»);

— оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной ра-боте в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

обеспечение своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих при-зыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отно-шениях, на сборные пункты или в воинские части;

обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;

— предоставлять в соответствии с законодательством Российской Феде-рации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспорт-ные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, опреде-ляемом Правительством Российской Федерации;

— создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинско-му учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать пред-ставление отчетности по бронированию.

В статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воин-ской обязанности и военной службе» говорится, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

— воинский учет;

— обязательную подготовку к военной службе;

— призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву;

— пребывание в запасе, призыв на сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Раздел II данного Федерального закона полностью посвящен вопросам воинского учета. Само же Положение о воинском учете утверждено поста-новлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г. № 1541.

На основании требований вышеуказанных законов, постановлений Пра-вительства Российской Федерации разработаны различные инструкции, методические рекомендации по организации и ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе.

Подтверждением этому является:

— Инструкция по бронированию на псриод мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребы-вающих в запасе 22 декабря 1999 г. № 144);

— Методические рекомендации по организации и ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, и работающих в уч-реждениях, организаииях и на предприятиях Министерстваздравоохранения Российской Федераиии (ДСП, 21 июня 1999 п).

На конкретных требованиях статей вышеуказанных законов, постановле-ний Правителъства Российской Федерации, инструкиий и методических ука-заний остановимся при изложении третьсго и четвертого вопросов лекции.

А сейчас хочу подчеркнуть, что должностные лица, виновные в невы-полнении обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан пре-бывающих в запасе, (т.е. требований вышеперечисленных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации) несут ответствен-ность в соответствии с законодательством Российской Федерации. И в этом отношении предусмотрена как административная, так и уголовная ответст-венность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об админист-ративных правонарушениях и Уголовно-процессуальный кодсксом Россий-ской Федерации.

Ведение воинского учета в организациях здравоохранения.

Как уже было сказано выше, под воинским учетом понимается государ-ственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобили-зационных людских ресурсов.

Воинский учет граждан осушествляется по месту жительства военными комиссариатами.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и во-енной службе» и Положением о воинском учете исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета органы государственной власти, ор-ганизаиии и их должностные лица.

Таким образом осуществлять работу по воинскому учету должны все ор-ганизации здравоохранения независимо от организационно-правовой при-надлежности.

Для организации воинского учета и бронирования граждан, иребываю-щих в запасе (далее — ГПЗ) в организации издается соответствующий приказ (вариант представлен в приложении 5 № 1). Данным приказом устанавлива-ется конкретное должностное лицо организации, на которое и возлагаются обязанности по ведению воинского учета и бронирования ГПЗ.

Число работников по воинскому учету и бронированию ГПЗ определяет-ся исходя из следующих норм:

- при наличии на воинском учсте от 500 до 2000 граждан — один освобо-жденный работник;

- от 2000 до 4000 граждан — 2 освобожденных работника;

- от 4000 до 7000 граждан — 3 освобожденных работника и на каждые по-следующие 3000 граждан — еше по одному освобожденному работнику.

Расходы, связанные с ведением воинского учета производятся за счет средств организаций.

Воинский учет в организации должен осуществляться постоянно и охва-тывать все категории граждан, подлежащих воинскому учету.

Цели и задачи воинского учета:

- обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установ-ленной Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Рос-сийской Федерации»;

- определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов в интересах их эффективного исполь-зования для обеспсчения обороны страны и безопасности государства;

- проведение плановой работы по подготовке необходимых военных спе-циалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения меро-приятий попереводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований с мирного на военное время и последующего их доукомплектования личным составом.

Воинскому учету подлежат:

- граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;

- граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет.

Переченьспециальностей, при наличии которых фаждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, указан в приложении 5 № 2.

Граждане, состоящие на воинском учете, подразделяются на три разряда. Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется на основании Федерального закона «0 воинской обязанности и военной служ-бе» (приложение 5 № 3). Таблица же возрастов ГПЗ, подлежащих снятию с воинского учета в связи с достижением предельного возраста состояния в за-пасе представлена в приложении 5 № 4.

Не подлежат воинскому учету граждане:

— освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствиис Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

— проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

— отбывающие наказание в видс лишения свободы;

— жснского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

— постоянно проживающие за предслами Российской Федерации. Воинский учет подразделяется на общий и специальный. В организациях здравоохранения:

— на общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на псриод мобилизаиии и на военное время.

— на специальном воинском учете состоят граждане, которые в установ-ленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и на военное время.

Воинский учет ведется по личной карточке работника - унифицирован-ной форме № Т-2 (ВУР) (разработанной на основании ф. Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 06.04.01 г. № 26), раздсл 2 которой содержит данные по воинскому учсту. Образец карточки представлен в при-ложении 5 № 5.

Основными документами воинского учета, на основании которых запол-няются соответствующие разделы личной карточки работника являются: во-енный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежашего призыву на военную службу.

При осуществлении воинского учета ответственные за военно-учетную рабо-ту должностные лица организаций обязаны:

— проверять при присме на работу (учебу) у граждан, пребывающих в за-пасе, военные билеты (времснные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежаших призыву на военную службу, — удостове-рсния граждан, подлежаших призыву на военную службу. При приеме ука-занных документов гражданам выдается расписка;

— установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете;

— направлять 1 раждан, подлежащих постановке на воинский учет, в воен-ный комиссариат, осуществляюший воинский учет по месту жительства;

— обеспсчить полноту и качество воинского учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, из числа рабо-тающих (обучаюшихся) в организаииях (в образовательных учреждениях);

— сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов;

— направлять в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о граж-данах, встающих на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском уче-те, а также о гражданах, не состоящих, по обязанных состоять на воин<5ком учете;

— свосвременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запа-се, заорганизацией на период мобилизации и на военное время;

— ежегодно представлять в соответствующие военные комиссариаты в сентябре списки юношей 15— и 16-летнего возраста, адо 1 ноября — списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в сле-дующем году;

— оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат;

- обеспечивать гражданам возможностьсвоевременной явки по вызовам (повесткам) в воснные комиссариаты для постановки на воинский учет;

- сообщать в 2-недельный срок в военные комиссариаты обо всех граж-данах, пребываюших в запасе, гражданах, подлежаших призыву на военную службу и принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений);

— направлять по запросам военного комиссара сведения о численности работников организаций, в том числе забронированных за организацией на псриод мобилизации и на военное время.

При осуществлении воинского учета ответственные за военно-учетную работу должностные лица в случаях, если гражданин достиг предельного воз-раста пребывания в запасе или признан не годным к военной службе по со-стоянию здоровья, делают отметки в личных карточках формы № Т-2 (ВУР) «снят с воинского учета по возрасту» или «снят с воинского учета по состоя-нию здоровъя».

Личные карточки формы № Т-2 (ВУР) хранятся в сейфе, строго в алфа-витном порядке в отдельной картотеке, которая должна делиться на группы:

- первая — личные карточки граждан, пребывающих в запасе — врачей;

— вторая — личные карточки граждан, гтребывающих в запасе — средний медицинский персонал;

- третья — личные карточки граждан, пребывающих в запасе — других специшшстов.

На граждан, пребывающих в запасе и забронированных за организация-ми здравоохранения, личные карточки выделять отдельно в каждой из выше-указанных групп.

Личные карточки лиц, исключенных с воинского учета по возрасту или состоянию здоровья, хранить в общей картотеке организации.

В конце года для проведения анализа наличия мобилизационных ресур-сов в учреждении подготавливаются данные по составу запаса и количеству фаждан по ВУС, числящихся в 1, 2, 3 разрядах воинского учета.

Обязанности же граждан по воинскому учету изложены в приложе-нии 5 № 6.

После завершения проведения мероприятий по воинскому учету и перед началом мероприятий по бронированию ГПЗ организацию нужно поставить на учст в Военный комиссариат, на территории отвстственности которого ор-ганизация находится. Вариантобрашения руководителя организации в воен-ный комиссариат представлен в приложении 5 № 7.

Военные комиссариаты, ответственные за военно-учетную работу долж-ностные лица федеральных органов исполнительной власти Российской Фе-дерации осуществляют плановые проверки организаций по вопросам веде-ния воинского учета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: