Попытки составить сравнительный обзор теорий социальной работы предпринимались многими авторами. В табл. 3.1 представлены обзоры, содержащие тот же набор теорий, что и настоящее издание. Этот список неполон, поскольку многие работы посвящены исключительно работе с индивидуальным случаем, или «клинической социальной работе» (Роберте и Ни, 1970). Терминологически здесь отражены различия между социальной работой, целью которой является социальная защита и оказание услуг, и формами межличностной и групповой терапии, которые чаще называются клиническими формами практики. В двух других работах (Роберте и Новсн, 1976; Тэйлор и Роберте, 1985) сравниваются теории групповой работы и работы в малых социальных группах, они рассматриваются в последующих параграфах. В моей книге тех-
>
Таблица 3.1. Альтернативный обзор теорий социальной работы
Категории теорий | Роберте и Ни, 1970 | Хау, 1987' | Лишман, 1991 | Кумар. 1995 | Тернер, 199Г, | Скипи и Форд. 2000 | Купер и Лессер, 2002 |
Психодинамическая | Психосоциальная, функциональная, п робле мно-орие н-тированная | Психоаналитическая | Психодинамиче-скаи Концепция Эриксона о стадиях развития Психодинамическое консультирование | Проблемно-ориентированная | Психосоциальная Психоаналитическая, функциональная, проблемно-ориентированная, психология личности | 1 [сиходинамиче- екач | П с и ходинамиче -екая (объект — взаи моотношения) Психология «Я» |
Когнитивно-поведенческая | Поведенческие модификации | Поведенческая социальная работа | Поведенческая социальная работа Когнитивно-поведенческая | Поведенческая терапия, когнитивная | Когнитивно- поведенческая | Поведенческая терапия, когнитивная | |
Семейная терапия | Семейная терапия | - | - | - | (Семейная терапия) | - | - |
Кризисные теории | Кризисная интервенция | ~ | Кризисная интервенция | - | Кризисная | Кризисная интервенция | - |
Задаче-центрированная | [Совпадает с поведенческими| | Практика, ориентированная на решение задач Письменные контракты | Задаче-центриро- ванная | Задаче-центри-рованная | |||
Системная теория | — | [Не рассматривается в качестве самостоятельной] | — | Системная | Модель жизненных систем | Экологическая | — |
Социальная, психологическая, конструктивизм | Социализация | Теория идентификации горе/потеря | Конструктивистская, коммуникативная Нарративная, Нейро-лингвисти-ческое программирование Ролевая | Нарративная, ориентированная на результат |
I
Социологическая/социального развития | — | — | Социальная работа в малых социальных группах | Социальное развитие | < оиийлышй м................. и м.[.них ООЩМ!!• ных группах | ||
Гуманистическая/ экзистенциальная теория духовности | Клиент- це нтриро-ванная [группа экзистенциальных теорий «в поисках себя») | Гандианская, экзистенциализм | р Клиент-иентриро-ванная Экзистенциальная Гештальттеории Гипноз Медитация Трансактный анализ Трансперсональная | Экзистенциальная Консультирование | |||
Критическая | Марксистская радикальная теория/радикальный структурал изм. рост осознания | Структуралистский подход | Марксизм, радикальная | Материалистическая (марксистская) | |||
Феминизм | - | |Феминистскл>1 социальная работа| | - | Феминизм | Феминистская | - | Женская психология |
Антидискриминационная | - | - | - | - | Оборигенная | - | Кросс кул ьтурная |
Активизации и зашиты интересов клиента | — | — | — | — | Акта ни шипя | Активизация | — |
1 В квадратных скобках содержатся комментарии автора.
2 Круглыми скобками при описании обзора Тернера обозначены теории, о которых рассказано в предыдущем издании его книги; курси
вом — теории, добавленные в последнем издании (глава о марксизме переименована в материалистическую теорию).
нологии групповой работы, работы по месту жительства и в рамках стационарных учреждений я описываю в главах, посвященных различным теориям. Некоторые авторы также подробно останавливаются на этих формах работы (например, Хау, 1987).
Также я включил в обзор работу Роберте и Ни, которая является показательной, поскольку отражает «противостояние теорий» в американской социальной работе и означает начало периода обособления различных теорий и содержащейся в них взаимной критики. Вслед за этой работой вышла книга Тернера, переизданная затем неоднократно с дополнениями, раскрывающими новые концепции американских исследователей. Ее обзор занимает особое место, поскольку он учитывает большинство современных психотерапевтических теорий, известных к настоящему времени. В нем также рассматриваются проблемы профессионализации социальной работы, близко связанной в США с консультированием и другими специальностями психотерапевтической направленности, что свидетельствует о потребности в определении четких границ между ними.
Работа индийского автора Кумара (1995) включена в обзор в качестве примера книги, опубликованной за пределами США и Европы. В ней содержится описание практики социальной работы, основанной на принципах Махатмы Ганди, которые имеют особое значение в индийском обществе. Для этой работы характерен акцент на социальное развитие, однако наряду с общей направленностью на психологические методы решения проблем пристальное внимание уделяется практике социальных изменений, которая, в свою очередь, опирается на радикальный и марксистский подходы. В работе Лишман (1991) сопоставляются модели «понимания человеческого развития» и модели интервенции. Первая группа моделей включает то, что я называл перспективами (у Лишман это психодинамический и структурный подходы), а такж узкосфокусированные теории развития, такие, как теория идентификации концепция Эриксона (1965) о стадиях человеческого развития. Обзор теорий, предпринятый Лишман, предназначен для практиков, обладающих экспертным знанием, а также для преподавателей (руководителей практики), поэтому, по ее мнению, он содержит концепции, которые представляют для них определенное значение.