Семья Гагери

Мистер Гагери, иммигрант из Африки, был доставлен в отделение интенсив­ной терапии больницы в связи с сердечным приступом. После оказания необхо­димой экстренной помощи он был переведен в обычное отделение, а затем по­мещен в отдельную палату, так как его состояние оставалось тяжелым и, кроме того, его навещала большая семья. В семье было много детей-подростков. Ког­да к мистеру Гагери приходили родственники, в палате всегда становилось шум­но, начинались споры, телевизор и музыка включались достаточно громко. Не­сколько прихожан местной церкви регулярно навещали пациента, молились и пели молитвы за здравие мистера Гагери, нарушая покой других пациентов. Многопрофильная бригада специалистов, курировавшая этого пациента, обсуди­ла создавшуюся ситуацию и возможность ограничения его посещений в больни­це. Вместе с тем большой необходимости в этом не было, к тому же сам мистер Гагери очень любил, когда его навещала семья.

Социальный работник должен продумать свои действия в соответствии с же­ланиями других специалистов, в то же время необходимо отразить роль соци­альной работы в этом процессе. Чтобы применить теорию, социальный работ­ник должен остановиться на определенном аспекте этой сложной ситуации. Об­ращаясь к трем подходам в социальной работе, можно стремиться к поддержа­нию спокойного и мирного «социального порядка» во благо других пациентов, можно также извлечь что-то полезное из культурных и семейных особенностей, которые мистер Гагери мог бы задействовать, а можно проанализировать воз­можность социального обучения или индивидуального развития для его детей, которые находятся в стрессовом состоянии в связи с болезнью отца. Их стресс очевиден, однако недооценивается взрослыми членами семьи.

Определение собственной профессиональной роли в многопрофильной ко­манде, задачей которой является соблюдение интересов как социального инсти­тута — больницы, так и мистера Гагери — пациента, является обычной пробле­мой современной социальной работы. Другой задачей может быть анализ отно­шений пациента с его социальным окружением, а также воздействия на него и его семью культурных и структурных факторов. Какие подходы, по вашему мне­нию, будут более адекватными в этих случаях?

Какой путь характерен, на ваш взгляд, для мистера Гагери и его семьи в каче­стве клиентов? Обратите внимание на историю этой семьи и принадлежность к группе этнического меньшинства. Как опыт становления данного клиента соот­носится с больничными нормами, с этическими требованиями социальной рабо­ты, с вашим собственным опытом социальной работы? Как вы думаете, если бы на вашем месте был другой социальный работник, был бы его/ее способ конст­руирования социальной работы иным?

Вывод

В заключение хочу подчеркнуть, что социальная работа социально конст­руируется через взаимодействия с клиентами, которые определяются как та­ковые в социальных ситуациях, через профессионализацию, отличие от смеж­ных профессий, а также через различные воздействия со стороны организаци­онного, управленческого и социального контекстов.

Далее, теория социальной работы конструируется теми же движущими силами, которые конструируют практику. Теория, созданная для практики, в


любом случае будет соответствовать социальной реальности текущего момен­та, интересам и проблемам настоящего. В ней также отражен опыт развития теоретического, профессионального и организационного контекстов. Степень воздействия этого опыта на создание современной теории различается в зави­симости от времени, места и индивидуальности, но влияние всех трех контек­стов наряду с влиянием социальных реалий присутствует всегда.

Из положений социального конструктивизма следует, что теория социаль­ной работы предстает как более или менее согласованное представление, раз­деляемое участниками социальной работы. Оно выражается посредством язы­ка в текстах, включающих мнения о социальных теориях. Соперничество меж­ду конкурирующими представлениями и конструкциями социальной работы проявляется в различных теоретических принципах и языковом выражении теорий, рассматриваемых в этой книге. Эта борьба имеет политический харак­тер: отдельные индивиды и группы стремятся воздействовать на конструиро­вание социальной работы и соответственно на действия социальных работни­ков, добиваясь профессионального признания отдельных теорий и отстаивая их статус как общепринятых. В свою очередь это может повлиять на восприя­тие социальной работы в учреждениях социальной помощи и в обществе в целом, и далее влияние будет развиваться по спирали, поскольку все эти представления будут затрагивать практическую деятельность социальных ра­ботников. Анализ политического значения теории социальной работы пред­ставлен в главе 3.

Я показал, что эти конструкции, являясь контекстом конструирования, становятся реальностью для его участников. Конструкции соответствуют ре­альному миру, в котором находятся участники процесса. Следовательно, со­циальная работа создается под воздействием двух реальностей, одна из кото­рых связана с контекстом нашей деятельности, а другая является реальностью окружающего мира, воздействующего на нас, и представляет собой основу наших конструкций. Последовательность и непрерывность социальной работы обусловлены социальной реальностью и реальностью природного мира, ле­жащими в основе наших конструкций. Следовательно, хотя моей целью явля­ется анализ того, как специалисты создают социальную работу в своей дея­тельности, я также стремлюсь показать, как социальная работа понимается, распознается и исследуется. Теория социальной работы является конструкци­ей, взаимодействующей с реальным миром социальных отношений. Именно потому, что она представляет собой конструкцию, в процессе практической деятельности мы можем адаптировать и развивать ее точно так же, как мы помогаем своим клиентам развиваться и изменяться. Для этого нам необходи­мы теоретические идеи, которые будут направлять, контролировать и инфор­мировать нас в практической деятельности. Эти идеи представлены в качестве теорий практической социальной работы в главах 4—14 данной книги. Однако прежде всего необходимо рассмотреть особенности применения этих теорети­ческих идей на практике. Этому вопросу посвящена глава 2.


Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

О чем повествует эта глава

Цель этой главы — помочь социальным работникам применять теорию со­циальной работы на практике. В данной книге представлены различные тео­рии, предложенные разными авторами, в их приложении к практике. Вместе с тем многим практикующим специалистам бывает трудно понять, как свя­зать теории с ситуациями повседневной практики и как эти теории сочетают­ся друг с другом, составляя общую картину социальной работы.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> Взаимосвязь теории и практики имеет политическое значение, которое влияет на практику социальной работы.

> Политические принципы взаимоотношений практики/теории затрагивают четыре вопроса: применение (как мы используем теорию на практике?), взаимное соот­ветствие (может ли практика изменять теорию?), подотчетность (подразумевает ли теория независимые решения или подотчетность?) и официальное признание (признается ли социальная работа, является ли она социально значимой?).

> Знания переносятся из общих теорий социальных наук в теорию социальной ра­боты и наоборот.

> Между теорией и практикой существуют сложные отношения, характеризующиеся взаимовлиянием.

> Перед практиками стоит вопрос о необходимости принятия решения о выборе одной теории или сочетания теорий (селективный или эклектичный подход).

> При применении теории на практике большую роль играет рефлексивное и кри­тическое мышление.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Рефлексивное и критическое мышление являются методами установления взаи­мосвязей между теорией и практикой.

> Перенос знания — это представление об использовании теоретического знания на практике, а также практического знания в теории.

> Селективность и эклектичность связаны со способностью применять идеи раз­личных теорий в процессе индивидуальной практики, командной работы, деятель­ности социальной службы в целом.


Принципы взаимоотношений теории и практики

В главе 1 была проанализирована идея политического значения теории со­циальной работы и показана роль отдельных групп, отстаивающих определен­ные теории для усиления собственных позиций в социальной работе. Все это является темой дискуссий о соотношении теории и практики. Политические принципы взаимоотношений теории и практики касаются следующих четы­рех основных вопросов:

■ применение (возможно ли использовать теорию на практике?);

■ взаимное соответствие (может ли практика изменять теорию и наобо­рот?);

■ подотчетность (поддерживает ли теория подотчетность в социальных служ­бах или независимость практических работников?);

■ официальное признание (признается ли социальная работа, является ли она социально значимой?).

Мы не приходим в социальную работу, уже имея определенный опыт че­ловеческих взаимоотношений. Мы знаем, как устанавливать отношения с людь­ми, у нас выработались практические навыки понимания того, о чем другие люди думают и чувствуют (так называемые «неофициальные теории», упомя­нутые в гл. 1). При осуществлении социальной работы мы выбираем ее мето­ды, зачастую исходя из окружающей действительности. Как же вместить офи­циальную теорию в эту деятельность? Североамериканский исследователь Харрисон (1991), изучавший социальную работу в Великобритании, обнару­жил, что социальные работники не считают свою деятельность запрограмми­рованной и упорядоченной, а видят ее как «сочетание мысли и действия» и следуют характерному для них вполне обычному осмыслению окружающего.

Иногда поднимаются вопросы практического приложения теории. Однако в главе 1 было показано, что по отношению к социальной работе это неверно. Клиенты и социальные работники взаимодействуют и влияют друг на друга. Другие сферы политической и социальной жизни также оказывают влияние, часто опосредованно, через взаимодействия социальных работников, клиен­тов и служб. Поэтому более корректно рассматривать взаимовлияние теории и практики.

Взаимовлияние также предполагает взаимодействие интересов и примене­ние власти. В 1980-х—начале 1990-х гг. проводились серьезные исследования и обсуждались вопросы о возможности использования теории на практике (Кэрю, 1979; Карнок и Хардикер, 1979; Хардикер, 1981; Барбо, 1984; Харрисон, 1991). Согласно Кэрю (1979), социальная работа должна быть научной, содержать в себе определенный спектр концепций, а также структуру практических мето­дов. Как отмечают Смид и Ван Крикен (1984), можно доказать, что в при­кладных методах отражается борьба академических институтов и социальных служб за право определять сущность практической деятельности. Социальные службы или государственные органы могут считать теорию социальной рабо­ты непригодной для обеспечения необходимых видов услуг. В среде практиков может также бытовать мнение о неэффективности образования по социаль-


ной работе. Хиндмарш (1992) провела интервью с 22 выпускниками факуль­тета социальной работы в Новой Зеландии, а также проанализировала иссле­дования, проведенные в разных странах. По ее мнению, у большинства лю­дей, занимающихся социальной работой, основным мотивом выбора профес­сии является стремление изменить что-то в окружающем мире. Помогая дру­гим и поддерживая социальные изменения, они действуют, исходя из этого стремления. Полученное образование придает им уверенность, развивает са­мосознание, формирует индивидуальный подход и профессиональную иден­тичность. В их восприятии социальные службы предстают как ограничители уверенности и идентичности, поскольку практическая деятельность в них под­чинена формальным правилам. В результате социальные работники попадают в ситуацию отчуждения и изоляции. Их работа в социальных службах и про­фессиональные знания зачастую противоречат их мировоззрению.

Подобный опыт социальных работников связан с принципом подотчетно­сти. Применение теории социальными работниками в повседневной практике свидетельствует об их подотчетности перед управленцами, политиками, кли­ентами и обществом; студенты, кроме того, должны соответствовать стандар­там преподавателей. Теория подкрепляет их позицию благодаря содержащим­ся в ней практическим рекомендациям определенного рода, правильность которых можно проверить опытным путем. Кроме того, теория может оправ­дать и дать разъяснения по поводу их деятельности. Например, она может утверждать эффективность практики, ее соответствие общепринятым стан­дартам и основным ценностям социальной работы, принципы социальной справедливости и другие социальные цели или демонстрировать преемствен­ность и взаимосвязь с широко известными социальными теориями. Таким об­разом, теория приобретает политическое значение, поскольку различные груп­пы используют ее для объяснения и подтверждения значимости своей дея­тельности. Равным образом теория может привлекаться для критики иной по­зиции. Социальные работники, например, жалуются, что управленцы не пре­доставляют им возможностей и ресурсов для адекватного воплощения теории. В то же время управленческий персонал может обратиться к теоретическим положениям, чтобы убедиться, что социальные работники действуют в соот­ветствии с определенной теорией.

Еще одним важным политическим принципом является принцип легитима­ции^. Социальная работа расширяет свои границы и претендует на новые роли в обществе. Вместе с тем политические и социальные установки во многом отражают представление о социальной работе как компоненте медицинской или образовательной системы услуг, недооценивая ее самостоятельное значе­ние для общества. Возможно, социальные функции социальной работы совпа­дают с целями некоторых других видов деятельности. Таким образом, возни­кает вопрос: «Имеют ли практика и теория социальной работы независимую, официально признанную и присущую именно данной профессии основу?»

В своей книге, изданной в 1996 г. (Пэйн, 1996), я приводил аргументы в пользу того, что социальная работа включена в сеть профессий, функциони­рующих в рамках социального пространства межличностных и социальных отношений. Консультирование, сестринский уход, социальное развитие, об-

1 Легитимация — официальное признание. — Примеч. науч. ред.


разование, правоохранительная работа и медицинское обслуживание хотя и являются различными видами занятости, но их социальные роли, теории, социально-правовое и политическое значение, а также профессиональная структура и образовательная подготовка могут пересекаться. Специалисты в этих областях могут работать в смежной профессии или же оставаться в рамках одной из них на протяжении всей своей карьеры. Границы между этими про­фессиональными группами более или менее прозрачны и открыты, они сме­шаются под воздействием социальных ожиданий и предпочтений, конструи­руемых обществом.

Следовательно, для смежных профессий характерно определенное един­ство теоретической базы, что для каждой из них имеет положительное значе­ние. Социальный работник в психиатрической клинике, например, найдет поддержку своей повседневной деятельности в теоретических дискуссиях с коллегой-специалистом, который при этом также приобретет определенные знания. Наличие богатого спектра теоретических концепций в социальной ра­боте помогает профессионалам подбирать и использовать специализирован­ные методы, что повышает вероятность проникновения профессии в самые разные области социальной практики.

Однако концепции, применяемые в социальной работе, практически не освещаются в литературе по другим специальностям. К примеру, книги, по­священные консультированию или клинической психологии, в основном описывают когнитивные, поведенческие и психодинамические теории. В них практически не упоминаются научные тексты по социальной работе, хотя в последних обратный процесс имеет место. Есть также крупные теоретиче­ские школы, например социологические, положения которых широко изве­стны в области социальной работы, но недостаточно представлены в литера­туре смежных специальностей. Для каждой профессии характерна своя ин­терпретация теоретических знаний. Отличительной чертой социальной рабо­ты является соединение на практике рефлексивно-терапевтических теорий с социалистически-коллективистскими целями и индивидуал-реформистски­ми представлениями.

Как было показано в главе 1, взаимосвязь теории и практики определяется социальными взаимодействиями. Поэтому я обозначил проблему взаимного со­ответствия, которая затрагивает возможность изменения теории под влияни­ем практики и наоборот. Это необходимо именно потому, что обе области находятся в социальном взаимодействии, в котором они должны быть, и во­прос заключается в том, как происходит это взаимодействие. Чтобы проана­лизировать данный процесс, нужно обратиться к проблеме переноса знаний. Теории могут опираться на академические, практические, организационные источники, и соответственно в них будут преобладать или сочетаться разные взгляды. Следовательно, мы должны находить пути для соединения теории и практики на основе разных вариантов. Важно избегать напряженной борьбы за профессиональное влияние между различными представителями социальной работы, которая скрывается под маской полемики об «истинной» сущности теории социальной работы. По убеждению Хиэна (1982), нам не следует рас­сматривать теорию и практику в качестве двух гирь, перевешивающих друг друга, скорее, нужно увидеть их взаимосвязь и взаимозависимость по многим дспектам.


Перенос знаний

Перенос знаний означает возможность применения информации и знаний в различных областях практики (Кри и Маколэй, 2000). Вопросы обмена иде­ями между разными культурами, профессиями, интеллектуальными традици­ями часто обсуждаются. В рамках данного направления рассматриваются меха­низмы адаптации и организационные условия, необходимые для продвиже­ния той или иной концепции из одной области в другую.

Иногда социальная работа становится самостоятельным источником раз­вития своих теоретических подходов. Примером служит целевой подход (зада-че-центрированный метод). Однако зачастую ее теории отбираются, совер­шенствуются и адаптируются на основе концепций, пришедших извне. Внеш­ними источниками являются общественная идеология, а также теории смеж­ных академических дисциплин, которые могут проникать в социальную рабо­ту через междисциплинарные области практики, например через клиниче­скую психологию и консультирование. Появление системной теории в соци­альной работе связано с распространением литературы по психологии и тео­рии управления. Эти процессы являются реакцией на социальные перемены в обществе и приводятся в действие механизмами политического и социального конструирования, описанными в главе 1.


Рис. 2.1. Взаимосвязи между общими теориями и теориями социальной работы

Подобное приращение теории означает, что концепции социальной рабо­ты связаны и рождаются на основе более широкого корпуса знаний и теорий, но они также могут вносить определенный вклад в развитие этих знаний (см. рис. 2.1). Например, исследования системы социальной защиты и социальной политики оказали влияние на феминистскую теорию. Многие теории со вре­менем нашли практическое применение в социальной работе благодаря их широкому обсуждению в литературе по специальности, они приобрели осо­бое значение, отличное от изначального общего понимания. Таким образом, теория социальной работы взаимосвязана с общим знанием об окружающем мире, так что есть определенные пересечения и в литературных источниках.


взаимовлияние носит непрерывный характер, хотя обычно специалисты ■ ^воей повседневной деятельности опираются на эти взаимосвязи относи­тельно редко.

Существуют также и специализированные службы, которые часто явля­ются мультидисциплинарными и используют определенные теории. В дан-- VI случае социальные работники знакомы с подходами смежных дисцип­лин и обладают более широким теоретическим кругозором, что позволяет заимствовать и применять новые идеи в практике социальной работы. Этот опыт отражается в одновременном влиянии и на специализированную

-ературу по социальной работе, и на базу знаний социальных наук в це­лом. Таким образом, новые идеи проникают в социальную работу. В целом, «м шире база знаний, тем больше она будет влиять на социальную работу. 3 частности, это происходит вследствие влияния широко обсуждаемых идей •»лк на социальный контекст клиентов, так и на социальный контекст соци­альных работников. Следовательно, клиенты смогут быть лучше осведомле--ы о наиболее распространенных идеях, а коллеги из других служб смогут аффективнее взаимодействовать с социальными работниками по поводу кли­ентов. Таким образом, феминистские или гуманистические идеи имеют сво-нх приверженцев в рамках философии, литературы и социальной мысли. Обсуждения представляют собой часть повседневного дискурса. Когнитивная -еория, напротив, является технико-психологической теорией, она практи­чески неизвестна за рамками психологии и медицины. Скорее всего, феми­нистские и гуманистические идеи более распространены в социальной рабо­те и в других сферах.

Мы можем, следовательно, определить две ситуации переноса знаний в теорию социальной работы из других сфер. Во-первых, в идеологическом наполнении теории социальной работы они могут быть включены в рамках тюшего подхода к социальной работе, который осуществляют большинство социальных работников, или в рамках одного из трех подходов, описанных в ~лаве 1. Например, социальная работа в большинстве своем использует откры­тый, недирективный способ воздействия на клиентов. Этому есть разумное объяснение, ведь клиенты могут отказываться от сотрудничества с чересчур властным специалистом. Но такая практика также является результатом дол-овременного влияния психодинамической теории на социальную работу (см. гл. 4). Во-вторых, этот общий подход к социальной работе может приме­няться в теоретически специализированных направлениях. Определенный под­ход и теория, лежащая в его основе, затем становятся более важными для конкретной деятельности социального работника, чем для общего контекста социальной работы. Например, специалист кризисного центра для женщин чаще будет обращаться к феминистской теории. Специалист терапевтической труппы по поддержке психически больных людей может апеллировать к кон­цепциям групповой и институциональной работы, возникшим в рамках пси­хоаналитической теории. Работники психиатрической службы могут активно использовать концепцию лечебных режимов поведенческой и когнитивной теорий. Такая специфика деятельности служб может оказывать большее влия­ние на теорию социальной работы, чем обобщенные представления. Поэтому теория социальной работы часто отстает от общих теоретических дебатов в социальных науках. Например, теория реализма, обсуждаемая в главе 3, стала


воздействовать на социальную работу только в начале XXI в., хотя впервые она начала обсуждаться в рамках социологии в конце 1970-х — начале 1980-х гг.

Несмотря на то что фундаментальные теории должны приниматься во вни­мание, их использование в качестве основы социальной работы зачастую бы­вает ограниченным. В данной книге рассматривается применение теории со­циальной работы в службах общего профиля. Социальные работники специ­ализированных служб, а также специалисты, обладающие особыми знания­ми, будут более информированы и подготовлены к работе с определенной теорией, чем среднестатистический социальный работник. Теории, которые отличаются своеобразием и, возможно, даже не совместимы с другими тео­риями, в практике социальной работы, однако, могут переплетаться друг с другом и быть взаимосвязаны. Примером является попытка соединить систем­ную и психодинамическую теории. Помимо этого, в социальной работе тео­рии могут критиковаться и противопоставляться. Взаимная критика традици­онной (психодинамической) и радикальной (социал-коллективистской) тео­рий служит этому доказательством.

На рис. 2.1. демонстрируются некоторые из упомянутых взаимосвязей. Кро­ме того, каждое направление социальной работы и теории общего плана име­ет связи и несоответствия с другими теориями социальной работы. В этой кни­ге постоянно делается акцент именно на теории социальной работы и на со­ответствующей литературе. Взаимосвязи со смежными дисциплинами, хотя и упоминаются, детально не исследуются.

Разнообразие теорий: отбор или эклектика

Зачем социальным работникам необходимо знание такого большого числа теорий, если, как показывают исследования, на практике они, главным об­разом, придерживаются одного или двух основных их типов? Ознакомившись с разнообразными "теориями, содержащимися в этой книге, может или дол­жен социальный работник остановить свой выбор только на одной из них или каждая из них может пригодиться для определенной цели? Хартман (1971) утверждает, что каждый из нас должен сам для себя формулировать теорию, необходимую для осуществления практической деятельности. Теории, пред­ставленные в этой книге, носят широкопрофильный характер, т.е. каждая из них может соответствовать целому ряду ситуаций. Их применение не связано со спецификой клиентской группы или особыми методами использования. На основе чего же осуществляется выбор между теориями? Как принимается ре­шение о том, что одна из них более эффективна для достижения определен­ных целей, чем другие? Это осуществляется с помощью отбора, в процессе которого анализируются все теории, а затем отбирается одна теория или группа схожих теорий для практического применения. Проблема заключается в том, что отобранная теория может не идеально подходить к данной ситуации. В со­временной практике самый эффективный отбор осуществляется в специали­зированных агентствах, в которых работают специалисты разного профиля. Теория вполне применима в их области специализации. Кризисная интервен­ция, например, хотя теоретически и может быть применена ко множеству ситуаций, в большинстве случаев используется в службах экстренной помо-


щи, где вместе с представителями социальных служб работают также психи­атры, медсестры психиатрического профиля и другие специалисты. В США эта теория используется другими службами экстренной помощи, например поли­цией при ликвидации катастроф или при работе с сильными эмоциональны­ми переживаниями, возникшими в результате насилия.

Можно ли нам в качестве альтернативы просто выбрать некоторые идеи из нескольких теорий, собрать их вместе, чтобы создать тот стиль работы, кото­рый отвечает нашей службе и нашим собственным возможностям и предпоч­тениям? Здесь возникает проблема эклектизма. В 1970— 1980-х гг. этой пробле­ме были посвящены многие исследования (Джэяратн, 1978; ОН58, 1978, 134— 136; Карнок и Хардикер, 1979; Колевсон и Мэйкранц, 1982; О'Коннор и Дэйлглайш, 1986; Хагман, 1987; Ульсон, 1993; Ульсон и Льюнхил, 1997). Не­которые из этих исследований указывают на неясное, или «наивное», как называет его Ульсон (1993; Ульсон и Льюнхил, 1997), применение теории. Полемика вокруг этого вопроса привела к признанию того, что практика со­циальной работы является эклектичной и ее следует контролировать во избе­жание непоследовательности и обесценивания теории в целом. Крайне слож­но удержать под контролем весь спектр возможных идей и быть уверенным в их надежности при использовании. Кроме того, представляется нереалистич­ным обстоятельно использовать многие теории, не углубляясь в их детали, не наблюдая за ними и не поддерживая их на практике.

Следовательно, эклектичный подход должен предполагать постоянный, планируемый процесс, в котором принятые решения проверяются в группо­вой работе, а не основываются на случайных или индивидуальных критериях (Эпштейн, 1992, 321—330). Этот подход согласуется с теорией социального конструктивизма, утверждающей, что конструкции представляют собой со­циальные, а не индивидуальные феномены. Поскольку при комбинировании и адаптации разнообразных теорий может возникнуть путаница, важно пони­мать происхождение, значение, методы и цели теоретических направлений, лежащих в их основе, а также их взаимную совместимость (несовместимость).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: