Отбор теорий должен осуществляться с учетом следующих моментов:
■ в специализированных службах работа может строиться на основе определенной теории. Так, в кризисном центре для женщин главной теорией будет выступать феминизм. Центр может подбирать работников, у которых уже сложилось представление о феминизме, или же туда приходят специалисты, заинтересованные в развитии своего собственного теоретического круга;
■ в службах обшей направленности социальные работники могут самостоятельно или совместно с коллегами принимать решение о более адекватном применении той или иной теории в работе с определенной группой клиентов. Соответственно этот выбор будет подкрепляться наблюдением, поддержкой и обучением;
■ поскольку в настоящее время многие представители социальных служб работают в многопрофильных группах, им необходимо применять или, по крайней мере, знать, какие теории используются другими специалистами. И наоборот, специалисты смежных профессий должны обладать определенным знанием о теориях социальной работы.
|
|
Осторожный, согласованный и планомерный подход должен помочь в преодолении проблем, связанных с эклектизмом. Таким образом, мы можем отбирать теории на основе их соответствия потребностям специалистов и клиентов, принимая во внимание диапазон их возможностей, исключая при этом неприемлемые варианты и стремясь к конкретизации идей из общих теорий. Целью этой книги является создание базового ресурса теорий и соответствующих литературных источников, который будет способствовать продуманной, а не случайной эклектике.
Понимание процесса, рефлективное, рефлексивное и критическое мышление
Как социальным работникам преодолеть эти сложности и научиться применять теорию на практике? В данном случае важно понимание процесса принятия решений и формирования позиции. Шепард с соавторами (2000) описывают эмпирическое исследование, в котором специалисты следовали двум процессам: вначале давали ситуации критическую оценку, а затем выстраивали поэтапно гипотезы, которые позволили им разработать план дальнейших действий. Критическая оценка включала выделение главного, критический анализ поступающей информации, а также выявление закономерностей происходящего и поиск адекватных действий (Шепард и Райан, 2003). Гипотезы были нескольких видов: конкретные, затрагивающие отдельные аспекты случая, общие, направленные на анализ общей ситуации, и теоретические, отражающие возможные меры, а также необходимые юридические и административные процедуры. Затем специалисты разрабатывали принципы активных действий.
|
|
В последнее время в дискуссиях по этому вопросу особое внимание уделяется проблемам критического и рефлективного мышления. Фук (2002, 43), сравнивая два процесса, отмечает, что рефлективное мышление, в частности, означает процесс проработки ситуаций, в то время как рефлексивное мышление связано с рассмотрением как можно большего числа мнений относительно ситуации, особенно позиций клиентов и их социального окружения. Критическое мышление подразумевает переосмысление существующего социального порядка и активную работу по продвижению социальных изменений. Недавно я работал с тяжело больным мужчиной, находящимся в конфликтных отношениях со своей женой и обвиняющим ее в неудачах их семейной жизни. Рефлективное мышление помогло мне продумать ситуацию и объяснить клиенту возможные причины происходящего. У его жены, однако, было другое мнение. Она считала, что муж проецирует на нее свои собственные установки и поведение (см. гл. 4). Их дети придерживались совершенно противоположных взглядов. Поэтому рефлексия была необходима при обсуждении этих позиций и сведении их воедино. Используя критическое мышление, я осознаю, что часть этого конфликта связана с традиционным представлением о тендерных отношениях: то, что раньше принималось моим клиентом за норму, сегодня перестало ею являться. Одна из задач моей работы — обсуждение изменений тендерных ролей в современном обществе, так чтобы мнение обоих супругов стало единым и муж смог попросить у жены прощения перед своей смертью.
Рефлективное мышление рассматривается в книге Аргайриса и Шона (Аргайрис, Шон, 1974; Шон, 1983, 1987). Здесь показан другой аспект, отражающий применение теоретических знаний специалистами в работе с людьми. В позитивизме (см. гл. 3) доказательства формируются на основе «технической рациональности». Так, в технических профессиях используются природные материалы, сохраняющие схожие свойства в одних и тех же обстоятельствах. Даже в медицине применяются препараты, влияние которых на человеческий организм предсказуемо; это и есть пример технического рационального применения знания. В то же время в других аспектах медицины, например при общении с пациентами как в социальной работе, так и в сестринском деле, преподавании и других смежных профессиях, теоретическое знание адаптируется к реалиям ситуации. Аргайрис и Шон полагают, что специалисты имеют в своем распоряжении базовые инструкции и руководства, но приспосабливают их к требованиям практической деятельности. Когда они сталкиваются с новой ситуацией, то проверяют новые методы, проводя «эксперименты на практике», которые затем отражаются в инструкциях. Профессиональная подготовка поэтому включает обучение распознаванию новизны ситуации и создание новых методических руководств на основе практического экспериментирования. Этот подход широко используется и систематически развивается в обучении педагогическим профессиям, сестринскому делу и социальной работе.
Данный подход вызывает несколько критических замечаний. Прежде всего, предполагается, что все разнообразие ситуаций находит отражение в практических руководствах, согласующихся с социальным порядком. Однако бывает так, что многие ситуации требуют изменения социального порядка или же практические методы не совпадают с теми, которые предполагаются в суще-
ствующем руководстве. Отсюда следует, что профессионал обладает потенциалом экспериментирования, однако в реальности деятельность специалистов во многом определяется политикой службы и постановлениями правительства. Поэтому важно видеть ситуации, где есть необходимость в более радикальных изменениях, а также в дополнительных ресурсах или ресурсах другого рода. Этот подход, в частности, применяется в критической теории (см. гл. 11), которая основана на рефлективном мышлении.
|
|
Рефлективная практика означает не только обдумывание самого процесса и рассмотрение всех аспектов ситуации (Пэйн, 2002Ь). Она предлагает структурированную систему мышления для специалиста, либо включенного в ситуацию (Шон называет эту форму «рефлексией в действии»), либо обозревающего результаты применения той или иной техники после события («рефлексия действия»). В любом случае это осмысление помогает усовершенствовать последующие действия. На рис. 2.2, созданном на основе работы Джеспер (2003), объединены четыре модели рефлективной практики, включая ее собственную модель, модель Бортона (1970), модель Бауда и Кнайтса (1996), адаптированную Пэйном (2002Ь), и модель Гиббса (1988). В основе модели
Что еще можно Каково знание
предпринять? г-— л ситуации?
— рефлективный процесс по Бауду и Кнайтсу
----»- рефлективная модель по Бортону
Рис. 2.2. Модель рефлективной практики (по Бортону, 1970; Гиббсу, 1988; Джеспер, 2003; Бауду и Кнайтсу, 1996; Пэйну, 2002Ь)
ОРД (Опыт — Рефлексия — Действие), предложенной Джеспер (2003), лежит -ледующее представление: переживание какого-либо опыта сменяется его рефлексией, которая затем переходит в определенные действия. В каждой модели ^флективная практика представляется в виде цикла, начинающегося с опи-_лния ситуации, затем ее анализа и завершающегося применением аналитических выводов в практических действиях. Бауд и Кнайтс подчеркивают особую важность анализа всех аспектов ситуации. Теории практической реализации социальной работы лежат в области, в которой, согласно Бортону (1970), находятся ответы на вопросы «Что теперь?» и «Что же дальше?» и в которой чаши выводы о ситуации превращаются в план действий, построенный с учетом предыдущей оценки. Здесь проясняется, применима ли та или иная теория к данной ситуации, а также можно ли использовать те или иные методы на практике. Теории мира клиента относятся к правой части рисунка, потому что дают информацию о субъективном мире клиентов и их социальном окружении, помогающую в проведении оценки.
|
|
Осуществление рефлективной практики представляет собой довольно сложный процесс. Гудман (1984, цит. по: Джеспер. 2003) считает, что навыки рефлективной практики можно развить с помощью трех методов:
■ рефлексии достижения отдельных целей, таких, как согласование практических технологий и политики служб;
■ рефлексии взаимосвязи между принципами и практикой, т.е. той области, в которой теории практической деятельности становятся интегральной частью практики;
■ рефлексии объединения этических и политических интересов, которые, например, напрямую относятся к критической и феминистской практике и включают понимание основного политического значения всех теорий.
В медицинских профессиях рефлективная практика является частью постоянного обучения и развития, поскольку такие техники, как ведение медицинских карточек и журналов, а также акцент на «критических» или особо значимых случаях включают очевидный рефлексивный компонент (Джеспер, 2003, 2004). В исследовании нескольких семей (Мартин, 2000) были продемонстрированы варианты применения теоретических подходов, в рамках которых работали специалисты, к рефлективной практике, учитывая одновременно теории мира клиента и теории практической деятельности. Работа Дарлингтон и др. (2002) показала, что непосредственное применение теории, в особенности через эффективное наблюдение, значительно совершенствует методы зашиты прав ребенка.
В 1990-е и 2000-е гг. в рамках рефлективной практики сформировались два направления: рефлексивность и критическое мышление. Особое значение они приобрели в критической и феминистской теориях (см. гл. 11, 12). Рефлексивность связана с качественными методами исследования, в частности она характерна для феминистских исследований. Рефлексивность означает циклический процесс, в котором непосредственно изучается влияние исследуемых объектов на наше собственное мышление и действия. Пэртон и О'Байн (2000)
рассматривают рефлексивность как способ реакции на уникальность каждого индивида. Рефлексивность достигается только в том случае, если мы стремимся выявить уникальность индивидов, с которыми проводится работа, а также отреагировать на нее. Рефлексивность подсказывает нам, что обобщения должны проверяться в каждом конкретном случае. Следовательно, согласно теории реализма (см. гл. 3), каждое общее утверждение представляет собой контекст для проявления индивидуального случая. Выявляя индивидуальность отдельного человека, мы сравниваем его с общим и адаптируем нашу реакцию к своему представлению об общем (теория) и частном (индивид, с которым мы работаем).
Таким образом, если говорить о случае с тяжелобольным клиентом, который я описывал ранее, то у меня есть мнение (общее утверждение^ что люди, находясь в тяжелом физическом состоянии, часто задумываются^прошлом и пытаются наладить отношения с людьми. В данной ситуации индивидуальное переосмысление означает пересмотр социальных ценностей и переосмысление отношений с женой на основе новых представлений. Таким образом, рефлексивное мышление позволило взглянуть на ситуацию с разных точек зрения.
В 1980-е гг. в фокус феминистских исследований попал неизвестный ранее дисбаланс полномочий между исследователями и исследуемыми. Традиционные методы исследования предполагали присутствие некоего нейтрального наблюдателя, изучающего социальные ситуации со стороны, хотя, как было показано в главе 1, критики отмечали предвзятое отношение исследователей, связанное с приобретенными ими социальными установками и конструкциями. Вслед за исследователями проблем инвалидности, а также в целом вопросов здоровья, социальной защиты и различных социальных процессов исследователи проблем феминизма стали использовать такие методы исследования, которые активно вовлекали исследуемых в этот процесс. В этнографических методах, в которых исследователь являлся наблюдателем событий и ситуаций, особое внимание уделялось влиянию на него процесса наблюдения, которое отражалось на его поведении. Феминисты и исследователи проблем ограничений здоровья (немощности) стремились развивать единые методы постановки целей, проведения исследований, анализа данных и распространения результатов. Важным элементом таких подходов было формирование межличностных отношений с респондентами, а_не сохранение позиции нейтрального наблюдателя, проводящего исследование под руководством представителей исследуемой группы, а также совместная работа с респондентами (Финлэй и Гог, 2003).
Финлэй (2003) выделяет следующие способы рефлексивного действия:
■ интроспекцию — погружение в свое внутреннее «Я», проработку собственных мыслей и причин их возникновения;
■ интерсубъективную рефлексию — совместную рефлексию;
взаимное сотрудничество в поиске и согласовании вариантов изменения мышления;
использование рефлексивности как социальной критики, которая критикует тех, кто ее избегает;
■ использование рефлексивности как иронической деконструкции — процесс совместного размышления, приводящий к пониманию, что сила и власть в отношениях трансформируют их. В этом процессе подвергаются сомнению изначальные модели совместного восприятия, например проявления власти в повседневных супружеских отношениях.
Тэйлор и Уайт (2000) обсуждают результаты нескольких исследований, посвященных вопросам здоровья и социальной защиты, в которых эти методы используются для раскрытия поведенческих систети и которые обычно не затрагиваются при описании практических технологий. Например, они показывают, как в процессе интервью клиенты постепенно проникаются доверием, размышляют о работе специалистов, рассуждают о моральной стороне вопроса и в ходе детального обсуждения делают свои истории аутентичными. На основе таких результатов можно дать определенные рекомендации относительно того, как использовать теорию в практической деятельности. Например, в теории кризисной интервенции утверждается, что специалисты должны выявлять у клиентов прежние свойственные им способы преодоления кризиса. Однако, заметив подобное намерение, клиенты могут начать демонстрировать собственную компетентность и адекватность, показывая, что они вполне справлялись с прошлыми неудачами. Специалист должен строить отношения с потенциальным клиентом с учетом того, как последний воспримет тот или иной теоретический подход, пояснив в данном случае, что прошлый опыт влияет на наше поведение в кризисной ситуации в настоящий момент. С этим также могут быть связаны возможные трудности применения теории.
В исследовании Секер (1993), в котором изучались варианты применения теории студентами — будущими социальными работниками, была показана значимость рефлексивного подхода. Студенты средних и старших курсов активно пользовались теоретическими знаниями. Большинство испытывали сложность в интеграции теории и практики, видели противоречивость различных теорий, а также проблематичность связей между академическим вариантом теории и неофициальными ее интерпретациями. Только немногие студенты смогли эффективно применить теорию в практической деятельности. Они отличались особыми социальными навыками, умели внимательно слушать и стремились связать различные концепции с рассказами клиентов. Эти студенты смогли создать новые представления на основе знаний, полученных в рамках нескольких курсов, а также увидеть взаимосвязь между ними. Кроме того, они обсуждали свои идеи с клиентами и таким образом убеждались в том, что их можно применять на практике. Вместо того чтобы держать свои мысли при себе, они сверяли свои идеи с представлениями клиентов, спрашивая, например: «Как вы думаете, признает ли ваш муж вину за свое собственное поведение, говоря вам, что вы тоже по-своему виноваты?» В данном случае они избегали употребления профессионального термина «проекция», но предполагали при этом, что подобное могло иметь место, и помогали клиентке понять, что же происходит в их отношениях с мужем. Следовательно, вполне вероятно, что эффективное применение теории требует наличия социальных и межличностных навыков, а также способности к рефлексии и обсуждению идей совместно с клиентами. Кроуфорд и др. (2002) продемонстрировали воз-
можности рефлексии в студенческих группах вместе с преподавателями, ответственными за практику (супервизорами практики), при обсуждении взаимосвязи теории, практики и рефлексии.
Гарднер (2003) предложил методику критической рефлексии в ситуациях, характерных для работы в малых социальных группах, которая содержит несколько принципов:
■ акцент на субъективных историях и рассказах,участников;
■ привлечение наименее активных членов мал#й социальной группы;
■ помощь участникам в понимании зависимости их личного опыта от структурных проблем общества;
■ феминистская перспектива (см. гл. 12);
■ внимание к процессу работы и к ее результатам.
Для того чтобы подобные методики могли себя оправдать, необходимо вовлекать в рефлексивный процесс клиентов, пользователей услуг и членов малых социальных групп, а также специалистов смежных профессий. Только при условии активной рефлексии деятельность может считаться профессиональной социальной работой. Сами клиенты также могут являться источником обмена знаниями и опытом.