Мистер Гагери, иммигрант из Африки, был доставлен в отделение интенсивной терапии больницы в связи с сердечным приступом. После оказания необходимой экстренной помощи он был переведен в обычное отделение, а затем помещен в отдельную палату, так как его состояние оставалось тяжелым и, кроме того, его навещала большая семья. В семье было много детей-подростков. Когда к мистеру Гагери приходили родственники, в палате всегда становилось шумно, начинались споры, телевизор и музыка включались достаточно громко. Несколько прихожан местной церкви регулярно навещали пациента, молились и пели молитвы за здравие мистера Гагери, нарушая покой других пациентов. Многопрофильная бригада специалистов, курировавшая этого пациента, обсудила создавшуюся ситуацию и возможность ограничения его посещений в больнице. Вместе с тем большой необходимости в этом не было, к тому же сам мистер Гагери очень любил, когда его навещала семья.
Социальный работник должен продумать свои действия в соответствии с желаниями других специалистов, в то же время необходимо отразить роль социальной работы в этом процессе. Чтобы применить теорию, социальный работник должен остановиться на определенном аспекте этой сложной ситуации. Обращаясь к трем подходам в социальной работе, можно стремиться к поддержанию спокойного и мирного «социального порядка» во благо других пациентов, можно также извлечь что-то полезное из культурных и семейных особенностей, которые мистер Гагери мог бы задействовать, а можно проанализировать возможность социального обучения или индивидуального развития для его детей, которые находятся в стрессовом состоянии в связи с болезнью отца. Их стресс очевиден, однако недооценивается взрослыми членами семьи.
Определение собственной профессиональной роли в многопрофильной команде, задачей которой является соблюдение интересов как социального института — больницы, так и мистера Гагери — пациента, является обычной проблемой современной социальной работы. Другой задачей может быть анализ отношений пациента с его социальным окружением, а также воздействия на него и его семью культурных и структурных факторов. Какие подходы, по вашему мнению, будут более адекватными в этих случаях?
Какой путь характерен, на ваш взгляд, для мистера Гагери и его семьи в качестве клиентов? Обратите внимание на историю этой семьи и принадлежность к группе этнического меньшинства. Как опыт становления данного клиента соотносится с больничными нормами, с этическими требованиями социальной работы, с вашим собственным опытом социальной работы? Как вы думаете, если бы на вашем месте был другой социальный работник, был бы его/ее способ конструирования социальной работы иным?
Вывод
В заключение хочу подчеркнуть, что социальная работа социально конструируется через взаимодействия с клиентами, которые определяются как таковые в социальных ситуациях, через профессионализацию, отличие от смежных профессий, а также через различные воздействия со стороны организационного, управленческого и социального контекстов.
Далее, теория социальной работы конструируется теми же движущими силами, которые конструируют практику. Теория, созданная для практики, в
любом случае будет соответствовать социальной реальности текущего момента, интересам и проблемам настоящего. В ней также отражен опыт развития теоретического, профессионального и организационного контекстов. Степень воздействия этого опыта на создание современной теории различается в зависимости от времени, места и индивидуальности, но влияние всех трех контекстов наряду с влиянием социальных реалий присутствует всегда.
Из положений социального конструктивизма следует, что теория социальной работы предстает как более или менее согласованное представление, разделяемое участниками социальной работы. Оно выражается посредством языка в текстах, включающих мнения о социальных теориях. Соперничество между конкурирующими представлениями и конструкциями социальной работы проявляется в различных теоретических принципах и языковом выражении теорий, рассматриваемых в этой книге. Эта борьба имеет политический характер: отдельные индивиды и группы стремятся воздействовать на конструирование социальной работы и соответственно на действия социальных работников, добиваясь профессионального признания отдельных теорий и отстаивая их статус как общепринятых. В свою очередь это может повлиять на восприятие социальной работы в учреждениях социальной помощи и в обществе в целом, и далее влияние будет развиваться по спирали, поскольку все эти представления будут затрагивать практическую деятельность социальных работников. Анализ политического значения теории социальной работы представлен в главе 3.
Я показал, что эти конструкции, являясь контекстом конструирования, становятся реальностью для его участников. Конструкции соответствуют реальному миру, в котором находятся участники процесса. Следовательно, социальная работа создается под воздействием двух реальностей, одна из которых связана с контекстом нашей деятельности, а другая является реальностью окружающего мира, воздействующего на нас, и представляет собой основу наших конструкций. Последовательность и непрерывность социальной работы обусловлены социальной реальностью и реальностью природного мира, лежащими в основе наших конструкций. Следовательно, хотя моей целью является анализ того, как специалисты создают социальную работу в своей деятельности, я также стремлюсь показать, как социальная работа понимается, распознается и исследуется. Теория социальной работы является конструкцией, взаимодействующей с реальным миром социальных отношений. Именно потому, что она представляет собой конструкцию, в процессе практической деятельности мы можем адаптировать и развивать ее точно так же, как мы помогаем своим клиентам развиваться и изменяться. Для этого нам необходимы теоретические идеи, которые будут направлять, контролировать и информировать нас в практической деятельности. Эти идеи представлены в качестве теорий практической социальной работы в главах 4—14 данной книги. Однако прежде всего необходимо рассмотреть особенности применения этих теоретических идей на практике. Этому вопросу посвящена глава 2.
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
О чем повествует эта глава
Цель этой главы — помочь социальным работникам применять теорию социальной работы на практике. В данной книге представлены различные теории, предложенные разными авторами, в их приложении к практике. Вместе с тем многим практикующим специалистам бывает трудно понять, как связать теории с ситуациями повседневной практики и как эти теории сочетаются друг с другом, составляя общую картину социальной работы.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
> Взаимосвязь теории и практики имеет политическое значение, которое влияет на практику социальной работы.
> Политические принципы взаимоотношений практики/теории затрагивают четыре вопроса: применение (как мы используем теорию на практике?), взаимное соответствие (может ли практика изменять теорию?), подотчетность (подразумевает ли теория независимые решения или подотчетность?) и официальное признание (признается ли социальная работа, является ли она социально значимой?).
> Знания переносятся из общих теорий социальных наук в теорию социальной работы и наоборот.
> Между теорией и практикой существуют сложные отношения, характеризующиеся взаимовлиянием.
> Перед практиками стоит вопрос о необходимости принятия решения о выборе одной теории или сочетания теорий (селективный или эклектичный подход).
> При применении теории на практике большую роль играет рефлексивное и критическое мышление.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ
> Рефлексивное и критическое мышление являются методами установления взаимосвязей между теорией и практикой.
> Перенос знания — это представление об использовании теоретического знания на практике, а также практического знания в теории.
> Селективность и эклектичность связаны со способностью применять идеи различных теорий в процессе индивидуальной практики, командной работы, деятельности социальной службы в целом.
Принципы взаимоотношений теории и практики
В главе 1 была проанализирована идея политического значения теории социальной работы и показана роль отдельных групп, отстаивающих определенные теории для усиления собственных позиций в социальной работе. Все это является темой дискуссий о соотношении теории и практики. Политические принципы взаимоотношений теории и практики касаются следующих четырех основных вопросов:
■ применение (возможно ли использовать теорию на практике?);
■ взаимное соответствие (может ли практика изменять теорию и наоборот?);
■ подотчетность (поддерживает ли теория подотчетность в социальных службах или независимость практических работников?);
■ официальное признание (признается ли социальная работа, является ли она социально значимой?).
Мы не приходим в социальную работу, уже имея определенный опыт человеческих взаимоотношений. Мы знаем, как устанавливать отношения с людьми, у нас выработались практические навыки понимания того, о чем другие люди думают и чувствуют (так называемые «неофициальные теории», упомянутые в гл. 1). При осуществлении социальной работы мы выбираем ее методы, зачастую исходя из окружающей действительности. Как же вместить официальную теорию в эту деятельность? Североамериканский исследователь Харрисон (1991), изучавший социальную работу в Великобритании, обнаружил, что социальные работники не считают свою деятельность запрограммированной и упорядоченной, а видят ее как «сочетание мысли и действия» и следуют характерному для них вполне обычному осмыслению окружающего.
Иногда поднимаются вопросы практического приложения теории. Однако в главе 1 было показано, что по отношению к социальной работе это неверно. Клиенты и социальные работники взаимодействуют и влияют друг на друга. Другие сферы политической и социальной жизни также оказывают влияние, часто опосредованно, через взаимодействия социальных работников, клиентов и служб. Поэтому более корректно рассматривать взаимовлияние теории и практики.
Взаимовлияние также предполагает взаимодействие интересов и применение власти. В 1980-х—начале 1990-х гг. проводились серьезные исследования и обсуждались вопросы о возможности использования теории на практике (Кэрю, 1979; Карнок и Хардикер, 1979; Хардикер, 1981; Барбо, 1984; Харрисон, 1991). Согласно Кэрю (1979), социальная работа должна быть научной, содержать в себе определенный спектр концепций, а также структуру практических методов. Как отмечают Смид и Ван Крикен (1984), можно доказать, что в прикладных методах отражается борьба академических институтов и социальных служб за право определять сущность практической деятельности. Социальные службы или государственные органы могут считать теорию социальной работы непригодной для обеспечения необходимых видов услуг. В среде практиков может также бытовать мнение о неэффективности образования по социаль-
ной работе. Хиндмарш (1992) провела интервью с 22 выпускниками факультета социальной работы в Новой Зеландии, а также проанализировала исследования, проведенные в разных странах. По ее мнению, у большинства людей, занимающихся социальной работой, основным мотивом выбора профессии является стремление изменить что-то в окружающем мире. Помогая другим и поддерживая социальные изменения, они действуют, исходя из этого стремления. Полученное образование придает им уверенность, развивает самосознание, формирует индивидуальный подход и профессиональную идентичность. В их восприятии социальные службы предстают как ограничители уверенности и идентичности, поскольку практическая деятельность в них подчинена формальным правилам. В результате социальные работники попадают в ситуацию отчуждения и изоляции. Их работа в социальных службах и профессиональные знания зачастую противоречат их мировоззрению.
Подобный опыт социальных работников связан с принципом подотчетности. Применение теории социальными работниками в повседневной практике свидетельствует об их подотчетности перед управленцами, политиками, клиентами и обществом; студенты, кроме того, должны соответствовать стандартам преподавателей. Теория подкрепляет их позицию благодаря содержащимся в ней практическим рекомендациям определенного рода, правильность которых можно проверить опытным путем. Кроме того, теория может оправдать и дать разъяснения по поводу их деятельности. Например, она может утверждать эффективность практики, ее соответствие общепринятым стандартам и основным ценностям социальной работы, принципы социальной справедливости и другие социальные цели или демонстрировать преемственность и взаимосвязь с широко известными социальными теориями. Таким образом, теория приобретает политическое значение, поскольку различные группы используют ее для объяснения и подтверждения значимости своей деятельности. Равным образом теория может привлекаться для критики иной позиции. Социальные работники, например, жалуются, что управленцы не предоставляют им возможностей и ресурсов для адекватного воплощения теории. В то же время управленческий персонал может обратиться к теоретическим положениям, чтобы убедиться, что социальные работники действуют в соответствии с определенной теорией.
Еще одним важным политическим принципом является принцип легитимации^. Социальная работа расширяет свои границы и претендует на новые роли в обществе. Вместе с тем политические и социальные установки во многом отражают представление о социальной работе как компоненте медицинской или образовательной системы услуг, недооценивая ее самостоятельное значение для общества. Возможно, социальные функции социальной работы совпадают с целями некоторых других видов деятельности. Таким образом, возникает вопрос: «Имеют ли практика и теория социальной работы независимую, официально признанную и присущую именно данной профессии основу?»
В своей книге, изданной в 1996 г. (Пэйн, 1996), я приводил аргументы в пользу того, что социальная работа включена в сеть профессий, функционирующих в рамках социального пространства межличностных и социальных отношений. Консультирование, сестринский уход, социальное развитие, об-
1 Легитимация — официальное признание. — Примеч. науч. ред.
разование, правоохранительная работа и медицинское обслуживание хотя и являются различными видами занятости, но их социальные роли, теории, социально-правовое и политическое значение, а также профессиональная структура и образовательная подготовка могут пересекаться. Специалисты в этих областях могут работать в смежной профессии или же оставаться в рамках одной из них на протяжении всей своей карьеры. Границы между этими профессиональными группами более или менее прозрачны и открыты, они смешаются под воздействием социальных ожиданий и предпочтений, конструируемых обществом.
Следовательно, для смежных профессий характерно определенное единство теоретической базы, что для каждой из них имеет положительное значение. Социальный работник в психиатрической клинике, например, найдет поддержку своей повседневной деятельности в теоретических дискуссиях с коллегой-специалистом, который при этом также приобретет определенные знания. Наличие богатого спектра теоретических концепций в социальной работе помогает профессионалам подбирать и использовать специализированные методы, что повышает вероятность проникновения профессии в самые разные области социальной практики.
Однако концепции, применяемые в социальной работе, практически не освещаются в литературе по другим специальностям. К примеру, книги, посвященные консультированию или клинической психологии, в основном описывают когнитивные, поведенческие и психодинамические теории. В них практически не упоминаются научные тексты по социальной работе, хотя в последних обратный процесс имеет место. Есть также крупные теоретические школы, например социологические, положения которых широко известны в области социальной работы, но недостаточно представлены в литературе смежных специальностей. Для каждой профессии характерна своя интерпретация теоретических знаний. Отличительной чертой социальной работы является соединение на практике рефлексивно-терапевтических теорий с социалистически-коллективистскими целями и индивидуал-реформистскими представлениями.
Как было показано в главе 1, взаимосвязь теории и практики определяется социальными взаимодействиями. Поэтому я обозначил проблему взаимного соответствия, которая затрагивает возможность изменения теории под влиянием практики и наоборот. Это необходимо именно потому, что обе области находятся в социальном взаимодействии, в котором они должны быть, и вопрос заключается в том, как происходит это взаимодействие. Чтобы проанализировать данный процесс, нужно обратиться к проблеме переноса знаний. Теории могут опираться на академические, практические, организационные источники, и соответственно в них будут преобладать или сочетаться разные взгляды. Следовательно, мы должны находить пути для соединения теории и практики на основе разных вариантов. Важно избегать напряженной борьбы за профессиональное влияние между различными представителями социальной работы, которая скрывается под маской полемики об «истинной» сущности теории социальной работы. По убеждению Хиэна (1982), нам не следует рассматривать теорию и практику в качестве двух гирь, перевешивающих друг друга, скорее, нужно увидеть их взаимосвязь и взаимозависимость по многим дспектам.
Перенос знаний
Перенос знаний означает возможность применения информации и знаний в различных областях практики (Кри и Маколэй, 2000). Вопросы обмена идеями между разными культурами, профессиями, интеллектуальными традициями часто обсуждаются. В рамках данного направления рассматриваются механизмы адаптации и организационные условия, необходимые для продвижения той или иной концепции из одной области в другую.
Иногда социальная работа становится самостоятельным источником развития своих теоретических подходов. Примером служит целевой подход (зада-че-центрированный метод). Однако зачастую ее теории отбираются, совершенствуются и адаптируются на основе концепций, пришедших извне. Внешними источниками являются общественная идеология, а также теории смежных академических дисциплин, которые могут проникать в социальную работу через междисциплинарные области практики, например через клиническую психологию и консультирование. Появление системной теории в социальной работе связано с распространением литературы по психологии и теории управления. Эти процессы являются реакцией на социальные перемены в обществе и приводятся в действие механизмами политического и социального конструирования, описанными в главе 1.
Рис. 2.1. Взаимосвязи между общими теориями и теориями социальной работы |
Подобное приращение теории означает, что концепции социальной работы связаны и рождаются на основе более широкого корпуса знаний и теорий, но они также могут вносить определенный вклад в развитие этих знаний (см. рис. 2.1). Например, исследования системы социальной защиты и социальной политики оказали влияние на феминистскую теорию. Многие теории со временем нашли практическое применение в социальной работе благодаря их широкому обсуждению в литературе по специальности, они приобрели особое значение, отличное от изначального общего понимания. Таким образом, теория социальной работы взаимосвязана с общим знанием об окружающем мире, так что есть определенные пересечения и в литературных источниках.
взаимовлияние носит непрерывный характер, хотя обычно специалисты ■ ^воей повседневной деятельности опираются на эти взаимосвязи относительно редко.
Существуют также и специализированные службы, которые часто являются мультидисциплинарными и используют определенные теории. В дан-- VI случае социальные работники знакомы с подходами смежных дисциплин и обладают более широким теоретическим кругозором, что позволяет заимствовать и применять новые идеи в практике социальной работы. Этот опыт отражается в одновременном влиянии и на специализированную
-ературу по социальной работе, и на базу знаний социальных наук в целом. Таким образом, новые идеи проникают в социальную работу. В целом, «м шире база знаний, тем больше она будет влиять на социальную работу. 3 частности, это происходит вследствие влияния широко обсуждаемых идей •»лк на социальный контекст клиентов, так и на социальный контекст социальных работников. Следовательно, клиенты смогут быть лучше осведомле--ы о наиболее распространенных идеях, а коллеги из других служб смогут аффективнее взаимодействовать с социальными работниками по поводу клиентов. Таким образом, феминистские или гуманистические идеи имеют сво-нх приверженцев в рамках философии, литературы и социальной мысли. Обсуждения представляют собой часть повседневного дискурса. Когнитивная -еория, напротив, является технико-психологической теорией, она практически неизвестна за рамками психологии и медицины. Скорее всего, феминистские и гуманистические идеи более распространены в социальной работе и в других сферах.
Мы можем, следовательно, определить две ситуации переноса знаний в теорию социальной работы из других сфер. Во-первых, в идеологическом наполнении теории социальной работы они могут быть включены в рамках тюшего подхода к социальной работе, который осуществляют большинство социальных работников, или в рамках одного из трех подходов, описанных в ~лаве 1. Например, социальная работа в большинстве своем использует открытый, недирективный способ воздействия на клиентов. Этому есть разумное объяснение, ведь клиенты могут отказываться от сотрудничества с чересчур властным специалистом. Но такая практика также является результатом дол-овременного влияния психодинамической теории на социальную работу (см. гл. 4). Во-вторых, этот общий подход к социальной работе может применяться в теоретически специализированных направлениях. Определенный подход и теория, лежащая в его основе, затем становятся более важными для конкретной деятельности социального работника, чем для общего контекста социальной работы. Например, специалист кризисного центра для женщин чаще будет обращаться к феминистской теории. Специалист терапевтической труппы по поддержке психически больных людей может апеллировать к концепциям групповой и институциональной работы, возникшим в рамках психоаналитической теории. Работники психиатрической службы могут активно использовать концепцию лечебных режимов поведенческой и когнитивной теорий. Такая специфика деятельности служб может оказывать большее влияние на теорию социальной работы, чем обобщенные представления. Поэтому теория социальной работы часто отстает от общих теоретических дебатов в социальных науках. Например, теория реализма, обсуждаемая в главе 3, стала
воздействовать на социальную работу только в начале XXI в., хотя впервые она начала обсуждаться в рамках социологии в конце 1970-х — начале 1980-х гг.
Несмотря на то что фундаментальные теории должны приниматься во внимание, их использование в качестве основы социальной работы зачастую бывает ограниченным. В данной книге рассматривается применение теории социальной работы в службах общего профиля. Социальные работники специализированных служб, а также специалисты, обладающие особыми знаниями, будут более информированы и подготовлены к работе с определенной теорией, чем среднестатистический социальный работник. Теории, которые отличаются своеобразием и, возможно, даже не совместимы с другими теориями, в практике социальной работы, однако, могут переплетаться друг с другом и быть взаимосвязаны. Примером является попытка соединить системную и психодинамическую теории. Помимо этого, в социальной работе теории могут критиковаться и противопоставляться. Взаимная критика традиционной (психодинамической) и радикальной (социал-коллективистской) теорий служит этому доказательством.
На рис. 2.1. демонстрируются некоторые из упомянутых взаимосвязей. Кроме того, каждое направление социальной работы и теории общего плана имеет связи и несоответствия с другими теориями социальной работы. В этой книге постоянно делается акцент именно на теории социальной работы и на соответствующей литературе. Взаимосвязи со смежными дисциплинами, хотя и упоминаются, детально не исследуются.
Разнообразие теорий: отбор или эклектика
Зачем социальным работникам необходимо знание такого большого числа теорий, если, как показывают исследования, на практике они, главным образом, придерживаются одного или двух основных их типов? Ознакомившись с разнообразными "теориями, содержащимися в этой книге, может или должен социальный работник остановить свой выбор только на одной из них или каждая из них может пригодиться для определенной цели? Хартман (1971) утверждает, что каждый из нас должен сам для себя формулировать теорию, необходимую для осуществления практической деятельности. Теории, представленные в этой книге, носят широкопрофильный характер, т.е. каждая из них может соответствовать целому ряду ситуаций. Их применение не связано со спецификой клиентской группы или особыми методами использования. На основе чего же осуществляется выбор между теориями? Как принимается решение о том, что одна из них более эффективна для достижения определенных целей, чем другие? Это осуществляется с помощью отбора, в процессе которого анализируются все теории, а затем отбирается одна теория или группа схожих теорий для практического применения. Проблема заключается в том, что отобранная теория может не идеально подходить к данной ситуации. В современной практике самый эффективный отбор осуществляется в специализированных агентствах, в которых работают специалисты разного профиля. Теория вполне применима в их области специализации. Кризисная интервенция, например, хотя теоретически и может быть применена ко множеству ситуаций, в большинстве случаев используется в службах экстренной помо-
щи, где вместе с представителями социальных служб работают также психиатры, медсестры психиатрического профиля и другие специалисты. В США эта теория используется другими службами экстренной помощи, например полицией при ликвидации катастроф или при работе с сильными эмоциональными переживаниями, возникшими в результате насилия.
Можно ли нам в качестве альтернативы просто выбрать некоторые идеи из нескольких теорий, собрать их вместе, чтобы создать тот стиль работы, который отвечает нашей службе и нашим собственным возможностям и предпочтениям? Здесь возникает проблема эклектизма. В 1970— 1980-х гг. этой проблеме были посвящены многие исследования (Джэяратн, 1978; ОН58, 1978, 134— 136; Карнок и Хардикер, 1979; Колевсон и Мэйкранц, 1982; О'Коннор и Дэйлглайш, 1986; Хагман, 1987; Ульсон, 1993; Ульсон и Льюнхил, 1997). Некоторые из этих исследований указывают на неясное, или «наивное», как называет его Ульсон (1993; Ульсон и Льюнхил, 1997), применение теории. Полемика вокруг этого вопроса привела к признанию того, что практика социальной работы является эклектичной и ее следует контролировать во избежание непоследовательности и обесценивания теории в целом. Крайне сложно удержать под контролем весь спектр возможных идей и быть уверенным в их надежности при использовании. Кроме того, представляется нереалистичным обстоятельно использовать многие теории, не углубляясь в их детали, не наблюдая за ними и не поддерживая их на практике.
Следовательно, эклектичный подход должен предполагать постоянный, планируемый процесс, в котором принятые решения проверяются в групповой работе, а не основываются на случайных или индивидуальных критериях (Эпштейн, 1992, 321—330). Этот подход согласуется с теорией социального конструктивизма, утверждающей, что конструкции представляют собой социальные, а не индивидуальные феномены. Поскольку при комбинировании и адаптации разнообразных теорий может возникнуть путаница, важно понимать происхождение, значение, методы и цели теоретических направлений, лежащих в их основе, а также их взаимную совместимость (несовместимость).