double arrow

Семья Берманов

Мистер Берман недавно стал стационарным клиентом дома престарелых, по­скольку из-за болезни Альцгеймера он стал излишне беспокойным и агрессив­ным и миссис Берман не могла больше справляться с ним в домашних условиях. Она навещает его каждый день и подолгу остается рядом с ним, однако теперь не может помогать своей дочери. Ее дочь после развода с насильником-мужем в одиночку воспитывает трех маленьких детей, Брату миссис Берман недавно ампутировали ногу вследствие тяжелой болезни, связанной с нарушением цир­куляции крови и курением, и в настоящее время он выздоравливает дома, вы­ражая крайнюю нетерпимость к другим. Его супруга находится в подавленном состоянии, ей также важна поддержка миссис Берман. Коллеги мистера Берма-на, который возглавлял ранее одну из местных организаций, поинтересовались у социального работника миссис Берман, как можно ей помочь.

Кто из участников ситуации будет включен в рефлексивный процесс? Какие их чувства и какие события нуждаются в рефлексии? Как влияет прежний опыт участников на их восприятие данной ситуации?

Вывод

В этой главе было показано, что теория имеет прикладное значение и что необходимо анализировать возможности ее практического применения. Кри­тическое и рефлексивное мышление играет большую роль в практике соци­альной работы. Выявление существующих между теориями взаимосвязей и про­тиворечий позволяет сравнить их прикладную ценность, а также соотнести их с социальным контекстом. Однако мой анализ значения рефлексии, рефлек­тивности и критичности для применения различных теорий на практике не позволяет принять окончательное решение о том, какая из этих теорий отве­чает в большей степени требованиям современной социальной работы и явля­ется более эффективной. Данному вопросу посвящена глава 3.


-- Глава 3. ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

О чем повествует эта глава

Целью этой главы является анализ дискуссионных вопросов по теории со-„пальной работы, в частности вопроса о том, какие теории имеют преимуще-с гвенное значение. Я предлагаю обзор тех теорий практической деятельности, которые известны в настоящее время. Пытаясь оценить их значимость, мы юращаемся к области эпистемологии (науке о познании. — Примеч. науч. ред.) и к вопросу о том, достаточно ли обосновано то знание, которое лежит в основе практических теорий.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> Основу теорий практической социальной работы составляет большой спектр тео­ретических представлений.

> В рамках этих теорий разработаны разнообразные приложения к работе с инди­видуальным случаем, групповой работе, работе в малых социальных группах и социальной работе на макроуровне.

> Теории семейной терапии и стационарного обслуживания являются частью общей теории социальной работы.

> Данные исследований, проведенных в 1950—1960-х гг., стали источником дискус­сий о соответствии результатов практики социальной работы теоретическим описаниям; исследования последних лет свидетельствуют о том, что структури­рованные и ориентированные на конкретную цель действия в большинстве случа­ев являются эффективными.

> Вместе с тем исследования, проводимые в настоящее время, ставят своей зада­чей в основном изучение конкретных форм работы и технологий, так что исследо­вательская оценка теорий в них довольно ограниченна.

> Позитивистский подход и понимающая традиция представляют собой два различ­ных направления, анализирующих происхождение теорий и свойственный им спо­соб описания окружающего мира.

> Роль знания в теориях практической деятельности рассматривается через при­зму четырех различных подходов, оказавших влияние на практику, среди кото­рых — оценка эффективности, социальный конструктивизм, активизация и реа­лизм.

Современные дебаты о теории социальной работы

Большинство специалистов-практиков далеки от теоретических вопросов, гк внимание приковано, главным образом, к конкретным формам реализа-


ции задач, которые ставят перед ними администраторы социальных служб и руководящие инстанции. Появляются новые проекты и услуги, но изменения в практической деятельности происходят довольно медленно. Время от време­ни случаются новые открытия. Так, в начале 2000-х гг. овЙовным нововведени­ем стала теория социального конструктивизма, которая была применена к социальной работе (см. гл. 8).

В начале XXI в. теория социальной работы приобрела иную форму, появи­лись новые модели и популярные концепции, однако существенных измене­ний не произошло. Помимо инноваций, связанных с конструктивистской прак­тикой, значительному совершенствованию подверглись еще три области: ког­нитивно-поведенческая и критическая практика, а также теоретические воп­росы духовности. В последнем случае широко обсуждаются проблемы культур­ной и этнической сензитивности, так как восприятие духовности тесно связа­но с культурным своеобразием и играет важную роль в культурных конфлик­тах. Сохраняется повышенный интерес к когнитивно-поведенческой практи­ке, поскольку ее эффективность доказуема эмпирическим путем, кроме того, появляются новые техники и методики, основанные на поведенческих и по­знавательных шкалах, а также новые способы их применения на практике. Распространение этих методов в смежных профессиях означает, что соци­альные работники имеют возможность наблюдать и содействовать развитию узкоспециализированных техник. Поскольку эффективность данных методов легко подтверждается, то, как правило, они пользуются и административной поддержкой. В рамках критической практики также появились инновационные творческие модели практической работы, которые заинтересовали многих специалистов и оказались продуктивными.

Другие, традиционно популярные, области также подтверждают свое пра­во на существование и развитие. Практически все главы этой книги были об­новлены и дополнены моделями разных авторов, представляющими все воз­можные теоретические позиции. Следовательно, для социальных работников они обладают высокой ценностью и потенциалом развития.

Главным вопросом, который обсуждался социальными работниками на рубеже 1990 —2000-х гг., был эпистемологический вопрос, раскрывающий наше восприятие и способ организации знания, лежащего в основе теории. По мне­нию Вебба (2001), эта проблема находится в центре философских дебатов с XVIII в. Долгое время противоречия между различными теориями не обсужда­лись. В начале 1990-х гг. отдельные теории подверглись резкой критике. По­следовавшие затем дебаты по поводу эклектизма свидетельствовали о том, что социальные работники пытались скомбинировать концепции разных теорий и найти соответствия между противоречивыми представлениями. В результате тео­ретических конфликтов 1970-х гг. появились различные представления о сущно­сти теории социальной работы, кроме того, они привели к определенной кон­куренции между ними. Сегодня это противостояние практически сошло на нет, поскольку, согласно Эплгейт (2000), постмодернистское представление о раз­личных теориях заключается в восприятии их как альтернативных «историй» или репрезентаций деятельности под названием «социальная работа».

Многие специалисты в социальной работе руководствуются прагматизмом и выбирают те представления, которые соответствуют их интересам и целям. В данной книге отражен именно такой подход. В каждой главе описываются


ь.-овные практические концепции, которые представляют интерес для со-_~1ьных работников. Такое частичное описание характерно для специали-~ з. работающих в узкоспециализированных службах, в которых акцент де­ется на определенной теории. В Великобритании, например, решением пра-сльства повсеместно были введены бригады кризисного реагирования в.-.жбах психического здоровья, поэтому кризисная интервенция получила ■фокое распространение.

Причины такой популярности этой практической концепции, скорее все-"о. лежат не в достоинствах теории или в эмпирических доказательствах ее:фективности, хотя они и существуют, а в позиции соответствующих служб ленов малых социальных групп, согласно которой необходимо эффективно..пировать на проблемы людей с острыми психическими нарушениями. По­этому специалистам важно было найти теоретическое обоснование своим дей--_виям. В медицинских учреждениях, где ведется психотерапевтическая и кон­сультативная работа с людьми, имеющими тяжелые психические наруше­ния, психодинамическая теория, а также другие концепции социальной и психологической терапии продолжают быть востребованными.

Анализ теорий социальной работы

Специалисты, практикующие индивидуально или в группах, имеют в сво­ем распоряжении большой выбор теорий, которые полезны и обладают срав­нительно одинаковой ценностью. В части II этой книги содержится анализ различных теорий, раскрывающий их значение и область применения, что облегчает процесс отбора и сочетания этих теорий. Ряд авторов полагают, что подобный обзор не приносит большой пользы. Соломон (1976), например, считает, что теории и модели социальной работы несопоставимы, поскольку, как правило, затрагивают совершенно разные аспекты (к примеру, функции практики, процесс изменений, последовательность техник, существо про­блем). Некоторые теории, по ее мнению, основаны на конкретных методах воздействия, другие же раскрывают такие формы терапии, которые выходят за пределы социальной работы. Подобная критика показывает необходимость внимательного отношения к отбору и сочетанию теорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: