Размышляя о теории социальной работы

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ

Под редакцией Дж. Камплинга

Перевод с английского

асаоем'а

Москва

Издательский центр «Академия»


I

ЧАСТЬ I

РАЗМЫШЛЯЯ О ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Глава 1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

О чем повествует эта глава

Как социальные работники приходят к пониманию того, что именно они должны делать?

В данный момент в какой-то стране клиенты направляются в социальную службу, чтобы обратиться за помощью к социальному работнику. А может быть, социальный работник посещает клиента на дому, проводит групповые занятия, работает в учреждении интернатного типа1, дневном стационаре2 или в микросоциальной среде3. В большинстве стран мира именно такие дей­ствия называются социальной работой. Активная деятельность международ­ных ассоциаций социальных работников, а также существование общего тер­минологического языка и литературы по социальной работе должны убедить нас в том, что социальные работники занимаются чем-то полезным. Учрежде­ния, в которых они работают, созданы для того, чтобы взаимодействовать с жизненными реалиями: кризисом, несчастьем, повседневными человечески­ми проблемами.

Содержание деятельности социальных работников определяется ожидани­ями общества. В частности, члены общества организуют или создают соци­альную работу и социальные службы согласно своим требованиям и ожидани­ям, следовательно, опыт взаимодействия с людьми, интересам которых они служат, изменяет самих социальных работников и учреждения социальной помощи. Клиенты и их надежды являются сущностью социальной работы; именно они делают ее такой, какая она есть. Своей теоретической и практи-

' Учреждения интернатного типа (гехШепПа! потез) — специальные учреждения, где содер­жатся люди, которые не имеют собственного жилья или не в состоянии жить самостоятельно, например дома престарелых. Система помощи и ухода за людьми, помещаемыми в такие учреж­дения, называется стационарным обслуживанием (геШепйа! саге). — Примеч. науч. ред.

2 Дневной стационар (а"ау саге) — предоставление комплекса социальных и медицинских
услуг приходящим в течение дня клиентам без помещения их в специальные учреждения. —
Примеч. науч. ред.

3 Работа в микросоциальной среде (работа в малых социальных группах) (соттипНу шгк)
широкий спектр методов, используемых для повышения качества жизни населения на данной
территории (по месту жительства). — Примеч. науч. ред.


ческой деятельностью социальные работники, клиенты и социальные службы в какой-то степени влияют на ожидания общества, политические и соци­альные процессы. Социальная работа — это процесс социального творчества, в котором люди, включенные в совместную деятельность и являющиеся час­тью одних и тех же социальных объединений, разделяют схожие взгляды на окружающий мир, рассматривают его как социальную реальность. Это цик­личный процесс, в котором все его элементы — служба, клиент, социальный работник — влияют друг на друга и на весь процесс в целом в контексте социальных ожиданий, обусловленных социальными отношениями и практи­ческими условиями их взаимодействий. Процессы социального конструирова­ния более подробно рассматриваются в главах 3 и 7.

Эта книга посвящена теории практической социальной работы. Ее задача — дать социальным работникам руководство к действию в ситуациях, когда со­циальная конструкция под названием «социальная работа» осуществляет вза­имодействие с окружающей реальностью. Часть I является введением в дис­куссию о теории социальной работы. Вопрос о наличии такой теории пред­ставляется спорным, поскольку имеют место различные точки зрения отно­сительно ее сущности. В части I данной книги анализируются теории практи­ческой деятельности, являющиеся главным объектом настоящего исследова­ния, проводится различие между ними и другими видами теорий социальной работы. Среди этих теорий — представления о сущности социальной работы, поскольку наша практическая деятельность во многом зависит от того, на­сколько ясно мы представляем свои собственные цели. Таким образом, в гла­ве 1 обсуждается то, как конструируется социальная работа в процессе взаи­модействия социальных работников, клиентов и социальных служб с реально­стью окружающего мира.

Глава 2 посвящена обсуждению возможности применения теории в прак­тической деятельности, т.е. в социальной работе. В главе 3 рассматриваются вопросы теории социальной работы, дается спектр теорий практической со­циальной работы и освещаются дискуссии в области их применения. В главах 4—14 содержится материал о группе теорий, широко используемых в соци­альной работе на момент написания этой книги. В них представлены варианты практического применения отдельных теорий.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> Основная цель этой книги заключается в том, чтобы предоставить обзор теорий практической социальной работы.

> Практика социальной работы находится под влиянием официальной и неофици­альной теорий о сущности социальной работы и ее методах, а также о мире кли­ента.

> Теории практической деятельности используются в борьбе внутрипрофессиональ-ных групп за сферу влияния на практику.

> Дискурс трех основных направлений социальной работы (рефлексивно-терапев­тического, социал-коллективистского и индивидуал-реформистского) создает кон­текст, с учетом которого теории социальной работы конструируются как состав­ная часть политики.


> Социальная работа является продуктом современной социальной организации. В политике социального обеспечения на смену институту церкви пришли демо­кратическое государство, а также современные принципы познания и научные исследования.

> Теории практической деятельности — это те формы знания, которые влияют на практическую реализацию социальной работы.

> Пространство социальной работы представлено тремя основными подходами к моделям практики взаимодействия клиентов, социальных работников и соци­альных служб.

Практика и теории практической деятельности

Социальную работу можно рассматривать как практическую деятельность, например как цепочку последовательных действий, звеньями которой явля­ются диагноз1, интервенция2 и завершение. На практике социальным работ­никам приходится придерживаться практических требований, возможно, ос­нованных на знаниях эффективных способов действия в тех или иных ситуа­циях, например в ситуации общения. Определение социальной работы через подобные процессы может быть механистическим (Морен, 1994). В данном случае принимаются как наша точка зрения на цели Социальной работы, так и теории практической деятельности, рассказывающие о том, на что нужно обращать внимание при диагностировании, каким образом осуществлять ин­тервенцию, а также когда и как завершать процесс. Даже если в инструкциях указано, как лучше провести интервью, как вы сможете узнать, что диагно­стировать или каким образом проводить интервенцию? Если кто-то утвержда­ет, что этот способ проведения интервью является эффективным, логически возникает следующий вопрос: эффективным для каких целей? Простое пере­числение «делай это, а затем то» не дает никакой информации о теории и знаниях, лежащих в основе этих требований. Практика социальной работы представляет собой процесс выбора определенных действий из многообразия альтернатив (Берглинд, 1992). У нас всегда есть теория, которая помогает нам решать, во имя каких целей и каким образом осуществлять выбор, даже если мы не отдаем себе в этом отчет (Хау, 1987).

Следовательно, социальным работникам для того, чтобы объяснить, с какой целью и каким образом следует принимать решения в практических ситуациях, необходимо иметь соответствующее теоретическое представление. В этой книге я преследую три цели в исследовании теорий практической деятельности:

■ сформировать представление о том, каким образом данные теории и их особенности могут применяться на практике;

■ выявить различные группы теорий, а также то, что в них предлагается социальным работникам и делает их более доступными для реализации на практике;

1 Диагноз (ахяеттеш) в социальной работе — процесс понимания конкретной проблемы, ее
<орней и возможных путей помощи человеку или группе людей. — Примеч. науч. ред.

2 Интервенция (вмешательство) (т1еп>еп1юп) — последовательность шагов или план дей­
ствий со стороны социального работника или другого сотрудника социальной службы, которые
зн осуществляет при участии клиента или от ею имени. — Примеч. науч. ред.


■ сформировать представление о том, каким образом теории используются
в дискурсе практики социальной работы и профессиональных дискусси­
ях.

Эта книга — обзор теорий практической деятельности, а не попытка со­здать новую теорию. Поэтому я лишь отражаю существующие теории, но не пытаюсь их развивать. В моей работе акцент сделан на социальной работе и теориях практической социальной работы, которые объясняют, описывают и подтверждают деятельность социальных работников. Я не рассматриваю в ши­роком плане общие социальные и психологические теории, связанные с тео­риями практики, но указываю на связи между ними для того, чтобы их можно было изучить.

Прикладные и другие теории

Теория представляет собой структурированное оформление представлений об окружающем мире. Фук (2002) утверждает, что даже именование предме­тов способствует объяснению и пониманию в практической деятельности. Множество разных представлений и способов их выражения имеют непосред­ственное отношение к практике. В главе 2 показано, что применение рефлек­сии и рефлексивности как последовательного способа разработки идей, явля­ющихся частью нашей работы, позволяет нам принимать определенные идеи и применять их в тех ситуациях, где это представляется нужным.

В социальной работе термин «теория» может иметь следующие значения.

Модель. Модели описывают происходящее на практике в общих чертах, на примере широкого спектра ситуаций и в структурированной форме, закрепляя определенные принципы и методы деятельности, которые при­дают последовательность практическим действиям. Модели помогают со­циальным работникам структурировать и организовать подход к сложной ситуации. Примером этому служит целевой подход1 (см. гл. 5).

Перспективы. Перспективы отражают ценности или представления об ок­ружающем мире, которые ориентируют участников процесса и направ­ляют их действия. Перспективы позволяют обдумывать происходящее с определенной точки зрения. Применение различных перспектив помога­ет увидеть ситуацию с разных позиций. Примерами перспектив являются феминистский подход (см. гл. 12) и системная теория (см. гл. 7).

Объяснительная теория. Объяснительная теория рассматривает результа­ты тех или иных действий или причины определенных последствий, а также выявляет обстоятельства случившегося. Некоторые авторы присва­ивают статус теории только тем представлениям, в которых присутствует причинно-следственная закономерность. Согласно этому мнению, тео-

' Целевой подход (юзк-сеМгей ргасЧсе) — модель социальной работы, в которой основной акцент делается на решении конкретной проблемы, важной для клиента, через определение более мелких, промежуточных задач. — Примеч. науч. ред.


рии должны объяснять то, «что происходит». Когнитивно-поведенческая теория (см. гл. 6) является примером объяснительной теории.

Модель перспективы и объяснительная теория необходимы для теории, поскольку они полезны в практической деятельности. Так как социальная ра­бота является практической деятельностью, совершаемой в сложных условиях внешней среды, теория (или перспектива) должна подкрепляться моделью, содержащей ясное руководство к действию. Отсутствие возможностей при­кладного применения вызывает явную критику (как в случае с радикальной теорией раннего периода) или неприятие теории со стороны повседневной практики (например, в случае ранней версии когнитивной теории). Однако деятельность не всегда сугубо прагматична, она должна основываться на оп­ределенных доказательствах достоверности и эффективности, поэтому модель должна подкрепляться объяснительной теорией. Модель и объяснительная тео­рия могут принести пользу на практике только тогда, когда в них будет отра­жено определенное видение мира, позволяющее переносить представления из одной ситуации в другую и предопределять конкретный образ действий. Именно поэтому необходимо наличие четкой перспективы.

Согласно Сайбеон (1990), существуют официальная и неофициальная тео­рии. Различие между ними показано в табл. 1.1. Официальная теория разраба­тывается и обсуждается специалистами данной профессии, а также в научных кругах. Неофициальная теория складывается из общих представлений и цен­ностей, существующих в обществе, а также конструкций, продиктованных

Таблица 1.1. Типы теорий

Типы теорий Официальные теории Неофициальные теории
Теории о том, что является социальной работой Официальные концепции, определяющие природу и це­ли социальной помощи, в том числе концепции «инди­видуальной патологии», «ли­беральной реформы», «марк­сизма», «феминизма» Моральные, политиче­ские, культурные ценно­сти, используемые практи­ками для определения «функций» социальной ра­боты
Теории о том, как осу­ществлять социальную работу Официальные теории практи­ки (т.е. работа со случаем, семейная терапия, групповая работа) с применением де­дуктивного метода; общие положения, доступные для использования в отдельных случаях Теории, индуктивно выве­денные из отдельных си­туаций; могут быть прове­рены эмпирически на предмет использования в частных ситуациях; теории, не зафиксированные в письменных документах, созданные на основе опыта
Теории мира клиента Официально признанные тео­рии социальных наук и ре­зультаты эмпирических ис­следований (личности, семьи, расы, класса, тендера) Использование практиче­ского опыта и общих куль­турных смыслов (семья как институт, нормальное по­ведение, успешное роди­те льство)

практическим опытом, тех самых, о которых я упомянул в начале данной главы. В ней также могут присутствовать элементы официальной теории.

Понятие «индуктивно производных» неофициальных теорий нуждается в объяснении. Под индукцией подразумевается обобщение, сделанное на основе частных примеров, а дедукция означает аналитический вывод о частном слу­чае на основе общей теории. Например, вам довелось работать с несколькими смертельно больными людьми, первоначальной реакцией которых была злость, затем депрессия и наконец примирение с приближающейся смертью. Благода­ря индукции на основе этого опыта вы делаете заключение, что большинство людей проходят через эти последовательные стадии. Ваша индукция создает неофициальную модель прогрессивного изменения эмоциональных реакций на неминуемую смерть. Если через некоторое время вы повстречаете смер­тельно больного человека, находящегося в депрессии, то вывод о том, что вскоре у него наступит стадия примирения, будет дедукцией, исходящей из вашей общей теории. Индукция позволяет использовать закономерности од­ного конкретного случая или небольшого числа случаев и проверять их в дру­гих обстоятельствах. Этот метод дает возможность обобщать практический опыт и строить общие теории. Индукция позволяет социальным работникам допол­нять теорию опытом собственной практики.

Сайбеон (1990, 34) также выделяет три различных типа теорий социаль­ной работы (см. табл. 1.1). Теории о том, что является социальной работой, служат частью дискурса о значении социальной работы: мнения в этом случае могут быть различны. Подобные теории кратко раскрываются в материале дан­ной главы и в книге Пэйна (1996а): в них представлены различные точки зрения, которые в совокупности составляют сущность социальной работы. Теории о том, как осуществлять социальную работу, — это теории практичес­кой деятельности. Теории о мире клиента повествуют о тех явлениях, пробле­мах, социальных реалиях, с которыми взаимодействуют социальные работ­ники. Пример — теория привязанностей (см. гл. 4), которая возникла на основе психотерапевтической работы с детьми и людьми, пережившими потерю близ­кого человека, и постепенно приобрела статус теории практики. Теории мира клиента иногда воспринимаются в качестве дополнительных теоретических знаний, важных для социальной работы (см.: Бакер и Хардикер, 1981; Сат-тон, 1994). Большая часть этого материала обсуждается в рамках той сферы, из которой она заимствована. Например, интенсивно проводятся исследования по детскому развитию, социологии семьи и организаций. Важно иметь пред­ставление о каждом из данных направлений, а также многих других, посколь­ку сотрудники социальных служб оказывают помощь детям и семьям. Вместе с тем использование этого материала в социальной работе подразумевает его перенесение из оригинальной дисциплины в практику социальной работы, что не должно быть буквальным, поскольку названные направления продол­жают развиваться. Кроме того, теории организаций, детского развития и со­циологии семьи особым образом используются в социальной работе, поскольку они необходимы социальным работникам для достижения определенных це­лей, отличных от целей, скажем, медицинских специалистов. Каким образом осуществляется подобное взаимодействие между различными областями зна­ния и дисциплинами и как оно влияет на практику социальной работы — является сферой компетенции теорий практики, обсуждаемых в этой книге.


Теории практики могут, следовательно, рассматриваться в качестве средства передачи знаний из других дисциплин с целью содействия практике социаль­ной работы (см. гл. 2).

Социальное конструирование социальной помощи и социальной работы

Среди исследователей и практиков не существует единого мнения о том, что является социальной работой. Более того, социальная работа создается в процессе повседневной деятельности социальных работников. Мы называем этот процесс социальным конструированием, поскольку он существует не как материальная реальность, а как мир идей, состоящий из наших представ­лений и действий.

Представление о социальном конструировании связано с работой социо­логов Бергера и Лукмана (1971). Согласно их точке зрения, в социальном мире, противоположном природному, «реальность» является социальным знанием, которое определяет наше поведение. Однако у каждого из нас имеется соб­ственное представление о реальности. Объединяя наше знание с помощью различных социальных процессов, организующих и объективирующих его, мы создаем общее представление о реальности. Социальная деятельность стано­вится привычной, поскольку мы одинаково оцениваем происходящее. Наше поведение также соответствует определенным социальным правилам, сфор­мированным на основе общего знания. Когда большинство начинает разделять общее представление о социальном явлении, эти правила институционализи­руются, т.е. становятся устойчивыми социальными механизмами. Затем соци­альные представления о реальности подтверждаются в процессе присвоения определенных «значений», которые и объединяют их в структурированную и вполне убедительную систему. Социальное знание соответственно является продуктом человеческих представлений. Людям это знание кажется объектив­ным, потому что оно разделяется практически всеми. Поскольку мы выраста­ем в среде этих представлений о реальности, то в определенном смысле явля­емся продуктом общества. Таким образом, социальное конструирование — это цикличный процесс, в котором индивиды участвуют в формировании зна­чений через институциализацию и легитимацию в рамках социальной струк­туры общества. В свою очередь в результате включения индивидов в структуру общества создаются правила социального поведения. Можно увидеть спираль постоянной трансформации, создания и воссоздания социальных структур, которые вновь и вновь создают правила, являющиеся основой жизни людей.

Бергер и Лукман ввели термин «социальное конструирование» в научный оборот и использовали его в рамках социологии. В последнее время он широко применяется в социальной психологии для обозначения психологического лодхода, критикующего традиционную позитивистскую психологию. Наибо­лее известными представителями этого подхода являются американский ис­следователь Джэржен и его коллеги (Джэржен, 1994, 1999; Джэржен и Джэр-жен, 2003), а также английский автор Паркер (1998). Они считают, что тради­ционное представление о существовании устойчивой личностной структуры, являющейся основой индивидуальной идентичности, сомнительно. Каждый


из нас обладает возможностью к изменению, которое делает нас другими личностями. В традиционной же психологии делается акцент на целостности личности, что утверждает социального работника во мнении о невозможно­сти изменить основные ценности другого человека. Конструктивистская пси­хология указывает на вероятность изменений, поэтому социальный работ­ник, следующий этим принципам, будет оптимистично настроен по отноше­нию к возможности личностных изменений.

Концепт социального конструирования определяет политическое значение теории (Пэйн, 1992, 19966, 1997, 2002в). Таким образом, можно говорить об идеологии социальной работы, поскольку отдельные теории поддерживаются определенными заинтересованными группами, которые стремятся добиться того, чтобы их теория получила признание в социальной работе. В профессио­нальной сфере это происходит точно так же, как и в общественной жизни. Те или иные профессиональные группы стремятся оказать влияние, потому что это помогает им трансформировать наше представление о предназначении и практике социальной работы и социальной зашиты в том направлении, кото­рое, по их мнению, необходимо и соответствует их политическим и соци­альным интересам. Поэтому защитники и сторонники определенной позиции используют те теории, которые повышают статус этой позиции в общей кон­струкции социальной работы. Одним из способов достижения данной цели является распространение и использование определенных идей среди практи­ков, так как именно они в своей ежедневной деятельности конструируют со­циальную работу через взаимодействие с клиентами и в контексте социальных служб. Таким образом, выбирая теорию для практического применения, со­циальные работники влияют на процесс конструирования социальной рабо­ты, поскольку то, что они делают, является или становится социальной рабо­той. Поэтому в этой книге мы исследуем различные теории или составляющие их концепции, а тот выбор, который делают практики на основе этого много­образия, определяет в том числе и будущее социальной работы.

На рис. 1.1 представлены три подхода к социальной работе (Пэйн, 1996а, 2000а, б). Треугольник, изображенный на рисунке, представляет собой дис­курсивное поле между ними. Дискурсивное поле — это пространство взаимо­действия между людьми или группами людей, показывающее основные раз­личия между значениями, которые они придают чему-либо. Основные разли­чия в подходах к социальной работе связаны со следующими различиями в политических взглядах на то, какой должна быть социальная защита.

Рефлексивно-терапевтический подход. Доминелли (2002в) называет его подходом терапевтической помощи. С точки зрения этого подхода целью социальной работы является обеспечение благополучия индивидов, групп и микросоциальных групп в обществе через содействие личностному развитию и самореализации. Постоянная спираль взаимодействия между социальными работниками и клиентами изменяет представления кли­ентов и позволяет социальным работникам влиять на этот процесс. Схо­жим образом клиенты воздействуют на мировосприятие социальных работников, что заметно с течением времени и накоплением опыта. Этот процесс взаимного влияния делает социальную работу рефлексивной, так как он отвечает социальным интересам практической деятельности


социальных работников и формирует их представления о практике. Благодаря этому процессу клиенты приобретают способность управлять своими чувствами и строить свою жизнь. Обретение личностной силы помогает им преодолеть трудности. Данный подход отражает социально-демократическую политическую философию социальной работы — экономическое и социальное развитие должно осуществляться совмест­но с движением к индивидуальному и социальному развитию. Он лежит в основе многих представлений о сущности социальной работы, но вместе с тем подвергается модификации и критике в рамках двух других теоре­тических подходов.

Социал-коллективистский подход. С точки зрения этого подхода целью со­циальной работы является обеспечение сотрудничества и взаимной поддер­жки в обществе, для того чтобы наиболее незащищенные и неблагопо­лучные социальные группы могли обрести способность к самостоятель­ной жизни. Социальная работа налаживает связи между клиентами и со­циальными системами, стимулирует активность людей, предоставляет возможности для получения новых знаний и сотрудничества, формируя объединения и организации, в которых каждый может принимать актив­ное участие. Элита сосредоточивает и держит в своих руках власть и ресур­сы в обществе в целях своего собственного обогащения. Это приводит к притеснению других слоев населения. Социальная работа стремится проти­востоять этому процессу с помощью создания более равноправных отно­шений в обществе. Доминелли (2002в) называет этот подход эмансипатор-ным (освободительным), потому что он подчеркивает идею освобожде­ния людей от притеснения. Другие авторы (например, Пиз и Фук, 1999) определяют его как трансформационный, так как данный подход призыва­ет к преобразованию общества в целях защиты наиболее бедных и угне­тенных слоев. Более того, представители этого подхода подчеркивают, что индивидуальное и социальное развитие этих слоев населения невоз­можны до тех пор, пока не будут проведены социальные преобразования. Ценностные концепции социальной работы, такие, как, например, эти­ческий кодекс, определяют эту цель. В них социальной справедливости придается статус главной ценности в социальной работе. Данный подход является отражением социалистической политической философии, со­гласно которой плановая экономика и социальное обеспечение способ­ствуют установлению равенства и социальной справедливости.

Индивидуал-реформистский подход. В контексте этого подхода социальная работа рассматривается как часть социальной защиты, которую предлага­ет индивидам общество. Она соответствует потребностям людей, предос­тавляет социальные услуги, повышает их качество и эффективность. До­минелли (2002в), вслед за Дэвис (1994), определяет его как подход под­держания стабильности. Согласно их позиции, социальная работа под­держивает социальный порядок и социальную структуру общества, а так­же поддерживает людей в трудных ситуациях, возвращает их к стабиль­ному состоянию. Этот подход отражает либеральную, рационально-эко­номическую политическую философию, утверждающую гарантирован-


ную законом личную свободу в условиях рыночной экономики в качестве наилучшего варианта организации общества.

В каждом из этих подходов содержится своя точка зрения на цели и формы социальной работы в обеспечении социальной защиты в любом обществе. Представители этих подходов критикуют другие подходы или пытаются вне­сти в них поправки. Например, стремление к личностному и социальному развитию, характерное для рефлексивно-терапевтического подхода, считает­ся невозможным в социал-коллективистском подходе, потому что интересы элит будут ограничивать возможности притесняемых групп до тех пор, пока не будут проведены важные социальные реформы. Простое принятие социаль­ного порядка, имеющее место в рефлексивно-терапевтическом и индивиду­ал-реформистском подходах, поддерживает и подкрепляет позицию элит. С точки зрения приверженцев социал-коллективистского подхода такая пози­ция отрицает равные возможности для представителей притесняемых слоев населения, которые должны быть главными клиентами социатьной работы. Индивидуал-реформисты утверждают, что попытка изменить общество в на­правлении большего равенства или личностного и социального роста с помо­щью индивидуального и общественного развития в повседневной практике представляется нереалистичной. Дело в том, что практическими целями соци­альной работы являются небольшие индивидуальные изменения, которые не могут привести к масштабным социальным и личностным трансформациям. Кроме того, держатели капитала социальных служб, финансирующие и санк­ционирующие социальные программы, заинтересованы, главным образом, в гармоничных и бесконфликтных отношениях общества и отдельных индиви­дов. Кардинальные перемены не в их интересах. Именно поэтому представите­ли индивидуал-реформистского подхода склонны оставаться в рамках своей идеологии.

Тем не менее все три подхода имеют сходства. Например, главными темами рефлексивно-терапевтического и социалистического подходов являются из­менение и развитие. В рефлексивно-терапевтическом, а также индивидуал-реформистском подходах в основном уделяется внимание работе с индиви­дом, а не достижению социальных целей. В целом, следовательно, большин­ство концепций социатьной работы включают в себя элементы разных подхо­дов. В качестве альтернативы иногда признается ценность их отдельных эле­ментов. Например, сторонники социат-коллективистского подхода критику­ют полное принятие существующего социатьного порядка, характерное для индивидуалистского и терапевтического подходов. В то же время многие его представители согласны с тем, что помощь отдельным индивидам в их само­реализации может осуществляться в рамках существующих социальных систем. Подобная поддержка воспринимается как определенный шаг к изменению общества.

Таким образом, в практике социальной работы различные подходы могут и дополнять, и исключать друг друга. Обратимся к рис. 1.1. Если деятельность социального работника или социальной службы соответствует позиции А (что характерно для начинающих социальных работников), то ваше внимание бу­дет обращено на оказание терапевтической помощи (специалист по ведению случая, специалист по работе с детьми). Ваши усилия вряд ли будут направле-


Рефлексивно-терапевтический подход (терапевтическая помощь)

А Б

В

Г

Индивидуал-реформистский Социал-коллективистский

подход подход

(поддержка/социальный порядок) (освободительный/трансформирующий)

Рис. 1.1. Дискурсивное пространство социальной работы

ны на преобразование, трансформацию общества. Являясь частью официаль­ной системы или системы обслуживания, вы будете принимать модель дея­тельности социальных служб такой, какая она есть. Однако именно то, что вы делаете в индивидуальной работе, вполне может быть продиктовано стремле­нием достичь определенных социальных перемен. Например, если вы считае­те, что отношения между мужчинами и женщинами должны быть более рав­ными, то ваша работа с семьей так или иначе будет отражать эту точку зрения. Позиция Б может быть характерна для специалистов, работающих в кризис­ном центре для женщин, страдающих от домашнего насилия. В основном они оказывают терапевтическую помощь, но главной их целью является измене­ние отношения к положению женщин в обществе, и ваша работа также может быть направлена на проведение общественных кампаний как составной части помощи. Позиция В сбалансирована: для нее характерны и социальные изме­нения, и социальные услуги, и терапевтическая помощь. Моя работа в насто­ящее время является примером подобного рода: она связана с развитием мик­росоциальной среды, ее гибкости и большего внимания к нуждам людей, которые тяжело больны или пережили потерю, но в то же время я помогаю отдельным индивидам и отвечаю за контакты с другими службами, чтобы наша система обслуживания стала более эффективной. Позиция /"является, главным образом, трансформирующей, но она отражает также стремление к стабильности и реальность, в которой социальные изменения, особенно в социальных службах, не могут быть по-настоящему революционными и на­правленными на повышение эффективности системы социальных услуг. На­пример, многие специалисты, работающие с группами в микросоциальной среде, добиваются значительных изменений в их жизни и помогают устано­вить сотрудничество и взаимопомощь. Помимо этого, представители соци­альных служб содействуют этим группам в стремлении к снижению преступ­ности, борьбе за право на социальную защиту или в организации отдыха де­тей в период школьных каникул.

Между политическими приоритетами социальной защиты, подходами в социальной работе и конкретными теориями практики возникают сложные ~вязи. Взаимоотношения между, скажем, либеральной или рациональной по­литической теорией, индивидуал-реформистским и целевым подходами пред­ставляются более-менее ясными, однако авторы целевого подхода (см. гл. 5)


не рассматривают себя в качестве либеральных политиков и стремятся при­менять теорию, которая бы отражала их представления о природе социаль­ной работы. Основываясь на данных проведенного исследования, они созда­ли определенную концепцию, которая выглядела состоятельной, и предста­вили ее практикам. При сравнении этой теории с другими становится ясно, что она соответствует лишь определенным целям и философии социальной работы, но не отвечает другим. Разделы, посвященные областям пересече­ния теорий, а также комментарии в главах части II данной книги отражают некоторые связи и расхождения между теориями, которые выражают раз­личную философию социальной защиты и различные подходы к социальной работе.

Окончательного вывода о том, что представляет собой социальная работа, быть не может, но сквозь ее дискурсивное поле можно увидеть сферы, где она применима, а также проблемы, стоящие перед ней. Мнения о ее сущности варьируются в зависимости от времени, социальных условий и культуры. Вре­менные границы, социальные условия и культура являются факторами, кон­струирующими социальную работу в процессе взаимодействия социальных работников, клиентов и служб. Тем не менее практика социальной работы требует понимания взаимодействия этих целей, т.е. наличия вашей собствен­ной конструкции относительно выполняемой деятельности. Она включает пред­ставление о ценностях социальной работы и теориях ее природы, например знание социологических теорий о роли социальной работы в обществе или представление о ее отношениях с другими профессиями. Подобный анализ помогает социальным работникам продумать свою собственную позицию в целом, а также определить соотношение различных подходов в каждом конк­ретном случае.

Теории практической деятельности соответствуют и подкрепляют тот или иной подход к социальной работе. Они создают альтернативы, часто противо­положные и взаимоисключающие друг друга. В дискуссиях о теориях частично поддерживается та или иная точка зрения из трех перечисленных выше. На­пример, критическая, антидискриминационная, феминистская перспективы и теория активизации иллюстрируют социал-коллективистский подход. Экзи­стенциальная, гуманистическая и социально-психологическая перспективы представляют рефлексивно-терапевтический подход. Целевая и системная теории, судя по их исходным предпосылкам, скорее всего, принадлежат к индивидуал-реформистскому подходу. Классификация теорий, обсуждаемых в этой книге, предложена в табл. 1.2.

Что касается перспектив, то в данной таблице они подразделяются на две категории: всесторонние и включающие. Особенность всесторонних тео­рий состоит в том, что в них предлагается система знаний, охватывающая все виды практической деятельности, применяемые в социальной работе. Это происходит благодаря формированию определенного отношения к ок­ружающему миру, которое организует наши мысли и расставляет приори­теты. Всесторонние теории в той или иной степени обладают доказатель­ной базой и открыты для критики. Вместе с тем исследования, посвящен­ные данным теориям, содержат комментарии, аналитические концепции и практические руководства, которые способны самостоятельно сформиро­вать основу практики социальной работы. Включающие теории объединяют


Таблица 1.2. Классификация теорий социальной работы

Тип теории Рефлексивно-терапев­тический подход Социал-коллективист­ский подход Индивидуал-реформист­ский подход
Перспектива:      
- всесторон- Психодинамическая Критическая Социальное развитие
няя      
- включающая Гуманистическая, Антидискримина- Системная
  экзистенциальная ционная  
Теория Конструктивизм Феминистская Когнитивно-поведен­ческая
Модель Кризисная Активизации Целевая

различные теории и модели при условии, что они не выходят за рамки ос­новного подхода.

Прежде чем приступить к анализу тенденций и типов теории, я хочу про­комментировать принцип, согласно которому были классифицированы тео­рии. Я еще раз подчеркиваю идею о наличии дискурсивного поля между под­ходами в социальной работе и о неизбежности присутствия в каждой теории элементов подхода, теории и модели. Это означает, что ни одна из них не может быть полностью причислена к какой-либо одной категории. Можно говорить об основной и преобладающей, но не об абсолютной направленно­сти. В частности, я бы хотел прокомментировать позицию теории социального развития, а также позиции критической и антидискриминационной теорий. Я поместил концепции социального развития в группу индивидуал-реформи­стских теорий, потому что социальный порядок в них принимается как дан­ность. Некоторые теории социального развития могут считаться социалисти­ческими, поскольку направлены на достижение социальных перемен, однако в целом прикладные теории социального развития нацелены скорее на ре­формирование, а также на индивидуальное, групповое или общественное раз­витие, нежели на радикальные социальные изменения. Критические теории в настоящее время приобретают всеобъемлющий характер, так как многие их концепции предполагают модели, хорошо зарекомендовавшие себя на прак­тике, а также имеют свою собственную терминологическую и доказательную базу. Однако некоторые критические концепции, например структурная со­циальная работа Маллэли (2003), кажутся крайне схематичными в своем прак­тическом руководстве и оставляют социальным работникам право выбора любой другой методологии при условии, что она вписывается в общую идеологию. Кроме того, это скорее превосходно сконструированная идеологическая док­трина, чем теория, подтвержденная эмпирическими социальными исследова­ниями. Справедливость антидискриминационной теории доказана существо­ванием дискриминации в социальных отношениях, а также соответствующим объяснением этой дискриминации, однако практическое применение этой теории не вполне обосновано. Целью данной теории является создание ценно­стной основы, а также такого подхода к практике, в котором могут использо­ваться другие прикладные методы. Следовательно, здесь налицо стремление к


интегрирующему подходу. Модели активизации и защиты интересов клиента содержат некоторые объяснительные и идеологические концепции, но глав­ной их целью является создание практических методов социальной работы, адекватных требованиям современного общества. Эта особенность названных теорий, а также других социал-коллективистских концепций приводит к со­зданию прочной основы для активных действий, несмотря на то, что даже выведенная из нее структуралистская идеология представляется спорной.

Таким образом, в табл. 1.2 представлены три группы теорий, которые вы­делены согласно различным взглядам на социальную работу. Я буду упоми­нать о них в части II. В столбце «Рефлексивно-терапевтический подход» даны те представления в рамках социальной работы, которые касаются индивиду­ального развития и самореализации с акцентом на эмоциональную сферу и межтичностные отношения. Здесь речь идет о личностных изменениях. В стол­бце, посвященном социал-коллективистскому подходу, представлены кон­цепции, акцентирующие внимание на социальные цели социальной работы. В них затрагиваются социальные изменения. В столбце «Индивидуал-реформи­стский подход» помещены социально-политические концепции социального мироустройства. Здесь речь идет о сохранении и поддержании социального порядка. Если мы будем работать в рамках определенного направления, а не заимствовать идеи отовсюду, то это поможет сформировать собственное по­нимание социальной работы и конкретные практические действия.

Существуют ли парадигмы социальной работы?

Подходы к разным профессиям и областям знания, таким, как социальная работа, иногда называют парадигмами. Парадигма означает некую модель или шаблон, который, как правило, воспроизводится в деятельности. Кун (1970) подразумевает под парадигмой общее представление о природе физических или естественных явлений. В своей книге по истории науки он утверждает, что научная деятельность (создание теории, экспериментирование, методы ис­следования, теоретические дебаты и т.д.) всегда опирается на ту или иную парадигму. В конечном счете в результате научной революции возникает абсо­лютно новый взгляд на явления окружающего мира. Он изменяет концепцию этих феноменов и формирует новую парадигму.

Некоторые авторы (например. Фишер, 1981) полагают, что такие переме­ны в концепциях социальной работы уже происходили. Стоит вновь подчерк­нуть, что они являются частью политики, согласно которой новый подход в социальной работе заменяет старую (а значит, уже несостоятельную) пози­цию. Кун (1970, 15) ставит вопрос о том, достаточно ли развиты некоторые социальные науки, чтобы выстроить парадигму, способную совершить рево­люцию. Кун (1970, 49) считает, что малые парадигмы возникают на почве «дряхлеющих структур отдельных дисциплин». Некоторые авторы признают их в качестве парадигм, хотя они еще не приобрели широкого распространения. Мне кажется, что это положение очень характерно для трех описанных подхо­дов к социальной работе. Поэтому я думаю, что дебаты между существующи­ми теориями, которые затрагивают каждый из этих подходов, являются, по существу, полемикой между этими малыми парадигмами.


Однако в целом рассматривая парадигму в понятии Куна, я считаю, что существует единая парадигма социальной работы, социально сконструиро­ванная в дискурсе трех вышеперечисленных подходов и представленная в табл. 1.1. Существующие теория и практика социальной работы соответствуют этой парадигме. Именно практика подтверждает это положение, поскольку большинство социальных работников осуществляют то, что носит название «работа с клиентами». В дискурсе социальной работы все эти подходы присут­ствуют именно потому, что мы их постоянно обсуждаем.

Если различные теоретические концепции соответствуют единой паради­гме, то они могут стать основой для взаимопонимания и профессиональной идентичности социальных работников. Они должны быть элементами социаль­ной, т.е. общепринятой, конструкции социальной работы. Проблема здесь заклю­чается в том, что общепринятое понимание формируется под влиянием за­падных теорий социальной работы. Положение, связанное с применением и доминированием западных (в частности, североамериканских) представле­ний о теории социальной работы в других странах мира, критикуется с начала 1970-х гг. (Иелайя, 1970; Миджли, 1981; Осей-Хведи, 1990, 1993). Согласно международному подходу в образовании по социальной работе, становление социальной работы рассматривается в качестве одного из направлений про­грессивного развития с очевидным влиянием американской и других англо­язычных школ.

Однако такому взгляду противоречат следующие выводы:

■ ценности и культуры различных обществ могут быть несовместимы;

■ в различных обществах возникают разные проблемы;

■ последствия культурного империализма и истории угнетающего колониа­лизма продолжают отражаться в постколониальных социальных и куль­турных взаимоотношениях западных и незападных стран. Здесь скорее до­минирует культурное влияние, нежели физическое насилие.

С другой стороны:

■ многие западные страны придерживаются принципов культурного плю­рализма и проявляют интерес к различным идеям. Однако критики мульти-культурализма и этнической сензитивности (см. гл. 13) утверждают, что интерес такого рода поверхностен и формален;

■ культурная гегемония (проявление культурного доминирования) мно­голика, поскольку колониальное управление осуществляется разными способами, где также может иметь место взаимное влияние. Постколо­ниализм продолжает колониальное влияние, скорее, через каналы экономического и культурного доминирования, а не политического уп­равления; некоторые склонны считать, что степень этого влияния пре­увеличена;

■ имеет место противодействие западному культурному доминированию: чем сильнее попытки проникновения, тем больше вероятность того, что


возникнут альтернативные воздействия со стороны незападных культур. Примером этого, по некоторым высказываниям, является растущее влия­ние ислама. Ряд аргументов убеждают нас в том, что мы должны быть осторожными в стремлении к общепринятому пониманию и созданию единой теоретической основы социальной работы. В этой книге я попы­тался предложить некоторые альтернативы западной теории социальной работы, среди которых — социальная работа в Индии, основанная на идеях Ганди, различные концепции, распространенные в Китае и Афри­ке, а также европейская социальная педагогика. Естественно, я основы­вался главным образом на литературных источниках, изданных на Запа­де, где я живу, которые и сформировали позицию, отраженную в моей книге. Вместе с тем я опирался на самые разные западные работы, напи­санные в Австралии, Канаде, европейских странах, а также в Великобри­тании и США. Моя цель — обратить внимание на то, как различаются подходы социальной работы и теории ее практической реализации в за­висимости от их содержания и применения" в различных социальных и исторических контекстах. Эти различия являются следствием социально­го конструирования, находящегося под влиянием различных жизненных реалий. Хотя официальная теория, согласно вышеупомянутому анализу, вышла из западных концепций, следует подчеркнуть, что она прошла процесс адаптации в других культурах, в среде которых появляются но­вые идеи. Для Запада эти адаптации и идеи могут послужить источником новых возможностей.

Таким образом, нам следует быть осторожными, утверждая, что социальная работа имеет единственную парадигму или что три подхода в ней представля­ют собой конкурирующие парадигмы. Это связано с тем, что, являясь соци­альным феноменом, любое действие социальных работников, социальная служ­ба или система социальной защиты представляют собой комбинацию элемен­тов всех этих подходов в разных вариантах и отражают социальные ожидания и культурные особенности. Поэтому теория социальной работы и способы ее практической реализации различны в разных странах, а также в разных служ­бах. И хотя одни и те же элементы встречаются повсеместно, их сочетание в практике социальной работы всегда различно.

Теория социальной работы — «модернистская» или «постмодернистская» теория?

Я обращаюсь к модернистской (современной) теории социальной работы по двум причинам. Во-первых, согласно позиции социального конструкти­визма, такое явление, как социальная работа, может быть рассмотрено толь­ко в определенном временном и наличном социальном контексте. Теории бу­дут неизбежно подвергаться реконструкции под воздействием социальных из­менений. Таким образом, только то, что является современным, т.е. «нынеш­ним», будет на самом деле уместным, хотя и представления более раннего периода могут оказаться полезными в свете понимания исторического кон­текста возникновения новых идей.


Во-вторых, «модернизм» теории социальной работы проявляется наибо-

! с ярко в сравнении с идеей постмодернизма. Это объясняется политическим юнием теории социальной работы, поскольку постмодернистские идеи \шают определенный вид знания. Постмодернизм обозначает трансформа­цию в осмыслении нашего общества и способе получения и интерпретации

нания. Кун считал одной из научных революций трансформацию европей-.чого мышления в эпоху Просвещения (1700— 1800). До этого времени авто­ритетным было мнение церкви и монархов, провозглашавших то, во что люди

\1жны были верить. Просветители привлекли внимание к научному методу, к •лее получения знаний путем наблюдения и эксперимента. Любое наблюде--ие и эксперимент создают картину реального мира, дающую обоснование

ашим действиям. В конечном счете это привело к падению авторитета поли-

ического абсолютизма, а последовавшие за этим революции в Англии, США Франции — к свержению монархии и продвижению разумной демократи-

еской власти. Кроме того, уменьшилось социальное значение религии в за-

лных странах. Экономически и социально реализованный акцент на рацио-

альности и научном методе получил название модернистского в отличие от "радиционного, опирающегося на авторитет власти.

Социальная работа — продукт модернизма, поскольку представляет собой

айн из светских вариантов, замещающий благотворительную деятельность

ристианской церкви в западных странах (Пэйн, 2005). Она также является иернистской, поскольку основана на представлении о том, что социальные

роблемы и общество в целом доступны для нашего понимания и изучения, а также для разумного подхода к решению реальных проблем. Саму идею теории.оциальной работы можно назвать также модернистской, потому что она от­ражает возможность рационального понимания человека и общества, а также -еобходимость последовательных действий по изменению как индивидов, так л общества в соответствии с нашими знаниями. Наличие теории, направляю­щей наши действия, является существенным признаком модернизма — она. зидетельствует о том, что в действиях мы можем опираться на конкретные

арактеристики окружающего мира.

Главной чертой постмодернизма является предположение о существова--:ии альтернативных знаний и понимания окружающего мира. Эти идеи воз-

икли, в частности, как реакция на модернистский способ мышления. Одна-чо в них проявляются и другие представления, например интерпретативного -аправления (см. гл. 3), которые всегда были в центре дискуссий о природе

нания. Постмодернизм отражает представление о том, что знание всегда со-.иально сконструировано, поскольку выбор в пользу развития определенного -;ца знания не бывает нейтральным. Например, ученый выбирает предмет •зучения и исследования, исходя из собственных предпочтений, а также сле­дуя интересам общества к определенной области знания на данном этапе. На-

ример, развитие знаний по психиатрии, а также социальной политики явля­ется реакцией на психологические трудности и социальные проблемы, кото-?ые люди переживают в условиях войны.

Для постмодернизма также характерно положение о том, что, исследуя.оциальные явления, мы являемся частью общества, которое создает эти яв-

ения, поэтому оценка окружающих нас обстоятельств всегда субъективна. Например, каждый из нас является членом семьи, и общество одобрило та-


кой способ создания семьи, когда мужчина и женщина вступают в брак и воспитывают детей. Тогда возникают вопросы: может ли называться семьей пара мужчин-геев? Будет ли у них больше права называться семьей, если они усыновят или возьмут на воспитание детей? Обратимся к слову «семья». Мы часто соотносим его с традиционной моделью семьи, т.е. гетеросексуальной парой с детьми. Таким образом, мы конструируем представление о семье, и то, что не соответствует ему, мы не считаем семьей. В соответствии с таким представлением гей-пара и их дети не воспринимаются в качестве семьи и чувствуют себя исключенными из общества. Назвать их семьей — значит по­пытаться изменить традиционный взгляд на семью. Данный пример показыва­ет, каким образом благодаря изменению в употреблении какого-либо поня­тия осуществляются социальные действия по трансформации стереотипов.

Меняется также и процесс конструирования социальных представлений. Так, двадцать лет назад большинство населения европейских стран вряд ли согласилось бы с тем, что гей-пара является семьей и может воспитывать детей. Меняется также и язык: раньше их, скорее, назвали бы гомосексуала-ми, а не геями, поскольку слово «гей» в английском языке имеет также значе­ние «веселый», в котором часто и употреблялось до 1950-х гг. В начале XXI в. появилось общественное мнение, согласно которому пары геев могут считать­ся семьями и усыновлять детей, в то же время существует мнение и о том, что понятие «семья» меняет свой смысл, и это может нанести вред детям, воспи­тывающимся в нетрадиционных семьях. В естественных науках и медицине от­крытия, подтвержденные экспериментом, принимаются как факт, на кото­ром мы можем построить истинное знание. В социальных науках наш язык и знание меняются, поэтому на этой основе крайне сложно выстроить опреде­ленную структуру знания. Мы не можем обобщать и переносить знание, полу­ченное в одном месте и в определенное время, в другие пространственно-временные контексты. Кроме того, употребление исследователями термина «семья» отражает их собственные взгляды и может совпадать или не совпадать с убеждениями других людей. Люди, имеющие определенную точку зрения, стремятся использовать язык, чтобы утвердить свою позицию; противники этой позиции могут оказывать противодействие. Некоторым, например, мо­жет не нравиться ассоциация слова «гей» только с мужской гомосексуально­стью. Таким образом, язык становится частью политического дискурса.

Итак, постмодернизм, в своем крайнем варианте, доказывает невозмож­ность принятия любого социального знания в качестве данности. Не существу­ет абсолютной сущности или основы знания, поэтому постмодернизм анти-сущностен и антифундаментален. Это связано с тем, что любое знание обла­дает потенциалом изменения, поэтому его нужно постоянно подвергать со­мнению. Естественно, для критического подхода характерно такое употребле­ние языка, которое предполагает возможность его изменения. Постмодернист­ское знание также зависимо от исторического и социального контекстов. Оно связано с определенными социальными отношениями в данное время и в данном обществе. Эти особенности имеют огромное значение для социальных работников по двум причинам. В о-п е р в ы х, они подчеркивают постоянство изменений, что побуждает нас верить в возможность их достижения через социальные взаимодействия. Социальная работа направлена на достижение индивидуальных и социальных изменений через социальное взаимодействие,


поэтому принципы социального конструктивизма повышают вероятность эф­фективной социальной работы. Во-вторых, социальные работники часто анализируют индивидуальный и социальный опыт жизни человека, что помо­гает им влиять на деятельность других специалистов и участвовать в процессе принятия официальных решений. Идеи социального конструктивизма пока­зывают значение подобных повседневных наблюдений для формирования зна­ния и действия, поскольку реальность невозможно осмыслить без понимания исторического и социального контекстов. Они также подчеркивают положи­тельное или отрицательное влияние языка делового общения на результаты профессиональной деятельности.

Социальный конструктивизм является постмодернистской концепцией, следовательно, представление о социальной работе как о социальной конст­рукции предполагает ее неоднозначность, открытость к обсуждению и зави­симость от социальных и культурных контекстов. Как же тогда возможно со­здать практическое руководство для постоянно изменяющейся деятельности? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо более тщательно проанализиро­вать то, каким образом социальная работа конструируется в отдельных обще­ствах.

Области конструирования социальной работы

Социальное конструирование в социальной работе охватывает комплекс вза­имодействующих социальных структур и индивидов. В своей книге, вышедшей в 1999 г., я указывал на то, что для социальной работы имеют значение три области социального конструирования, представленные на рис. 1.2. Первая об­ласть — политико-социально-идеологическая, в ней формируются социально-по­литические программы управления социальными службами, а также те цели, которые службы определяют для себя самостоятельно. Социальные работники включаются в этот процесс как члены профессиональных ассоциаций и других организаций, активно участвуя в социатьных акциях, голосованиях и издавая публикации, а также оказывая влияние через работу своих служб. Вторая об­ласть — организационно-профессиональная, в ней работодатели и коллективные организации специалистов, такие, как профсоюзы и профессиональные ассо­циации, участвуют в совместном обсуждении особенностей реализации соци­альной работы. Третья область — «клиент — социальный работниксоциальная служба», на которой я остановлюсь более подробно ниже, поскольку это самая важная область, отвечающая задаче данной книги. Все три области взаимозави­симы. Клиенты могут, например, влиять на политико-социально-идеологиче­скую сферу, участвуя в голосованиях, выступлениях протеста и других формах активности. Они могут также воздействовать на организационно-профессиональ­ную сферу, например: если число клиентов, нуждающихся в определенной помощи, увеличивается, то это ведет к соответствующим изменениям в про­граммах и практической работе, вплоть до их полной замены.

Например, в 1980-е гг., когда проблема ВИЧ (СПИДа) впервые стала очевидной, начали появляться влиятельные группы и специализированные центры, которые активно воздействовали на государственную политику и общественное мнение. В социальные службы приходили люди, чьи проблемы


Область «клиент — Политико-социально-
социальный работник— \ идеологическая область

социальная служба»

Организационно-профессиональная область

Рис. 1.2. Области социального конструирования социальной работы

были непосредственно связаны с ВИЧ, и поэтому возникла необходимость в изменении форм практической работы. Естественно, изменения затронули гораздо большее число сфер социальной жизни, так что данные три области представляют собой только часть из них, указывая на важные центры влия­ния.

Задача этой книги состоит в том, чтобы осветить один из аспектов влия­ния, развивающегося по спирали, в социальной работе, а именно теорию, которая руководит практикой, т.е. областью «клиент — социальный работ­ник — социальная служба». В начале этой главы я уже говорил о том, что вне зависимости от культурных и национальных различий социальная работа все­гда состоит из трех элементов: клиента, социального работника и социальной службы. Таким образом, общее положение о социальной работе и ее теории должно отражать понимание того, каким образом эта конструкция реализует­ся: во взаимодействии с реальностью в рамках определенных социальных кон­текстов.

Социальное конструирование теории практической социальной работы

Мы создаем теорию практической социальной работы, исходя из взаимо­действия с практикой социальной работы, которая, в свою очередь, осно­вывается на опыте социальных контактов. Три движущие силы конструируют социальную работу: те, что создают и управляют социальной работой как профессией; те, что делают людей клиентами, нуждающимися в социальной помощи; а также те, что создают социальный контекст, в котором реализу­ется социальная работа. Эванс и Кирни (1996) определяют эти силы как центральный треугольник взаимоотношений между социальным работником, клиентом и социальной службой. Социальная работа является специфиче­ской деятельностью, в которой люди находятся в особых социальных роле­вых позициях — «социальный работник» и «клиент». Таким образом, эти


роли частично определяют ее природу. В определенных формах социальной работы, например при ведении случая', иногда создаются особые роли, та­кие, как «получатель услуг». Понимание социальной работы требует анализа тех факторов, которые создают социальные позиции этих факторов в комп­лексе социальных взаимодействий. Подобный комплекс включает отноше­ния власти и зависит от времени и контекста. У социального взаимодействия есть определенные результаты (например, забота и доверие, возникающие между участниками), которые приближают достижение желаемых целей. Эти цели во многих случаях определяются реальными результатами деятельности социальных служб.

Практическая деятельность социальных работников конструируется через профессиональные ожидания, т.е. зафиксированные принципы и установки по отношению к профессиональным обязанностям, а также через социальные процессы, определяющие функции социального работника. Накопленный опыт социальной работы, а также ее взаимоотношения с другими профессиями и социальными институтами определяют ее профессиональный характер. Этот характер меняется, прогрессирует, а возможно, и регрессирует в соответствии с социальными изменениями. Таким образом, знания и идеи, которыми пользу­ются социальные работники, также изменяются в соответствии с социальны­ми переменами.

Во многих публикациях игнорируется влияние клиентов на социальную ра­боту — они представлены лишь в качестве объектов деятельности, которая оп­ределена теорией. По моему мнению, клиенты частично также создают деятель­ность через процесс, благодаря которому они выступают в роли «клиентов». Процесс создания клиента сам по себе социально сконструирован, поскольку в его основе лежит общепринятое понимание сущности социальной работы. Он в некоторой степени отличается от процесса конструирования «пациентов» или «получателей услуг» в зависимости от того, как мы предпочитаем их называть. Клиенты изменяют сущность социальной работы, привнося в эту профессио­нальную деятельность реалии. В этом смысле социальная работа является реф­лексивным процессом, в ходе которого клиент изменяет социального работни­ка и сущность социальной работы, а следовательно, и ее теорию. Сам статус клиента не является устойчивым и абсолютным состоянием, скорее, он связан с восприятием, поэтому если окружающие видят в человеке клиента, то и от­носятся к нему соответствующим образом. Подобное отношение может поддер­живаться самими клиентами, социальными работниками, управленческим пер­соналом социальной службы, специалистами других служб, семьей или окру­жением клиента. Если мы приписываем кому-либо статус клиента, то он ока­зывается очень устойчивым и сохраняется даже после того, как деятельность социального работника завершается. Статус клиента может быть приписан оп­ределенным социальным группам, например, принадлежащим к какому-либо социальному классу или проживающим в определенных местах.

Поскольку восприятие статуса клиента бывает различным, важно понять, с чем это связано. Причины могут быть разными. Например, в исследовании, проведенном в Израиле (Крумер-Нево, 2003), были установлены следующие

' Ведение случая (саге тапа^етеп!) — процесс выявления и оценки потребностей клиента, а также организации и координации комплексной помощи, оказываемой ему группой специали­стов (командой). — Примеч. науч. ред.


три модели получения помощи женщинами, долгое время находящимися в условиях социальной и экономической депривации:

■ модель успокоения, когда помо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: