СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ
Под редакцией Дж. Камплинга
Перевод с английского
асаоем'а
Москва
Издательский центр «Академия»
I
ЧАСТЬ I
РАЗМЫШЛЯЯ О ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Глава 1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
О чем повествует эта глава
Как социальные работники приходят к пониманию того, что именно они должны делать?
В данный момент в какой-то стране клиенты направляются в социальную службу, чтобы обратиться за помощью к социальному работнику. А может быть, социальный работник посещает клиента на дому, проводит групповые занятия, работает в учреждении интернатного типа1, дневном стационаре2 или в микросоциальной среде3. В большинстве стран мира именно такие действия называются социальной работой. Активная деятельность международных ассоциаций социальных работников, а также существование общего терминологического языка и литературы по социальной работе должны убедить нас в том, что социальные работники занимаются чем-то полезным. Учреждения, в которых они работают, созданы для того, чтобы взаимодействовать с жизненными реалиями: кризисом, несчастьем, повседневными человеческими проблемами.
|
|
Содержание деятельности социальных работников определяется ожиданиями общества. В частности, члены общества организуют или создают социальную работу и социальные службы согласно своим требованиям и ожиданиям, следовательно, опыт взаимодействия с людьми, интересам которых они служат, изменяет самих социальных работников и учреждения социальной помощи. Клиенты и их надежды являются сущностью социальной работы; именно они делают ее такой, какая она есть. Своей теоретической и практи-
' Учреждения интернатного типа (гехШепПа! потез) — специальные учреждения, где содержатся люди, которые не имеют собственного жилья или не в состоянии жить самостоятельно, например дома престарелых. Система помощи и ухода за людьми, помещаемыми в такие учреждения, называется стационарным обслуживанием (геШепйа! саге). — Примеч. науч. ред.
2 Дневной стационар (а"ау саге) — предоставление комплекса социальных и медицинских
услуг приходящим в течение дня клиентам без помещения их в специальные учреждения. —
Примеч. науч. ред.
3 Работа в микросоциальной среде (работа в малых социальных группах) (соттипНу шгк) —
широкий спектр методов, используемых для повышения качества жизни населения на данной
территории (по месту жительства). — Примеч. науч. ред.
ческой деятельностью социальные работники, клиенты и социальные службы в какой-то степени влияют на ожидания общества, политические и социальные процессы. Социальная работа — это процесс социального творчества, в котором люди, включенные в совместную деятельность и являющиеся частью одних и тех же социальных объединений, разделяют схожие взгляды на окружающий мир, рассматривают его как социальную реальность. Это цикличный процесс, в котором все его элементы — служба, клиент, социальный работник — влияют друг на друга и на весь процесс в целом в контексте социальных ожиданий, обусловленных социальными отношениями и практическими условиями их взаимодействий. Процессы социального конструирования более подробно рассматриваются в главах 3 и 7.
|
|
Эта книга посвящена теории практической социальной работы. Ее задача — дать социальным работникам руководство к действию в ситуациях, когда социальная конструкция под названием «социальная работа» осуществляет взаимодействие с окружающей реальностью. Часть I является введением в дискуссию о теории социальной работы. Вопрос о наличии такой теории представляется спорным, поскольку имеют место различные точки зрения относительно ее сущности. В части I данной книги анализируются теории практической деятельности, являющиеся главным объектом настоящего исследования, проводится различие между ними и другими видами теорий социальной работы. Среди этих теорий — представления о сущности социальной работы, поскольку наша практическая деятельность во многом зависит от того, насколько ясно мы представляем свои собственные цели. Таким образом, в главе 1 обсуждается то, как конструируется социальная работа в процессе взаимодействия социальных работников, клиентов и социальных служб с реальностью окружающего мира.
Глава 2 посвящена обсуждению возможности применения теории в практической деятельности, т.е. в социальной работе. В главе 3 рассматриваются вопросы теории социальной работы, дается спектр теорий практической социальной работы и освещаются дискуссии в области их применения. В главах 4—14 содержится материал о группе теорий, широко используемых в социальной работе на момент написания этой книги. В них представлены варианты практического применения отдельных теорий.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
> Основная цель этой книги заключается в том, чтобы предоставить обзор теорий практической социальной работы.
> Практика социальной работы находится под влиянием официальной и неофициальной теорий о сущности социальной работы и ее методах, а также о мире клиента.
> Теории практической деятельности используются в борьбе внутрипрофессиональ-ных групп за сферу влияния на практику.
> Дискурс трех основных направлений социальной работы (рефлексивно-терапевтического, социал-коллективистского и индивидуал-реформистского) создает контекст, с учетом которого теории социальной работы конструируются как составная часть политики.
> Социальная работа является продуктом современной социальной организации. В политике социального обеспечения на смену институту церкви пришли демократическое государство, а также современные принципы познания и научные исследования.
> Теории практической деятельности — это те формы знания, которые влияют на практическую реализацию социальной работы.
> Пространство социальной работы представлено тремя основными подходами к моделям практики взаимодействия клиентов, социальных работников и социальных служб.
Практика и теории практической деятельности
Социальную работу можно рассматривать как практическую деятельность, например как цепочку последовательных действий, звеньями которой являются диагноз1, интервенция2 и завершение. На практике социальным работникам приходится придерживаться практических требований, возможно, основанных на знаниях эффективных способов действия в тех или иных ситуациях, например в ситуации общения. Определение социальной работы через подобные процессы может быть механистическим (Морен, 1994). В данном случае принимаются как наша точка зрения на цели Социальной работы, так и теории практической деятельности, рассказывающие о том, на что нужно обращать внимание при диагностировании, каким образом осуществлять интервенцию, а также когда и как завершать процесс. Даже если в инструкциях указано, как лучше провести интервью, как вы сможете узнать, что диагностировать или каким образом проводить интервенцию? Если кто-то утверждает, что этот способ проведения интервью является эффективным, логически возникает следующий вопрос: эффективным для каких целей? Простое перечисление «делай это, а затем то» не дает никакой информации о теории и знаниях, лежащих в основе этих требований. Практика социальной работы представляет собой процесс выбора определенных действий из многообразия альтернатив (Берглинд, 1992). У нас всегда есть теория, которая помогает нам решать, во имя каких целей и каким образом осуществлять выбор, даже если мы не отдаем себе в этом отчет (Хау, 1987).
|
|
Следовательно, социальным работникам для того, чтобы объяснить, с какой целью и каким образом следует принимать решения в практических ситуациях, необходимо иметь соответствующее теоретическое представление. В этой книге я преследую три цели в исследовании теорий практической деятельности:
■ сформировать представление о том, каким образом данные теории и их особенности могут применяться на практике;
■ выявить различные группы теорий, а также то, что в них предлагается социальным работникам и делает их более доступными для реализации на практике;
1 Диагноз (ахяеттеш) в социальной работе — процесс понимания конкретной проблемы, ее
<орней и возможных путей помощи человеку или группе людей. — Примеч. науч. ред.
2 Интервенция (вмешательство) (т1еп>еп1юп) — последовательность шагов или план дей
ствий со стороны социального работника или другого сотрудника социальной службы, которые
зн осуществляет при участии клиента или от ею имени. — Примеч. науч. ред.
|
|
■ сформировать представление о том, каким образом теории используются
в дискурсе практики социальной работы и профессиональных дискусси
ях.
Эта книга — обзор теорий практической деятельности, а не попытка создать новую теорию. Поэтому я лишь отражаю существующие теории, но не пытаюсь их развивать. В моей работе акцент сделан на социальной работе и теориях практической социальной работы, которые объясняют, описывают и подтверждают деятельность социальных работников. Я не рассматриваю в широком плане общие социальные и психологические теории, связанные с теориями практики, но указываю на связи между ними для того, чтобы их можно было изучить.
Прикладные и другие теории
Теория представляет собой структурированное оформление представлений об окружающем мире. Фук (2002) утверждает, что даже именование предметов способствует объяснению и пониманию в практической деятельности. Множество разных представлений и способов их выражения имеют непосредственное отношение к практике. В главе 2 показано, что применение рефлексии и рефлексивности как последовательного способа разработки идей, являющихся частью нашей работы, позволяет нам принимать определенные идеи и применять их в тех ситуациях, где это представляется нужным.
В социальной работе термин «теория» может иметь следующие значения.
■ Модель. Модели описывают происходящее на практике в общих чертах, на примере широкого спектра ситуаций и в структурированной форме, закрепляя определенные принципы и методы деятельности, которые придают последовательность практическим действиям. Модели помогают социальным работникам структурировать и организовать подход к сложной ситуации. Примером этому служит целевой подход1 (см. гл. 5).
■ Перспективы. Перспективы отражают ценности или представления об окружающем мире, которые ориентируют участников процесса и направляют их действия. Перспективы позволяют обдумывать происходящее с определенной точки зрения. Применение различных перспектив помогает увидеть ситуацию с разных позиций. Примерами перспектив являются феминистский подход (см. гл. 12) и системная теория (см. гл. 7).
■ Объяснительная теория. Объяснительная теория рассматривает результаты тех или иных действий или причины определенных последствий, а также выявляет обстоятельства случившегося. Некоторые авторы присваивают статус теории только тем представлениям, в которых присутствует причинно-следственная закономерность. Согласно этому мнению, тео-
' Целевой подход (юзк-сеМгей ргасЧсе) — модель социальной работы, в которой основной акцент делается на решении конкретной проблемы, важной для клиента, через определение более мелких, промежуточных задач. — Примеч. науч. ред.
рии должны объяснять то, «что происходит». Когнитивно-поведенческая теория (см. гл. 6) является примером объяснительной теории.
Модель перспективы и объяснительная теория необходимы для теории, поскольку они полезны в практической деятельности. Так как социальная работа является практической деятельностью, совершаемой в сложных условиях внешней среды, теория (или перспектива) должна подкрепляться моделью, содержащей ясное руководство к действию. Отсутствие возможностей прикладного применения вызывает явную критику (как в случае с радикальной теорией раннего периода) или неприятие теории со стороны повседневной практики (например, в случае ранней версии когнитивной теории). Однако деятельность не всегда сугубо прагматична, она должна основываться на определенных доказательствах достоверности и эффективности, поэтому модель должна подкрепляться объяснительной теорией. Модель и объяснительная теория могут принести пользу на практике только тогда, когда в них будет отражено определенное видение мира, позволяющее переносить представления из одной ситуации в другую и предопределять конкретный образ действий. Именно поэтому необходимо наличие четкой перспективы.
Согласно Сайбеон (1990), существуют официальная и неофициальная теории. Различие между ними показано в табл. 1.1. Официальная теория разрабатывается и обсуждается специалистами данной профессии, а также в научных кругах. Неофициальная теория складывается из общих представлений и ценностей, существующих в обществе, а также конструкций, продиктованных
Таблица 1.1. Типы теорий
Типы теорий | Официальные теории | Неофициальные теории |
Теории о том, что является социальной работой | Официальные концепции, определяющие природу и цели социальной помощи, в том числе концепции «индивидуальной патологии», «либеральной реформы», «марксизма», «феминизма» | Моральные, политические, культурные ценности, используемые практиками для определения «функций» социальной работы |
Теории о том, как осуществлять социальную работу | Официальные теории практики (т.е. работа со случаем, семейная терапия, групповая работа) с применением дедуктивного метода; общие положения, доступные для использования в отдельных случаях | Теории, индуктивно выведенные из отдельных ситуаций; могут быть проверены эмпирически на предмет использования в частных ситуациях; теории, не зафиксированные в письменных документах, созданные на основе опыта |
Теории мира клиента | Официально признанные теории социальных наук и результаты эмпирических исследований (личности, семьи, расы, класса, тендера) | Использование практического опыта и общих культурных смыслов (семья как институт, нормальное поведение, успешное родите льство) |
практическим опытом, тех самых, о которых я упомянул в начале данной главы. В ней также могут присутствовать элементы официальной теории.
Понятие «индуктивно производных» неофициальных теорий нуждается в объяснении. Под индукцией подразумевается обобщение, сделанное на основе частных примеров, а дедукция означает аналитический вывод о частном случае на основе общей теории. Например, вам довелось работать с несколькими смертельно больными людьми, первоначальной реакцией которых была злость, затем депрессия и наконец примирение с приближающейся смертью. Благодаря индукции на основе этого опыта вы делаете заключение, что большинство людей проходят через эти последовательные стадии. Ваша индукция создает неофициальную модель прогрессивного изменения эмоциональных реакций на неминуемую смерть. Если через некоторое время вы повстречаете смертельно больного человека, находящегося в депрессии, то вывод о том, что вскоре у него наступит стадия примирения, будет дедукцией, исходящей из вашей общей теории. Индукция позволяет использовать закономерности одного конкретного случая или небольшого числа случаев и проверять их в других обстоятельствах. Этот метод дает возможность обобщать практический опыт и строить общие теории. Индукция позволяет социальным работникам дополнять теорию опытом собственной практики.
Сайбеон (1990, 34) также выделяет три различных типа теорий социальной работы (см. табл. 1.1). Теории о том, что является социальной работой, служат частью дискурса о значении социальной работы: мнения в этом случае могут быть различны. Подобные теории кратко раскрываются в материале данной главы и в книге Пэйна (1996а): в них представлены различные точки зрения, которые в совокупности составляют сущность социальной работы. Теории о том, как осуществлять социальную работу, — это теории практической деятельности. Теории о мире клиента повествуют о тех явлениях, проблемах, социальных реалиях, с которыми взаимодействуют социальные работники. Пример — теория привязанностей (см. гл. 4), которая возникла на основе психотерапевтической работы с детьми и людьми, пережившими потерю близкого человека, и постепенно приобрела статус теории практики. Теории мира клиента иногда воспринимаются в качестве дополнительных теоретических знаний, важных для социальной работы (см.: Бакер и Хардикер, 1981; Сат-тон, 1994). Большая часть этого материала обсуждается в рамках той сферы, из которой она заимствована. Например, интенсивно проводятся исследования по детскому развитию, социологии семьи и организаций. Важно иметь представление о каждом из данных направлений, а также многих других, поскольку сотрудники социальных служб оказывают помощь детям и семьям. Вместе с тем использование этого материала в социальной работе подразумевает его перенесение из оригинальной дисциплины в практику социальной работы, что не должно быть буквальным, поскольку названные направления продолжают развиваться. Кроме того, теории организаций, детского развития и социологии семьи особым образом используются в социальной работе, поскольку они необходимы социальным работникам для достижения определенных целей, отличных от целей, скажем, медицинских специалистов. Каким образом осуществляется подобное взаимодействие между различными областями знания и дисциплинами и как оно влияет на практику социальной работы — является сферой компетенции теорий практики, обсуждаемых в этой книге.
Теории практики могут, следовательно, рассматриваться в качестве средства передачи знаний из других дисциплин с целью содействия практике социальной работы (см. гл. 2).
Социальное конструирование социальной помощи и социальной работы
Среди исследователей и практиков не существует единого мнения о том, что является социальной работой. Более того, социальная работа создается в процессе повседневной деятельности социальных работников. Мы называем этот процесс социальным конструированием, поскольку он существует не как материальная реальность, а как мир идей, состоящий из наших представлений и действий.
Представление о социальном конструировании связано с работой социологов Бергера и Лукмана (1971). Согласно их точке зрения, в социальном мире, противоположном природному, «реальность» является социальным знанием, которое определяет наше поведение. Однако у каждого из нас имеется собственное представление о реальности. Объединяя наше знание с помощью различных социальных процессов, организующих и объективирующих его, мы создаем общее представление о реальности. Социальная деятельность становится привычной, поскольку мы одинаково оцениваем происходящее. Наше поведение также соответствует определенным социальным правилам, сформированным на основе общего знания. Когда большинство начинает разделять общее представление о социальном явлении, эти правила институционализируются, т.е. становятся устойчивыми социальными механизмами. Затем социальные представления о реальности подтверждаются в процессе присвоения определенных «значений», которые и объединяют их в структурированную и вполне убедительную систему. Социальное знание соответственно является продуктом человеческих представлений. Людям это знание кажется объективным, потому что оно разделяется практически всеми. Поскольку мы вырастаем в среде этих представлений о реальности, то в определенном смысле являемся продуктом общества. Таким образом, социальное конструирование — это цикличный процесс, в котором индивиды участвуют в формировании значений через институциализацию и легитимацию в рамках социальной структуры общества. В свою очередь в результате включения индивидов в структуру общества создаются правила социального поведения. Можно увидеть спираль постоянной трансформации, создания и воссоздания социальных структур, которые вновь и вновь создают правила, являющиеся основой жизни людей.
Бергер и Лукман ввели термин «социальное конструирование» в научный оборот и использовали его в рамках социологии. В последнее время он широко применяется в социальной психологии для обозначения психологического лодхода, критикующего традиционную позитивистскую психологию. Наиболее известными представителями этого подхода являются американский исследователь Джэржен и его коллеги (Джэржен, 1994, 1999; Джэржен и Джэр-жен, 2003), а также английский автор Паркер (1998). Они считают, что традиционное представление о существовании устойчивой личностной структуры, являющейся основой индивидуальной идентичности, сомнительно. Каждый
из нас обладает возможностью к изменению, которое делает нас другими личностями. В традиционной же психологии делается акцент на целостности личности, что утверждает социального работника во мнении о невозможности изменить основные ценности другого человека. Конструктивистская психология указывает на вероятность изменений, поэтому социальный работник, следующий этим принципам, будет оптимистично настроен по отношению к возможности личностных изменений.
Концепт социального конструирования определяет политическое значение теории (Пэйн, 1992, 19966, 1997, 2002в). Таким образом, можно говорить об идеологии социальной работы, поскольку отдельные теории поддерживаются определенными заинтересованными группами, которые стремятся добиться того, чтобы их теория получила признание в социальной работе. В профессиональной сфере это происходит точно так же, как и в общественной жизни. Те или иные профессиональные группы стремятся оказать влияние, потому что это помогает им трансформировать наше представление о предназначении и практике социальной работы и социальной зашиты в том направлении, которое, по их мнению, необходимо и соответствует их политическим и социальным интересам. Поэтому защитники и сторонники определенной позиции используют те теории, которые повышают статус этой позиции в общей конструкции социальной работы. Одним из способов достижения данной цели является распространение и использование определенных идей среди практиков, так как именно они в своей ежедневной деятельности конструируют социальную работу через взаимодействие с клиентами и в контексте социальных служб. Таким образом, выбирая теорию для практического применения, социальные работники влияют на процесс конструирования социальной работы, поскольку то, что они делают, является или становится социальной работой. Поэтому в этой книге мы исследуем различные теории или составляющие их концепции, а тот выбор, который делают практики на основе этого многообразия, определяет в том числе и будущее социальной работы.
На рис. 1.1 представлены три подхода к социальной работе (Пэйн, 1996а, 2000а, б). Треугольник, изображенный на рисунке, представляет собой дискурсивное поле между ними. Дискурсивное поле — это пространство взаимодействия между людьми или группами людей, показывающее основные различия между значениями, которые они придают чему-либо. Основные различия в подходах к социальной работе связаны со следующими различиями в политических взглядах на то, какой должна быть социальная защита.
■ Рефлексивно-терапевтический подход. Доминелли (2002в) называет его подходом терапевтической помощи. С точки зрения этого подхода целью социальной работы является обеспечение благополучия индивидов, групп и микросоциальных групп в обществе через содействие личностному развитию и самореализации. Постоянная спираль взаимодействия между социальными работниками и клиентами изменяет представления клиентов и позволяет социальным работникам влиять на этот процесс. Схожим образом клиенты воздействуют на мировосприятие социальных работников, что заметно с течением времени и накоплением опыта. Этот процесс взаимного влияния делает социальную работу рефлексивной, так как он отвечает социальным интересам практической деятельности
социальных работников и формирует их представления о практике. Благодаря этому процессу клиенты приобретают способность управлять своими чувствами и строить свою жизнь. Обретение личностной силы помогает им преодолеть трудности. Данный подход отражает социально-демократическую политическую философию социальной работы — экономическое и социальное развитие должно осуществляться совместно с движением к индивидуальному и социальному развитию. Он лежит в основе многих представлений о сущности социальной работы, но вместе с тем подвергается модификации и критике в рамках двух других теоретических подходов.
Социал-коллективистский подход. С точки зрения этого подхода целью социальной работы является обеспечение сотрудничества и взаимной поддержки в обществе, для того чтобы наиболее незащищенные и неблагополучные социальные группы могли обрести способность к самостоятельной жизни. Социальная работа налаживает связи между клиентами и социальными системами, стимулирует активность людей, предоставляет возможности для получения новых знаний и сотрудничества, формируя объединения и организации, в которых каждый может принимать активное участие. Элита сосредоточивает и держит в своих руках власть и ресурсы в обществе в целях своего собственного обогащения. Это приводит к притеснению других слоев населения. Социальная работа стремится противостоять этому процессу с помощью создания более равноправных отношений в обществе. Доминелли (2002в) называет этот подход эмансипатор-ным (освободительным), потому что он подчеркивает идею освобождения людей от притеснения. Другие авторы (например, Пиз и Фук, 1999) определяют его как трансформационный, так как данный подход призывает к преобразованию общества в целях защиты наиболее бедных и угнетенных слоев. Более того, представители этого подхода подчеркивают, что индивидуальное и социальное развитие этих слоев населения невозможны до тех пор, пока не будут проведены социальные преобразования. Ценностные концепции социальной работы, такие, как, например, этический кодекс, определяют эту цель. В них социальной справедливости придается статус главной ценности в социальной работе. Данный подход является отражением социалистической политической философии, согласно которой плановая экономика и социальное обеспечение способствуют установлению равенства и социальной справедливости.
Индивидуал-реформистский подход. В контексте этого подхода социальная работа рассматривается как часть социальной защиты, которую предлагает индивидам общество. Она соответствует потребностям людей, предоставляет социальные услуги, повышает их качество и эффективность. Доминелли (2002в), вслед за Дэвис (1994), определяет его как подход поддержания стабильности. Согласно их позиции, социальная работа поддерживает социальный порядок и социальную структуру общества, а также поддерживает людей в трудных ситуациях, возвращает их к стабильному состоянию. Этот подход отражает либеральную, рационально-экономическую политическую философию, утверждающую гарантирован-
ную законом личную свободу в условиях рыночной экономики в качестве наилучшего варианта организации общества.
В каждом из этих подходов содержится своя точка зрения на цели и формы социальной работы в обеспечении социальной защиты в любом обществе. Представители этих подходов критикуют другие подходы или пытаются внести в них поправки. Например, стремление к личностному и социальному развитию, характерное для рефлексивно-терапевтического подхода, считается невозможным в социал-коллективистском подходе, потому что интересы элит будут ограничивать возможности притесняемых групп до тех пор, пока не будут проведены важные социальные реформы. Простое принятие социального порядка, имеющее место в рефлексивно-терапевтическом и индивидуал-реформистском подходах, поддерживает и подкрепляет позицию элит. С точки зрения приверженцев социал-коллективистского подхода такая позиция отрицает равные возможности для представителей притесняемых слоев населения, которые должны быть главными клиентами социатьной работы. Индивидуал-реформисты утверждают, что попытка изменить общество в направлении большего равенства или личностного и социального роста с помощью индивидуального и общественного развития в повседневной практике представляется нереалистичной. Дело в том, что практическими целями социальной работы являются небольшие индивидуальные изменения, которые не могут привести к масштабным социальным и личностным трансформациям. Кроме того, держатели капитала социальных служб, финансирующие и санкционирующие социальные программы, заинтересованы, главным образом, в гармоничных и бесконфликтных отношениях общества и отдельных индивидов. Кардинальные перемены не в их интересах. Именно поэтому представители индивидуал-реформистского подхода склонны оставаться в рамках своей идеологии.
Тем не менее все три подхода имеют сходства. Например, главными темами рефлексивно-терапевтического и социалистического подходов являются изменение и развитие. В рефлексивно-терапевтическом, а также индивидуал-реформистском подходах в основном уделяется внимание работе с индивидом, а не достижению социальных целей. В целом, следовательно, большинство концепций социатьной работы включают в себя элементы разных подходов. В качестве альтернативы иногда признается ценность их отдельных элементов. Например, сторонники социат-коллективистского подхода критикуют полное принятие существующего социатьного порядка, характерное для индивидуалистского и терапевтического подходов. В то же время многие его представители согласны с тем, что помощь отдельным индивидам в их самореализации может осуществляться в рамках существующих социальных систем. Подобная поддержка воспринимается как определенный шаг к изменению общества.
Таким образом, в практике социальной работы различные подходы могут и дополнять, и исключать друг друга. Обратимся к рис. 1.1. Если деятельность социального работника или социальной службы соответствует позиции А (что характерно для начинающих социальных работников), то ваше внимание будет обращено на оказание терапевтической помощи (специалист по ведению случая, специалист по работе с детьми). Ваши усилия вряд ли будут направле-
Рефлексивно-терапевтический подход (терапевтическая помощь)
А Б
В
Г
Индивидуал-реформистский Социал-коллективистский
подход подход
(поддержка/социальный порядок) (освободительный/трансформирующий)
Рис. 1.1. Дискурсивное пространство социальной работы
ны на преобразование, трансформацию общества. Являясь частью официальной системы или системы обслуживания, вы будете принимать модель деятельности социальных служб такой, какая она есть. Однако именно то, что вы делаете в индивидуальной работе, вполне может быть продиктовано стремлением достичь определенных социальных перемен. Например, если вы считаете, что отношения между мужчинами и женщинами должны быть более равными, то ваша работа с семьей так или иначе будет отражать эту точку зрения. Позиция Б может быть характерна для специалистов, работающих в кризисном центре для женщин, страдающих от домашнего насилия. В основном они оказывают терапевтическую помощь, но главной их целью является изменение отношения к положению женщин в обществе, и ваша работа также может быть направлена на проведение общественных кампаний как составной части помощи. Позиция В сбалансирована: для нее характерны и социальные изменения, и социальные услуги, и терапевтическая помощь. Моя работа в настоящее время является примером подобного рода: она связана с развитием микросоциальной среды, ее гибкости и большего внимания к нуждам людей, которые тяжело больны или пережили потерю, но в то же время я помогаю отдельным индивидам и отвечаю за контакты с другими службами, чтобы наша система обслуживания стала более эффективной. Позиция /"является, главным образом, трансформирующей, но она отражает также стремление к стабильности и реальность, в которой социальные изменения, особенно в социальных службах, не могут быть по-настоящему революционными и направленными на повышение эффективности системы социальных услуг. Например, многие специалисты, работающие с группами в микросоциальной среде, добиваются значительных изменений в их жизни и помогают установить сотрудничество и взаимопомощь. Помимо этого, представители социальных служб содействуют этим группам в стремлении к снижению преступности, борьбе за право на социальную защиту или в организации отдыха детей в период школьных каникул.
Между политическими приоритетами социальной защиты, подходами в социальной работе и конкретными теориями практики возникают сложные ~вязи. Взаимоотношения между, скажем, либеральной или рациональной политической теорией, индивидуал-реформистским и целевым подходами представляются более-менее ясными, однако авторы целевого подхода (см. гл. 5)
не рассматривают себя в качестве либеральных политиков и стремятся применять теорию, которая бы отражала их представления о природе социальной работы. Основываясь на данных проведенного исследования, они создали определенную концепцию, которая выглядела состоятельной, и представили ее практикам. При сравнении этой теории с другими становится ясно, что она соответствует лишь определенным целям и философии социальной работы, но не отвечает другим. Разделы, посвященные областям пересечения теорий, а также комментарии в главах части II данной книги отражают некоторые связи и расхождения между теориями, которые выражают различную философию социальной защиты и различные подходы к социальной работе.
Окончательного вывода о том, что представляет собой социальная работа, быть не может, но сквозь ее дискурсивное поле можно увидеть сферы, где она применима, а также проблемы, стоящие перед ней. Мнения о ее сущности варьируются в зависимости от времени, социальных условий и культуры. Временные границы, социальные условия и культура являются факторами, конструирующими социальную работу в процессе взаимодействия социальных работников, клиентов и служб. Тем не менее практика социальной работы требует понимания взаимодействия этих целей, т.е. наличия вашей собственной конструкции относительно выполняемой деятельности. Она включает представление о ценностях социальной работы и теориях ее природы, например знание социологических теорий о роли социальной работы в обществе или представление о ее отношениях с другими профессиями. Подобный анализ помогает социальным работникам продумать свою собственную позицию в целом, а также определить соотношение различных подходов в каждом конкретном случае.
Теории практической деятельности соответствуют и подкрепляют тот или иной подход к социальной работе. Они создают альтернативы, часто противоположные и взаимоисключающие друг друга. В дискуссиях о теориях частично поддерживается та или иная точка зрения из трех перечисленных выше. Например, критическая, антидискриминационная, феминистская перспективы и теория активизации иллюстрируют социал-коллективистский подход. Экзистенциальная, гуманистическая и социально-психологическая перспективы представляют рефлексивно-терапевтический подход. Целевая и системная теории, судя по их исходным предпосылкам, скорее всего, принадлежат к индивидуал-реформистскому подходу. Классификация теорий, обсуждаемых в этой книге, предложена в табл. 1.2.
Что касается перспектив, то в данной таблице они подразделяются на две категории: всесторонние и включающие. Особенность всесторонних теорий состоит в том, что в них предлагается система знаний, охватывающая все виды практической деятельности, применяемые в социальной работе. Это происходит благодаря формированию определенного отношения к окружающему миру, которое организует наши мысли и расставляет приоритеты. Всесторонние теории в той или иной степени обладают доказательной базой и открыты для критики. Вместе с тем исследования, посвященные данным теориям, содержат комментарии, аналитические концепции и практические руководства, которые способны самостоятельно сформировать основу практики социальной работы. Включающие теории объединяют
Таблица 1.2. Классификация теорий социальной работы
Тип теории | Рефлексивно-терапевтический подход | Социал-коллективистский подход | Индивидуал-реформистский подход |
Перспектива: | |||
- всесторон- | Психодинамическая | Критическая | Социальное развитие |
няя | |||
- включающая | Гуманистическая, | Антидискримина- | Системная |
экзистенциальная | ционная | ||
Теория | Конструктивизм | Феминистская | Когнитивно-поведенческая |
Модель | Кризисная | Активизации | Целевая |
различные теории и модели при условии, что они не выходят за рамки основного подхода.
Прежде чем приступить к анализу тенденций и типов теории, я хочу прокомментировать принцип, согласно которому были классифицированы теории. Я еще раз подчеркиваю идею о наличии дискурсивного поля между подходами в социальной работе и о неизбежности присутствия в каждой теории элементов подхода, теории и модели. Это означает, что ни одна из них не может быть полностью причислена к какой-либо одной категории. Можно говорить об основной и преобладающей, но не об абсолютной направленности. В частности, я бы хотел прокомментировать позицию теории социального развития, а также позиции критической и антидискриминационной теорий. Я поместил концепции социального развития в группу индивидуал-реформистских теорий, потому что социальный порядок в них принимается как данность. Некоторые теории социального развития могут считаться социалистическими, поскольку направлены на достижение социальных перемен, однако в целом прикладные теории социального развития нацелены скорее на реформирование, а также на индивидуальное, групповое или общественное развитие, нежели на радикальные социальные изменения. Критические теории в настоящее время приобретают всеобъемлющий характер, так как многие их концепции предполагают модели, хорошо зарекомендовавшие себя на практике, а также имеют свою собственную терминологическую и доказательную базу. Однако некоторые критические концепции, например структурная социальная работа Маллэли (2003), кажутся крайне схематичными в своем практическом руководстве и оставляют социальным работникам право выбора любой другой методологии при условии, что она вписывается в общую идеологию. Кроме того, это скорее превосходно сконструированная идеологическая доктрина, чем теория, подтвержденная эмпирическими социальными исследованиями. Справедливость антидискриминационной теории доказана существованием дискриминации в социальных отношениях, а также соответствующим объяснением этой дискриминации, однако практическое применение этой теории не вполне обосновано. Целью данной теории является создание ценностной основы, а также такого подхода к практике, в котором могут использоваться другие прикладные методы. Следовательно, здесь налицо стремление к
интегрирующему подходу. Модели активизации и защиты интересов клиента содержат некоторые объяснительные и идеологические концепции, но главной их целью является создание практических методов социальной работы, адекватных требованиям современного общества. Эта особенность названных теорий, а также других социал-коллективистских концепций приводит к созданию прочной основы для активных действий, несмотря на то, что даже выведенная из нее структуралистская идеология представляется спорной.
Таким образом, в табл. 1.2 представлены три группы теорий, которые выделены согласно различным взглядам на социальную работу. Я буду упоминать о них в части II. В столбце «Рефлексивно-терапевтический подход» даны те представления в рамках социальной работы, которые касаются индивидуального развития и самореализации с акцентом на эмоциональную сферу и межтичностные отношения. Здесь речь идет о личностных изменениях. В столбце, посвященном социал-коллективистскому подходу, представлены концепции, акцентирующие внимание на социальные цели социальной работы. В них затрагиваются социальные изменения. В столбце «Индивидуал-реформистский подход» помещены социально-политические концепции социального мироустройства. Здесь речь идет о сохранении и поддержании социального порядка. Если мы будем работать в рамках определенного направления, а не заимствовать идеи отовсюду, то это поможет сформировать собственное понимание социальной работы и конкретные практические действия.
Существуют ли парадигмы социальной работы?
Подходы к разным профессиям и областям знания, таким, как социальная работа, иногда называют парадигмами. Парадигма означает некую модель или шаблон, который, как правило, воспроизводится в деятельности. Кун (1970) подразумевает под парадигмой общее представление о природе физических или естественных явлений. В своей книге по истории науки он утверждает, что научная деятельность (создание теории, экспериментирование, методы исследования, теоретические дебаты и т.д.) всегда опирается на ту или иную парадигму. В конечном счете в результате научной революции возникает абсолютно новый взгляд на явления окружающего мира. Он изменяет концепцию этих феноменов и формирует новую парадигму.
Некоторые авторы (например. Фишер, 1981) полагают, что такие перемены в концепциях социальной работы уже происходили. Стоит вновь подчеркнуть, что они являются частью политики, согласно которой новый подход в социальной работе заменяет старую (а значит, уже несостоятельную) позицию. Кун (1970, 15) ставит вопрос о том, достаточно ли развиты некоторые социальные науки, чтобы выстроить парадигму, способную совершить революцию. Кун (1970, 49) считает, что малые парадигмы возникают на почве «дряхлеющих структур отдельных дисциплин». Некоторые авторы признают их в качестве парадигм, хотя они еще не приобрели широкого распространения. Мне кажется, что это положение очень характерно для трех описанных подходов к социальной работе. Поэтому я думаю, что дебаты между существующими теориями, которые затрагивают каждый из этих подходов, являются, по существу, полемикой между этими малыми парадигмами.
Однако в целом рассматривая парадигму в понятии Куна, я считаю, что существует единая парадигма социальной работы, социально сконструированная в дискурсе трех вышеперечисленных подходов и представленная в табл. 1.1. Существующие теория и практика социальной работы соответствуют этой парадигме. Именно практика подтверждает это положение, поскольку большинство социальных работников осуществляют то, что носит название «работа с клиентами». В дискурсе социальной работы все эти подходы присутствуют именно потому, что мы их постоянно обсуждаем.
Если различные теоретические концепции соответствуют единой парадигме, то они могут стать основой для взаимопонимания и профессиональной идентичности социальных работников. Они должны быть элементами социальной, т.е. общепринятой, конструкции социальной работы. Проблема здесь заключается в том, что общепринятое понимание формируется под влиянием западных теорий социальной работы. Положение, связанное с применением и доминированием западных (в частности, североамериканских) представлений о теории социальной работы в других странах мира, критикуется с начала 1970-х гг. (Иелайя, 1970; Миджли, 1981; Осей-Хведи, 1990, 1993). Согласно международному подходу в образовании по социальной работе, становление социальной работы рассматривается в качестве одного из направлений прогрессивного развития с очевидным влиянием американской и других англоязычных школ.
Однако такому взгляду противоречат следующие выводы:
■ ценности и культуры различных обществ могут быть несовместимы;
■ в различных обществах возникают разные проблемы;
■ последствия культурного империализма и истории угнетающего колониализма продолжают отражаться в постколониальных социальных и культурных взаимоотношениях западных и незападных стран. Здесь скорее доминирует культурное влияние, нежели физическое насилие.
С другой стороны:
■ многие западные страны придерживаются принципов культурного плюрализма и проявляют интерес к различным идеям. Однако критики мульти-культурализма и этнической сензитивности (см. гл. 13) утверждают, что интерес такого рода поверхностен и формален;
■ культурная гегемония (проявление культурного доминирования) многолика, поскольку колониальное управление осуществляется разными способами, где также может иметь место взаимное влияние. Постколониализм продолжает колониальное влияние, скорее, через каналы экономического и культурного доминирования, а не политического управления; некоторые склонны считать, что степень этого влияния преувеличена;
■ имеет место противодействие западному культурному доминированию: чем сильнее попытки проникновения, тем больше вероятность того, что
возникнут альтернативные воздействия со стороны незападных культур. Примером этого, по некоторым высказываниям, является растущее влияние ислама. Ряд аргументов убеждают нас в том, что мы должны быть осторожными в стремлении к общепринятому пониманию и созданию единой теоретической основы социальной работы. В этой книге я попытался предложить некоторые альтернативы западной теории социальной работы, среди которых — социальная работа в Индии, основанная на идеях Ганди, различные концепции, распространенные в Китае и Африке, а также европейская социальная педагогика. Естественно, я основывался главным образом на литературных источниках, изданных на Западе, где я живу, которые и сформировали позицию, отраженную в моей книге. Вместе с тем я опирался на самые разные западные работы, написанные в Австралии, Канаде, европейских странах, а также в Великобритании и США. Моя цель — обратить внимание на то, как различаются подходы социальной работы и теории ее практической реализации в зависимости от их содержания и применения" в различных социальных и исторических контекстах. Эти различия являются следствием социального конструирования, находящегося под влиянием различных жизненных реалий. Хотя официальная теория, согласно вышеупомянутому анализу, вышла из западных концепций, следует подчеркнуть, что она прошла процесс адаптации в других культурах, в среде которых появляются новые идеи. Для Запада эти адаптации и идеи могут послужить источником новых возможностей.
Таким образом, нам следует быть осторожными, утверждая, что социальная работа имеет единственную парадигму или что три подхода в ней представляют собой конкурирующие парадигмы. Это связано с тем, что, являясь социальным феноменом, любое действие социальных работников, социальная служба или система социальной защиты представляют собой комбинацию элементов всех этих подходов в разных вариантах и отражают социальные ожидания и культурные особенности. Поэтому теория социальной работы и способы ее практической реализации различны в разных странах, а также в разных службах. И хотя одни и те же элементы встречаются повсеместно, их сочетание в практике социальной работы всегда различно.
Теория социальной работы — «модернистская» или «постмодернистская» теория?
Я обращаюсь к модернистской (современной) теории социальной работы по двум причинам. Во-первых, согласно позиции социального конструктивизма, такое явление, как социальная работа, может быть рассмотрено только в определенном временном и наличном социальном контексте. Теории будут неизбежно подвергаться реконструкции под воздействием социальных изменений. Таким образом, только то, что является современным, т.е. «нынешним», будет на самом деле уместным, хотя и представления более раннего периода могут оказаться полезными в свете понимания исторического контекста возникновения новых идей.
Во-вторых, «модернизм» теории социальной работы проявляется наибо-
! с ярко в сравнении с идеей постмодернизма. Это объясняется политическим юнием теории социальной работы, поскольку постмодернистские идеи \шают определенный вид знания. Постмодернизм обозначает трансформацию в осмыслении нашего общества и способе получения и интерпретации
нания. Кун считал одной из научных революций трансформацию европей-.чого мышления в эпоху Просвещения (1700— 1800). До этого времени авторитетным было мнение церкви и монархов, провозглашавших то, во что люди
\1жны были верить. Просветители привлекли внимание к научному методу, к •лее получения знаний путем наблюдения и эксперимента. Любое наблюде--ие и эксперимент создают картину реального мира, дающую обоснование
ашим действиям. В конечном счете это привело к падению авторитета поли-
ического абсолютизма, а последовавшие за этим революции в Англии, США Франции — к свержению монархии и продвижению разумной демократи-
еской власти. Кроме того, уменьшилось социальное значение религии в за-
лных странах. Экономически и социально реализованный акцент на рацио-
альности и научном методе получил название модернистского в отличие от "радиционного, опирающегося на авторитет власти.
Социальная работа — продукт модернизма, поскольку представляет собой
айн из светских вариантов, замещающий благотворительную деятельность
ристианской церкви в западных странах (Пэйн, 2005). Она также является иернистской, поскольку основана на представлении о том, что социальные
роблемы и общество в целом доступны для нашего понимания и изучения, а также для разумного подхода к решению реальных проблем. Саму идею теории.оциальной работы можно назвать также модернистской, потому что она отражает возможность рационального понимания человека и общества, а также -еобходимость последовательных действий по изменению как индивидов, так л общества в соответствии с нашими знаниями. Наличие теории, направляющей наши действия, является существенным признаком модернизма — она. зидетельствует о том, что в действиях мы можем опираться на конкретные
арактеристики окружающего мира.
Главной чертой постмодернизма является предположение о существова--:ии альтернативных знаний и понимания окружающего мира. Эти идеи воз-
икли, в частности, как реакция на модернистский способ мышления. Одна-чо в них проявляются и другие представления, например интерпретативного -аправления (см. гл. 3), которые всегда были в центре дискуссий о природе
нания. Постмодернизм отражает представление о том, что знание всегда со-.иально сконструировано, поскольку выбор в пользу развития определенного -;ца знания не бывает нейтральным. Например, ученый выбирает предмет •зучения и исследования, исходя из собственных предпочтений, а также следуя интересам общества к определенной области знания на данном этапе. На-
ример, развитие знаний по психиатрии, а также социальной политики является реакцией на психологические трудности и социальные проблемы, кото-?ые люди переживают в условиях войны.
Для постмодернизма также характерно положение о том, что, исследуя.оциальные явления, мы являемся частью общества, которое создает эти яв-
ения, поэтому оценка окружающих нас обстоятельств всегда субъективна. Например, каждый из нас является членом семьи, и общество одобрило та-
кой способ создания семьи, когда мужчина и женщина вступают в брак и воспитывают детей. Тогда возникают вопросы: может ли называться семьей пара мужчин-геев? Будет ли у них больше права называться семьей, если они усыновят или возьмут на воспитание детей? Обратимся к слову «семья». Мы часто соотносим его с традиционной моделью семьи, т.е. гетеросексуальной парой с детьми. Таким образом, мы конструируем представление о семье, и то, что не соответствует ему, мы не считаем семьей. В соответствии с таким представлением гей-пара и их дети не воспринимаются в качестве семьи и чувствуют себя исключенными из общества. Назвать их семьей — значит попытаться изменить традиционный взгляд на семью. Данный пример показывает, каким образом благодаря изменению в употреблении какого-либо понятия осуществляются социальные действия по трансформации стереотипов.
Меняется также и процесс конструирования социальных представлений. Так, двадцать лет назад большинство населения европейских стран вряд ли согласилось бы с тем, что гей-пара является семьей и может воспитывать детей. Меняется также и язык: раньше их, скорее, назвали бы гомосексуала-ми, а не геями, поскольку слово «гей» в английском языке имеет также значение «веселый», в котором часто и употреблялось до 1950-х гг. В начале XXI в. появилось общественное мнение, согласно которому пары геев могут считаться семьями и усыновлять детей, в то же время существует мнение и о том, что понятие «семья» меняет свой смысл, и это может нанести вред детям, воспитывающимся в нетрадиционных семьях. В естественных науках и медицине открытия, подтвержденные экспериментом, принимаются как факт, на котором мы можем построить истинное знание. В социальных науках наш язык и знание меняются, поэтому на этой основе крайне сложно выстроить определенную структуру знания. Мы не можем обобщать и переносить знание, полученное в одном месте и в определенное время, в другие пространственно-временные контексты. Кроме того, употребление исследователями термина «семья» отражает их собственные взгляды и может совпадать или не совпадать с убеждениями других людей. Люди, имеющие определенную точку зрения, стремятся использовать язык, чтобы утвердить свою позицию; противники этой позиции могут оказывать противодействие. Некоторым, например, может не нравиться ассоциация слова «гей» только с мужской гомосексуальностью. Таким образом, язык становится частью политического дискурса.
Итак, постмодернизм, в своем крайнем варианте, доказывает невозможность принятия любого социального знания в качестве данности. Не существует абсолютной сущности или основы знания, поэтому постмодернизм анти-сущностен и антифундаментален. Это связано с тем, что любое знание обладает потенциалом изменения, поэтому его нужно постоянно подвергать сомнению. Естественно, для критического подхода характерно такое употребление языка, которое предполагает возможность его изменения. Постмодернистское знание также зависимо от исторического и социального контекстов. Оно связано с определенными социальными отношениями в данное время и в данном обществе. Эти особенности имеют огромное значение для социальных работников по двум причинам. В о-п е р в ы х, они подчеркивают постоянство изменений, что побуждает нас верить в возможность их достижения через социальные взаимодействия. Социальная работа направлена на достижение индивидуальных и социальных изменений через социальное взаимодействие,
поэтому принципы социального конструктивизма повышают вероятность эффективной социальной работы. Во-вторых, социальные работники часто анализируют индивидуальный и социальный опыт жизни человека, что помогает им влиять на деятельность других специалистов и участвовать в процессе принятия официальных решений. Идеи социального конструктивизма показывают значение подобных повседневных наблюдений для формирования знания и действия, поскольку реальность невозможно осмыслить без понимания исторического и социального контекстов. Они также подчеркивают положительное или отрицательное влияние языка делового общения на результаты профессиональной деятельности.
Социальный конструктивизм является постмодернистской концепцией, следовательно, представление о социальной работе как о социальной конструкции предполагает ее неоднозначность, открытость к обсуждению и зависимость от социальных и культурных контекстов. Как же тогда возможно создать практическое руководство для постоянно изменяющейся деятельности? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо более тщательно проанализировать то, каким образом социальная работа конструируется в отдельных обществах.
Области конструирования социальной работы
Социальное конструирование в социальной работе охватывает комплекс взаимодействующих социальных структур и индивидов. В своей книге, вышедшей в 1999 г., я указывал на то, что для социальной работы имеют значение три области социального конструирования, представленные на рис. 1.2. Первая область — политико-социально-идеологическая, в ней формируются социально-политические программы управления социальными службами, а также те цели, которые службы определяют для себя самостоятельно. Социальные работники включаются в этот процесс как члены профессиональных ассоциаций и других организаций, активно участвуя в социатьных акциях, голосованиях и издавая публикации, а также оказывая влияние через работу своих служб. Вторая область — организационно-профессиональная, в ней работодатели и коллективные организации специалистов, такие, как профсоюзы и профессиональные ассоциации, участвуют в совместном обсуждении особенностей реализации социальной работы. Третья область — «клиент — социальный работник — социальная служба», на которой я остановлюсь более подробно ниже, поскольку это самая важная область, отвечающая задаче данной книги. Все три области взаимозависимы. Клиенты могут, например, влиять на политико-социально-идеологическую сферу, участвуя в голосованиях, выступлениях протеста и других формах активности. Они могут также воздействовать на организационно-профессиональную сферу, например: если число клиентов, нуждающихся в определенной помощи, увеличивается, то это ведет к соответствующим изменениям в программах и практической работе, вплоть до их полной замены.
Например, в 1980-е гг., когда проблема ВИЧ (СПИДа) впервые стала очевидной, начали появляться влиятельные группы и специализированные центры, которые активно воздействовали на государственную политику и общественное мнение. В социальные службы приходили люди, чьи проблемы
Область «клиент — Политико-социально-
социальный работник— \ идеологическая область
социальная служба»
Организационно-профессиональная область
Рис. 1.2. Области социального конструирования социальной работы
были непосредственно связаны с ВИЧ, и поэтому возникла необходимость в изменении форм практической работы. Естественно, изменения затронули гораздо большее число сфер социальной жизни, так что данные три области представляют собой только часть из них, указывая на важные центры влияния.
Задача этой книги состоит в том, чтобы осветить один из аспектов влияния, развивающегося по спирали, в социальной работе, а именно теорию, которая руководит практикой, т.е. областью «клиент — социальный работник — социальная служба». В начале этой главы я уже говорил о том, что вне зависимости от культурных и национальных различий социальная работа всегда состоит из трех элементов: клиента, социального работника и социальной службы. Таким образом, общее положение о социальной работе и ее теории должно отражать понимание того, каким образом эта конструкция реализуется: во взаимодействии с реальностью в рамках определенных социальных контекстов.
Социальное конструирование теории практической социальной работы
Мы создаем теорию практической социальной работы, исходя из взаимодействия с практикой социальной работы, которая, в свою очередь, основывается на опыте социальных контактов. Три движущие силы конструируют социальную работу: те, что создают и управляют социальной работой как профессией; те, что делают людей клиентами, нуждающимися в социальной помощи; а также те, что создают социальный контекст, в котором реализуется социальная работа. Эванс и Кирни (1996) определяют эти силы как центральный треугольник взаимоотношений между социальным работником, клиентом и социальной службой. Социальная работа является специфической деятельностью, в которой люди находятся в особых социальных ролевых позициях — «социальный работник» и «клиент». Таким образом, эти
роли частично определяют ее природу. В определенных формах социальной работы, например при ведении случая', иногда создаются особые роли, такие, как «получатель услуг». Понимание социальной работы требует анализа тех факторов, которые создают социальные позиции этих факторов в комплексе социальных взаимодействий. Подобный комплекс включает отношения власти и зависит от времени и контекста. У социального взаимодействия есть определенные результаты (например, забота и доверие, возникающие между участниками), которые приближают достижение желаемых целей. Эти цели во многих случаях определяются реальными результатами деятельности социальных служб.
Практическая деятельность социальных работников конструируется через профессиональные ожидания, т.е. зафиксированные принципы и установки по отношению к профессиональным обязанностям, а также через социальные процессы, определяющие функции социального работника. Накопленный опыт социальной работы, а также ее взаимоотношения с другими профессиями и социальными институтами определяют ее профессиональный характер. Этот характер меняется, прогрессирует, а возможно, и регрессирует в соответствии с социальными изменениями. Таким образом, знания и идеи, которыми пользуются социальные работники, также изменяются в соответствии с социальными переменами.
Во многих публикациях игнорируется влияние клиентов на социальную работу — они представлены лишь в качестве объектов деятельности, которая определена теорией. По моему мнению, клиенты частично также создают деятельность через процесс, благодаря которому они выступают в роли «клиентов». Процесс создания клиента сам по себе социально сконструирован, поскольку в его основе лежит общепринятое понимание сущности социальной работы. Он в некоторой степени отличается от процесса конструирования «пациентов» или «получателей услуг» в зависимости от того, как мы предпочитаем их называть. Клиенты изменяют сущность социальной работы, привнося в эту профессиональную деятельность реалии. В этом смысле социальная работа является рефлексивным процессом, в ходе которого клиент изменяет социального работника и сущность социальной работы, а следовательно, и ее теорию. Сам статус клиента не является устойчивым и абсолютным состоянием, скорее, он связан с восприятием, поэтому если окружающие видят в человеке клиента, то и относятся к нему соответствующим образом. Подобное отношение может поддерживаться самими клиентами, социальными работниками, управленческим персоналом социальной службы, специалистами других служб, семьей или окружением клиента. Если мы приписываем кому-либо статус клиента, то он оказывается очень устойчивым и сохраняется даже после того, как деятельность социального работника завершается. Статус клиента может быть приписан определенным социальным группам, например, принадлежащим к какому-либо социальному классу или проживающим в определенных местах.
Поскольку восприятие статуса клиента бывает различным, важно понять, с чем это связано. Причины могут быть разными. Например, в исследовании, проведенном в Израиле (Крумер-Нево, 2003), были установлены следующие
' Ведение случая (саге тапа^етеп!) — процесс выявления и оценки потребностей клиента, а также организации и координации комплексной помощи, оказываемой ему группой специалистов (командой). — Примеч. науч. ред.
три модели получения помощи женщинами, долгое время находящимися в условиях социальной и экономической депривации:
■ модель успокоения, когда помо