Мистер Берман недавно стал стационарным клиентом дома престарелых, поскольку из-за болезни Альцгеймера он стал излишне беспокойным и агрессивным и миссис Берман не могла больше справляться с ним в домашних условиях. Она навещает его каждый день и подолгу остается рядом с ним, однако теперь не может помогать своей дочери. Ее дочь после развода с насильником-мужем в одиночку воспитывает трех маленьких детей, Брату миссис Берман недавно ампутировали ногу вследствие тяжелой болезни, связанной с нарушением циркуляции крови и курением, и в настоящее время он выздоравливает дома, выражая крайнюю нетерпимость к другим. Его супруга находится в подавленном состоянии, ей также важна поддержка миссис Берман. Коллеги мистера Берма-на, который возглавлял ранее одну из местных организаций, поинтересовались у социального работника миссис Берман, как можно ей помочь.
Кто из участников ситуации будет включен в рефлексивный процесс? Какие их чувства и какие события нуждаются в рефлексии? Как влияет прежний опыт участников на их восприятие данной ситуации?
|
|
Вывод
В этой главе было показано, что теория имеет прикладное значение и что необходимо анализировать возможности ее практического применения. Критическое и рефлексивное мышление играет большую роль в практике социальной работы. Выявление существующих между теориями взаимосвязей и противоречий позволяет сравнить их прикладную ценность, а также соотнести их с социальным контекстом. Однако мой анализ значения рефлексии, рефлективности и критичности для применения различных теорий на практике не позволяет принять окончательное решение о том, какая из этих теорий отвечает в большей степени требованиям современной социальной работы и является более эффективной. Данному вопросу посвящена глава 3.
-- Глава 3. ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
О чем повествует эта глава
Целью этой главы является анализ дискуссионных вопросов по теории со-„пальной работы, в частности вопроса о том, какие теории имеют преимуще-с гвенное значение. Я предлагаю обзор тех теорий практической деятельности, которые известны в настоящее время. Пытаясь оценить их значимость, мы юращаемся к области эпистемологии (науке о познании. — Примеч. науч. ред.) и к вопросу о том, достаточно ли обосновано то знание, которое лежит в основе практических теорий.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
> Основу теорий практической социальной работы составляет большой спектр теоретических представлений.
> В рамках этих теорий разработаны разнообразные приложения к работе с индивидуальным случаем, групповой работе, работе в малых социальных группах и социальной работе на макроуровне.
|
|
> Теории семейной терапии и стационарного обслуживания являются частью общей теории социальной работы.
> Данные исследований, проведенных в 1950—1960-х гг., стали источником дискуссий о соответствии результатов практики социальной работы теоретическим описаниям; исследования последних лет свидетельствуют о том, что структурированные и ориентированные на конкретную цель действия в большинстве случаев являются эффективными.
> Вместе с тем исследования, проводимые в настоящее время, ставят своей задачей в основном изучение конкретных форм работы и технологий, так что исследовательская оценка теорий в них довольно ограниченна.
> Позитивистский подход и понимающая традиция представляют собой два различных направления, анализирующих происхождение теорий и свойственный им способ описания окружающего мира.
> Роль знания в теориях практической деятельности рассматривается через призму четырех различных подходов, оказавших влияние на практику, среди которых — оценка эффективности, социальный конструктивизм, активизация и реализм.
Современные дебаты о теории социальной работы
Большинство специалистов-практиков далеки от теоретических вопросов, гк внимание приковано, главным образом, к конкретным формам реализа-
ции задач, которые ставят перед ними администраторы социальных служб и руководящие инстанции. Появляются новые проекты и услуги, но изменения в практической деятельности происходят довольно медленно. Время от времени случаются новые открытия. Так, в начале 2000-х гг. овЙовным нововведением стала теория социального конструктивизма, которая была применена к социальной работе (см. гл. 8).
В начале XXI в. теория социальной работы приобрела иную форму, появились новые модели и популярные концепции, однако существенных изменений не произошло. Помимо инноваций, связанных с конструктивистской практикой, значительному совершенствованию подверглись еще три области: когнитивно-поведенческая и критическая практика, а также теоретические вопросы духовности. В последнем случае широко обсуждаются проблемы культурной и этнической сензитивности, так как восприятие духовности тесно связано с культурным своеобразием и играет важную роль в культурных конфликтах. Сохраняется повышенный интерес к когнитивно-поведенческой практике, поскольку ее эффективность доказуема эмпирическим путем, кроме того, появляются новые техники и методики, основанные на поведенческих и познавательных шкалах, а также новые способы их применения на практике. Распространение этих методов в смежных профессиях означает, что социальные работники имеют возможность наблюдать и содействовать развитию узкоспециализированных техник. Поскольку эффективность данных методов легко подтверждается, то, как правило, они пользуются и административной поддержкой. В рамках критической практики также появились инновационные творческие модели практической работы, которые заинтересовали многих специалистов и оказались продуктивными.
Другие, традиционно популярные, области также подтверждают свое право на существование и развитие. Практически все главы этой книги были обновлены и дополнены моделями разных авторов, представляющими все возможные теоретические позиции. Следовательно, для социальных работников они обладают высокой ценностью и потенциалом развития.
Главным вопросом, который обсуждался социальными работниками на рубеже 1990 —2000-х гг., был эпистемологический вопрос, раскрывающий наше восприятие и способ организации знания, лежащего в основе теории. По мнению Вебба (2001), эта проблема находится в центре философских дебатов с XVIII в. Долгое время противоречия между различными теориями не обсуждались. В начале 1990-х гг. отдельные теории подверглись резкой критике. Последовавшие затем дебаты по поводу эклектизма свидетельствовали о том, что социальные работники пытались скомбинировать концепции разных теорий и найти соответствия между противоречивыми представлениями. В результате теоретических конфликтов 1970-х гг. появились различные представления о сущности теории социальной работы, кроме того, они привели к определенной конкуренции между ними. Сегодня это противостояние практически сошло на нет, поскольку, согласно Эплгейт (2000), постмодернистское представление о различных теориях заключается в восприятии их как альтернативных «историй» или репрезентаций деятельности под названием «социальная работа».
|
|
Многие специалисты в социальной работе руководствуются прагматизмом и выбирают те представления, которые соответствуют их интересам и целям. В данной книге отражен именно такой подход. В каждой главе описываются
ь.-овные практические концепции, которые представляют интерес для со-_~1ьных работников. Такое частичное описание характерно для специали-~ з. работающих в узкоспециализированных службах, в которых акцент деется на определенной теории. В Великобритании, например, решением пра-сльства повсеместно были введены бригады кризисного реагирования в.-.жбах психического здоровья, поэтому кризисная интервенция получила ■фокое распространение.
Причины такой популярности этой практической концепции, скорее все-"о. лежат не в достоинствах теории или в эмпирических доказательствах ее:фективности, хотя они и существуют, а в позиции соответствующих служб ленов малых социальных групп, согласно которой необходимо эффективно..пировать на проблемы людей с острыми психическими нарушениями. Поэтому специалистам важно было найти теоретическое обоснование своим дей--_виям. В медицинских учреждениях, где ведется психотерапевтическая и консультативная работа с людьми, имеющими тяжелые психические нарушения, психодинамическая теория, а также другие концепции социальной и психологической терапии продолжают быть востребованными.
|
|
Анализ теорий социальной работы
Специалисты, практикующие индивидуально или в группах, имеют в своем распоряжении большой выбор теорий, которые полезны и обладают сравнительно одинаковой ценностью. В части II этой книги содержится анализ различных теорий, раскрывающий их значение и область применения, что облегчает процесс отбора и сочетания этих теорий. Ряд авторов полагают, что подобный обзор не приносит большой пользы. Соломон (1976), например, считает, что теории и модели социальной работы несопоставимы, поскольку, как правило, затрагивают совершенно разные аспекты (к примеру, функции практики, процесс изменений, последовательность техник, существо проблем). Некоторые теории, по ее мнению, основаны на конкретных методах воздействия, другие же раскрывают такие формы терапии, которые выходят за пределы социальной работы. Подобная критика показывает необходимость внимательного отношения к отбору и сочетанию теорий.