Отбор в действии

Отбор теорий должен осуществляться с учетом следующих моментов:

■ в специализированных службах работа может строиться на основе опре­деленной теории. Так, в кризисном центре для женщин главной теорией будет выступать феминизм. Центр может подбирать работников, у кото­рых уже сложилось представление о феминизме, или же туда приходят специалисты, заинтересованные в развитии своего собственного теоре­тического круга;

■ в службах обшей направленности социальные работники могут самостоя­тельно или совместно с коллегами принимать решение о более адекват­ном применении той или иной теории в работе с определенной группой клиентов. Соответственно этот выбор будет подкрепляться наблюдением, поддержкой и обучением;

■ поскольку в настоящее время многие представители социальных служб работают в многопрофильных группах, им необходимо применять или, по крайней мере, знать, какие теории используются другими специа­листами. И наоборот, специалисты смежных профессий должны обладать определенным знанием о теориях социальной работы.

Осторожный, согласованный и планомерный подход должен помочь в пре­одолении проблем, связанных с эклектизмом. Таким образом, мы можем от­бирать теории на основе их соответствия потребностям специалистов и клиен­тов, принимая во внимание диапазон их возможностей, исключая при этом неприемлемые варианты и стремясь к конкретизации идей из общих теорий. Целью этой книги является создание базового ресурса теорий и соответствую­щих литературных источников, который будет способствовать продуманной, а не случайной эклектике.

Понимание процесса, рефлективное, рефлексивное и критическое мышление

Как социальным работникам преодолеть эти сложности и научиться при­менять теорию на практике? В данном случае важно понимание процесса приня­тия решений и формирования позиции. Шепард с соавторами (2000) описывают эмпирическое исследование, в котором специалисты следовали двум процес­сам: вначале давали ситуации критическую оценку, а затем выстраивали по­этапно гипотезы, которые позволили им разработать план дальнейших дей­ствий. Критическая оценка включала выделение главного, критический ана­лиз поступающей информации, а также выявление закономерностей проис­ходящего и поиск адекватных действий (Шепард и Райан, 2003). Гипотезы были нескольких видов: конкретные, затрагивающие отдельные аспекты слу­чая, общие, направленные на анализ общей ситуации, и теоретические, от­ражающие возможные меры, а также необходимые юридические и админист­ративные процедуры. Затем специалисты разрабатывали принципы активных действий.


В последнее время в дискуссиях по этому вопросу особое внимание уделя­ется проблемам критического и рефлективного мышления. Фук (2002, 43), сравнивая два процесса, отмечает, что рефлективное мышление, в частности, означает процесс проработки ситуаций, в то время как рефлексивное мышле­ние связано с рассмотрением как можно большего числа мнений относитель­но ситуации, особенно позиций клиентов и их социального окружения. Кри­тическое мышление подразумевает переосмысление существующего социаль­ного порядка и активную работу по продвижению социальных изменений. Недавно я работал с тяжело больным мужчиной, находящимся в конфликт­ных отношениях со своей женой и обвиняющим ее в неудачах их семейной жизни. Рефлективное мышление помогло мне продумать ситуацию и объяс­нить клиенту возможные причины происходящего. У его жены, однако, было другое мнение. Она считала, что муж проецирует на нее свои собственные установки и поведение (см. гл. 4). Их дети придерживались совершенно проти­воположных взглядов. Поэтому рефлексия была необходима при обсуждении этих позиций и сведении их воедино. Используя критическое мышление, я осознаю, что часть этого конфликта связана с традиционным представлением о тендерных отношениях: то, что раньше принималось моим клиентом за норму, сегодня перестало ею являться. Одна из задач моей работы — обсуждение из­менений тендерных ролей в современном обществе, так чтобы мнение обоих супругов стало единым и муж смог попросить у жены прощения перед своей смертью.

Рефлективное мышление рассматривается в книге Аргайриса и Шона (Ар­гайрис, Шон, 1974; Шон, 1983, 1987). Здесь показан другой аспект, отражаю­щий применение теоретических знаний специалистами в работе с людьми. В позитивизме (см. гл. 3) доказательства формируются на основе «технической рациональности». Так, в технических профессиях используются природные материалы, сохраняющие схожие свойства в одних и тех же обстоятельствах. Даже в медицине применяются препараты, влияние которых на человеческий организм предсказуемо; это и есть пример технического рационального при­менения знания. В то же время в других аспектах медицины, например при общении с пациентами как в социальной работе, так и в сестринском деле, преподавании и других смежных профессиях, теоретическое знание адаптиру­ется к реалиям ситуации. Аргайрис и Шон полагают, что специалисты имеют в своем распоряжении базовые инструкции и руководства, но приспосаблива­ют их к требованиям практической деятельности. Когда они сталкиваются с новой ситуацией, то проверяют новые методы, проводя «эксперименты на практике», которые затем отражаются в инструкциях. Профессиональная под­готовка поэтому включает обучение распознаванию новизны ситуации и со­здание новых методических руководств на основе практического эксперимен­тирования. Этот подход широко используется и систематически развивается в обучении педагогическим профессиям, сестринскому делу и социальной ра­боте.

Данный подход вызывает несколько критических замечаний. Прежде всего, предполагается, что все разнообразие ситуаций находит отражение в практи­ческих руководствах, согласующихся с социальным порядком. Однако бывает так, что многие ситуации требуют изменения социального порядка или же практические методы не совпадают с теми, которые предполагаются в суще-


ствующем руководстве. Отсюда следует, что профессионал обладает потенци­алом экспериментирования, однако в реальности деятельность специалистов во многом определяется политикой службы и постановлениями правитель­ства. Поэтому важно видеть ситуации, где есть необходимость в более ради­кальных изменениях, а также в дополнительных ресурсах или ресурсах другого рода. Этот подход, в частности, применяется в критической теории (см. гл. 11), которая основана на рефлективном мышлении.

Рефлективная практика означает не только обдумывание самого процесса и рассмотрение всех аспектов ситуации (Пэйн, 2002Ь). Она предлагает струк­турированную систему мышления для специалиста, либо включенного в си­туацию (Шон называет эту форму «рефлексией в действии»), либо обозрева­ющего результаты применения той или иной техники после события («реф­лексия действия»). В любом случае это осмысление помогает усовершенство­вать последующие действия. На рис. 2.2, созданном на основе работы Джеспер (2003), объединены четыре модели рефлективной практики, включая ее соб­ственную модель, модель Бортона (1970), модель Бауда и Кнайтса (1996), адаптированную Пэйном (2002Ь), и модель Гиббса (1988). В основе модели

Что еще можно Каково знание

предпринять? г-— л ситуации?

рефлективный процесс по Бауду и Кнайтсу
----»- рефлективная модель по Бортону

Рис. 2.2. Модель рефлективной практики (по Бортону, 1970; Гиббсу, 1988; Джес­пер, 2003; Бауду и Кнайтсу, 1996; Пэйну, 2002Ь)


ОРД (Опыт — Рефлексия — Действие), предложенной Джеспер (2003), лежит -ледующее представление: переживание какого-либо опыта сменяется его реф­лексией, которая затем переходит в определенные действия. В каждой модели ^флективная практика представляется в виде цикла, начинающегося с опи-_лния ситуации, затем ее анализа и завершающегося применением аналити­ческих выводов в практических действиях. Бауд и Кнайтс подчеркивают осо­бую важность анализа всех аспектов ситуации. Теории практической реализа­ции социальной работы лежат в области, в которой, согласно Бортону (1970), находятся ответы на вопросы «Что теперь?» и «Что же дальше?» и в которой чаши выводы о ситуации превращаются в план действий, построенный с уче­том предыдущей оценки. Здесь проясняется, применима ли та или иная тео­рия к данной ситуации, а также можно ли использовать те или иные методы на практике. Теории мира клиента относятся к правой части рисунка, потому что дают информацию о субъективном мире клиентов и их социальном окру­жении, помогающую в проведении оценки.

Осуществление рефлективной практики представляет собой довольно слож­ный процесс. Гудман (1984, цит. по: Джеспер. 2003) считает, что навыки реф­лективной практики можно развить с помощью трех методов:

■ рефлексии достижения отдельных целей, таких, как согласование прак­тических технологий и политики служб;

■ рефлексии взаимосвязи между принципами и практикой, т.е. той обла­сти, в которой теории практической деятельности становятся интеграль­ной частью практики;

■ рефлексии объединения этических и политических интересов, которые, например, напрямую относятся к критической и феминистской практи­ке и включают понимание основного политического значения всех тео­рий.

В медицинских профессиях рефлективная практика является частью постоян­ного обучения и развития, поскольку такие техники, как ведение медицин­ских карточек и журналов, а также акцент на «критических» или особо значи­мых случаях включают очевидный рефлексивный компонент (Джеспер, 2003, 2004). В исследовании нескольких семей (Мартин, 2000) были продемонстри­рованы варианты применения теоретических подходов, в рамках которых ра­ботали специалисты, к рефлективной практике, учитывая одновременно тео­рии мира клиента и теории практической деятельности. Работа Дарлингтон и др. (2002) показала, что непосредственное применение теории, в особенно­сти через эффективное наблюдение, значительно совершенствует методы за­шиты прав ребенка.

В 1990-е и 2000-е гг. в рамках рефлективной практики сформировались два направления: рефлексивность и критическое мышление. Особое значение они приобрели в критической и феминистской теориях (см. гл. 11, 12). Рефлексив­ность связана с качественными методами исследования, в частности она ха­рактерна для феминистских исследований. Рефлексивность означает цикли­ческий процесс, в котором непосредственно изучается влияние исследуемых объектов на наше собственное мышление и действия. Пэртон и О'Байн (2000)


рассматривают рефлексивность как способ реакции на уникальность каждого индивида. Рефлексивность достигается только в том случае, если мы стремим­ся выявить уникальность индивидов, с которыми проводится работа, а также отреагировать на нее. Рефлексивность подсказывает нам, что обобщения должны проверяться в каждом конкретном случае. Следовательно, согласно теории реализма (см. гл. 3), каждое общее утверждение представляет собой контекст для проявления индивидуального случая. Выявляя индивидуальность отдель­ного человека, мы сравниваем его с общим и адаптируем нашу реакцию к своему представлению об общем (теория) и частном (индивид, с которым мы работаем).

Таким образом, если говорить о случае с тяжелобольным клиентом, кото­рый я описывал ранее, то у меня есть мнение (общее утверждение^ что люди, находясь в тяжелом физическом состоянии, часто задумываются^прошлом и пытаются наладить отношения с людьми. В данной ситуации индивидуальное переосмысление означает пересмотр социальных ценностей и переосмысле­ние отношений с женой на основе новых представлений. Таким образом, реф­лексивное мышление позволило взглянуть на ситуацию с разных точек зре­ния.

В 1980-е гг. в фокус феминистских исследований попал неизвестный ранее дисбаланс полномочий между исследователями и исследуемыми. Традицион­ные методы исследования предполагали присутствие некоего нейтрального наблюдателя, изучающего социальные ситуации со стороны, хотя, как было показано в главе 1, критики отмечали предвзятое отношение исследователей, связанное с приобретенными ими социальными установками и конструкция­ми. Вслед за исследователями проблем инвалидности, а также в целом вопро­сов здоровья, социальной защиты и различных социальных процессов иссле­дователи проблем феминизма стали использовать такие методы исследова­ния, которые активно вовлекали исследуемых в этот процесс. В этнографиче­ских методах, в которых исследователь являлся наблюдателем событий и ситу­аций, особое внимание уделялось влиянию на него процесса наблюдения, которое отражалось на его поведении. Феминисты и исследователи проблем ограничений здоровья (немощности) стремились развивать единые методы постановки целей, проведения исследований, анализа данных и распростра­нения результатов. Важным элементом таких подходов было формирование межличностных отношений с респондентами, а_не сохранение позиции ней­трального наблюдателя, проводящего исследование под руководством пред­ставителей исследуемой группы, а также совместная работа с респондентами (Финлэй и Гог, 2003).

Финлэй (2003) выделяет следующие способы рефлексивного действия:

■ интроспекцию — погружение в свое внутреннее «Я», проработку соб­ственных мыслей и причин их возникновения;

■ интерсубъективную рефлексию — совместную рефлексию;

взаимное сотрудничество в поиске и согласовании вариантов изменения мышления;

использование рефлексивности как социальной критики, которая кри­тикует тех, кто ее избегает;


■ использование рефлексивности как иронической деконструкции — про­цесс совместного размышления, приводящий к пониманию, что сила и власть в отношениях трансформируют их. В этом процессе подвергаются сомнению изначальные модели совместного восприятия, например прояв­ления власти в повседневных супружеских отношениях.

Тэйлор и Уайт (2000) обсуждают результаты нескольких исследований, посвященных вопросам здоровья и социальной защиты, в которых эти мето­ды используются для раскрытия поведенческих систети и которые обычно не затрагиваются при описании практических технологий. Например, они по­казывают, как в процессе интервью клиенты постепенно проникаются дове­рием, размышляют о работе специалистов, рассуждают о моральной сторо­не вопроса и в ходе детального обсуждения делают свои истории аутентич­ными. На основе таких результатов можно дать определенные рекомендации относительно того, как использовать теорию в практической деятельности. Например, в теории кризисной интервенции утверждается, что специалис­ты должны выявлять у клиентов прежние свойственные им способы преодо­ления кризиса. Однако, заметив подобное намерение, клиенты могут начать демонстрировать собственную компетентность и адекватность, показывая, что они вполне справлялись с прошлыми неудачами. Специалист должен строить отношения с потенциальным клиентом с учетом того, как после­дний воспримет тот или иной теоретический подход, пояснив в данном слу­чае, что прошлый опыт влияет на наше поведение в кризисной ситуации в настоящий момент. С этим также могут быть связаны возможные трудности применения теории.

В исследовании Секер (1993), в котором изучались варианты применения теории студентами — будущими социальными работниками, была показана значимость рефлексивного подхода. Студенты средних и старших курсов ак­тивно пользовались теоретическими знаниями. Большинство испытывали слож­ность в интеграции теории и практики, видели противоречивость различных теорий, а также проблематичность связей между академическим вариантом теории и неофициальными ее интерпретациями. Только немногие студенты смогли эффективно применить теорию в практической деятельности. Они от­личались особыми социальными навыками, умели внимательно слушать и стре­мились связать различные концепции с рассказами клиентов. Эти студенты смогли создать новые представления на основе знаний, полученных в рамках нескольких курсов, а также увидеть взаимосвязь между ними. Кроме того, они обсуждали свои идеи с клиентами и таким образом убеждались в том, что их можно применять на практике. Вместо того чтобы держать свои мысли при себе, они сверяли свои идеи с представлениями клиентов, спрашивая, на­пример: «Как вы думаете, признает ли ваш муж вину за свое собственное поведение, говоря вам, что вы тоже по-своему виноваты?» В данном случае они избегали употребления профессионального термина «проекция», но пред­полагали при этом, что подобное могло иметь место, и помогали клиентке понять, что же происходит в их отношениях с мужем. Следовательно, вполне вероятно, что эффективное применение теории требует наличия социальных и межличностных навыков, а также способности к рефлексии и обсуждению идей совместно с клиентами. Кроуфорд и др. (2002) продемонстрировали воз-


можности рефлексии в студенческих группах вместе с преподавателями, от­ветственными за практику (супервизорами практики), при обсуждении взаи­мосвязи теории, практики и рефлексии.

Гарднер (2003) предложил методику критической рефлексии в ситуациях, характерных для работы в малых социальных группах, которая содержит не­сколько принципов:

■ акцент на субъективных историях и рассказах,участников;

■ привлечение наименее активных членов мал#й социальной группы;

■ помощь участникам в понимании зависимости их личного опыта от струк­турных проблем общества;

■ феминистская перспектива (см. гл. 12);

■ внимание к процессу работы и к ее результатам.

Для того чтобы подобные методики могли себя оправдать, необходимо вовлекать в рефлексивный процесс клиентов, пользователей услуг и членов малых социальных групп, а также специалистов смежных профессий. Только при условии активной рефлексии деятельность может считаться профессио­нальной социальной работой. Сами клиенты также могут являться источни­ком обмена знаниями и опытом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: