Индивидуальная работа и работа с семьями

Попытки составить сравнительный обзор теорий социальной работы пред­принимались многими авторами. В табл. 3.1 представлены обзоры, содержащие тот же набор теорий, что и настоящее издание. Этот список неполон, по­скольку многие работы посвящены исключительно работе с индивидуальным случаем, или «клинической социальной работе» (Роберте и Ни, 1970). Терми­нологически здесь отражены различия между социальной работой, целью ко­торой является социальная защита и оказание услуг, и формами межлично­стной и групповой терапии, которые чаще называются клиническими форма­ми практики. В двух других работах (Роберте и Новсн, 1976; Тэйлор и Роберте, 1985) сравниваются теории групповой работы и работы в малых социальных группах, они рассматриваются в последующих параграфах. В моей книге тех-


>

Таблица 3.1. Альтернативный обзор теорий социальной работы

Категории теорий Роберте и Ни, 1970 Хау, 1987' Лишман, 1991 Кумар. 1995 Тернер, 199Г, Скипи и Форд. 2000 Купер и Лессер, 2002
Психодинамическая Психосоциальная, функциональная, п робле мно-орие н-тированная Психоанали­тическая Психодинамиче-скаи Концепция Эриксона о стадиях развития Психодинамиче­ское консульти­рование Проблемно-ориентированная Психосоциальная Психоаналитиче­ская, функцио­нальная, проблем­но-ориентирован­ная, психология личности 1 [сиходинамиче- екач П с и ходинамиче -екая (объект — взаи моотношения) Психология «Я»
Когнитивно-поведенческая Поведенческие модификации Поведенческая социальная работа Поведенческая социальная работа Когнитивно-поведенческая   Поведенческая терапия, когнитив­ная Когнитивно- поведенческая Поведенческая терапия, когнитив­ная
Семейная терапия Семейная терапия - - - (Семейная тера­пия) - -
Кризисные теории Кризисная интервенция ~ Кризисная интервенция - Кризисная Кризисная интервенция -
Задаче-центриро­ванная   [Совпадает с поведенческими| Практика, ориен­тированная на решение задач Письменные контракты   Задаче-центриро- ванная Задаче-центри-рованная  
Системная теория [Не рассматри­вается в качестве самостоятельной] Системная Модель жизненных систем Экологическая
Социальная, пси­хологическая, конструктивизм Социализация   Теория иден­тификации горе/потеря   Конструктивист­ская, коммуника­тивная Нарративная, Нейро-лингвисти-ческое программи­рование Ролевая   Нарративная, ориентированная на результат

I

Социологиче­ская/социального развития Социальная работа в малых социаль­ных группах Социальное развитие   < оиийлышй м................. и м.[.них ООЩМ!!• ных группах  
Гуманистическая/ экзистенциальная теория духовности   Клиент- це нтриро-ванная [группа эк­зистенциальных теорий «в поисках себя»)   Гандианская, экзистенциализм р Клиент-иентриро-ванная Экзистенциальная Гештальттеории Гипноз Медитация Трансактный анализ Трансперсональ­ная Экзистен­циальная Консультиро­вание  
Критическая   Марксистская ра­дикальная тео­рия/радикальный структурал изм. рост осознания Структуралистский подход Марксизм, радикальная Материали­стическая (марксистская)    
Феминизм - |Феминистскл>1 социальная работа| - Феминизм Феминистская - Женская психология
Антидискримина­ционная - - - - Оборигенная - Кросс кул ьтурная
Активизации и зашиты интересов клиента Акта ни шипя Активизация

1 В квадратных скобках содержатся комментарии автора.

2 Круглыми скобками при описании обзора Тернера обозначены теории, о которых рассказано в предыдущем издании его книги; курси­
вом — теории, добавленные в последнем издании (глава о марксизме переименована в материалистическую теорию).


нологии групповой работы, работы по месту жительства и в рамках стацио­нарных учреждений я описываю в главах, посвященных различным теориям. Некоторые авторы также подробно останавливаются на этих формах работы (например, Хау, 1987).

Также я включил в обзор работу Роберте и Ни, которая является показа­тельной, поскольку отражает «противостояние теорий» в американской соци­альной работе и означает начало периода обособления различных теорий и содержащейся в них взаимной критики. Вслед за этой работой вышла книга Тернера, переизданная затем неоднократно с дополнениями, раскрывающи­ми новые концепции американских исследователей. Ее обзор занимает особое место, поскольку он учитывает большинство современных психотерапевти­ческих теорий, известных к настоящему времени. В нем также рассматривают­ся проблемы профессионализации социальной работы, близко связанной в США с консультированием и другими специальностями психотерапевтиче­ской направленности, что свидетельствует о потребности в определении чет­ких границ между ними.

Работа индийского автора Кумара (1995) включена в обзор в качестве при­мера книги, опубликованной за пределами США и Европы. В ней содержится описание практики социальной работы, основанной на принципах Махатмы Ганди, которые имеют особое значение в индийском обществе. Для этой ра­боты характерен акцент на социальное развитие, однако наряду с общей на­правленностью на психологические методы решения проблем пристальное внимание уделяется практике социальных изменений, которая, в свою оче­редь, опирается на радикальный и марксистский подходы. В работе Лишман (1991) сопоставляются модели «понимания человеческого развития» и моде­ли интервенции. Первая группа моделей включает то, что я называл перспек­тивами (у Лишман это психодинамический и структурный подходы), а такж узкосфокусированные теории развития, такие, как теория идентификации концепция Эриксона (1965) о стадиях человеческого развития. Обзор теорий, предпринятый Лишман, предназначен для практиков, обладающих эксперт­ным знанием, а также для преподавателей (руководителей практики), поэто­му, по ее мнению, он содержит концепции, которые представляют для них определенное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: