Теория мировой системы

И. Валлерштайн предложил теорию происхождения и развития капитализма как глобальной экономической системы. Основные положения данной теории заключаются в следующем:

1) экономическая организация современного капитализма имеет глобальную, а не национальную основу;

2) эта система состоит из экономически и политически господствующих центральных регионов и экономически зависимой от центра периферии;

3) центр развивается как индустриальная система производства, тогда как периферия поставляет сырье, находясь в зависимости от цен, устанавливаемых на него центром; 109

4) существуют также полупериферии, обладающие социальны ми и экономическими характеристиками как центра, так и периферии;

5) данный мировой экономический порядок стал развиваться в Европе с XV в. с началом длительной эволюции капиталистического сельского хозяйства. И. Валлерштайн подчеркивает, что домодерные империи имели общую политико-бюрократическую структуру при различных экономических системах, тогда как современный мир имеет различные политические системы при единой экономической организации. Смысл этого подхода заключается в том, что невозможно анализировать жизнь одной нации — государства — в отрыве от остального мира, поскольку «внутренние» экономические процессы всякого общества могут полностью определяться его местом в рамках мировой системы.

Валлерштайн Иммануэль — американский социолог, лидер философии неомарксизма. И. Валерштайн достаточно точно показал, что либерализм уже к 1968 г. начал себя изживать и окончательно прекратил свое существование в 1989 г. вместе с СССР. В его работах показано, что обращение бывшего «советского лагеря» к открытому либерализму — это акт абсолютного отчаяния и непонимания текущего момента развития миросистемы. Он утверждает, что современная мировая система является уникальной в том, что это единственная система мировой экономики (политика конкуренции в отдельно взятой экономи ческой системе), которая не переросла в мировую империю через завое вание одной из мощных стран. Современная мировая система, несомненно, является самой долгоживущей мировой экономикой. Но были и другие, просуществовавшие несколько веков. Помимо всего прочего, он предполагает, что отмеченная межгосударственная система капитали стической мировой экономики — не такая уж и необычная вещь, как о ней иногда заявляют.

Критика теории мировой системы заключается в следующем:

1) не очевидно, что периферийные общества развиваются в зависимости от центральных регионов системы, поскольку большинство торговых и инвестиционных операций происходят между уже развитыми и индустриализованными обществами;

2) непонятно, какое место занимают в мировой системе бывшие социалистические общества;

3) сомнительно заявление о том, что внешние силы мировой экономики имеют большее значение для процесса социального изменения конкретного общества, чем его внутренние процессы (такие как, например, классовая борьба); подчеркивая значение экономических процессов, теория мировой системы игнорирует изменение культурное — некоторые теоретики, такие, как Р. Робертсон и Ф. Лехнер утверждают, что существует мировая система глобальной культуры, полностью автономная от экономических процессов капитализма. 110

Робертсон Роланд — профессор социологии Питтсбургского университета (США), изучающий социальные феномены на глобальном уровне, анализирует концепцию современности Гидденса, уделяя особое внимание его интерпретации процессов глобализации. Р. Робертсон претендует на оригинальность своей концепции, предполагая дать «многомерный институциональный анализ современности». Идея глобализации — одна из самых молодых социологических конструкций: вплоть до 1987 г. база данных библиотеки Конгресса США не содержала книг, в названиях которых использовалось бы данное понятие. В качестве теоретиков глобализации обычно фигурируют Р. Робертсон, М. Уотерс и У. Бек. В научный оборот термин «глобализация» ввел Р. Робертсон, который впервые использовал его в 1983 г., в 1985 г. дал ему подробное толкование, а в 1992 г. изложил основы кон цепции глобализации в специальном исследовании. Глобализация (англ. Globalization), по Р. Робертсону, — процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т. п. Первенство на этот термин до сих пор оспаривают К. Омае («Borderless World», 1990) и Р. Робертсон («Mapping the Global Condition: Globalization as the Central Concept», статья в сборнике «Global Culture» под ред. М. Фезерстоуна, 1990). Во всяком случае, Херст и Томпсон («Globalization in Question», 1996) и Уотерс («Globalization», 1995) склоняются ко второму варианту.

Лехнер Ф. — профессор социологии Калифорнийского университе та (Беркли, США).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: