Учреждения Группы Всемирного банка
Международные деньги — это валюты, обслуживающие международные экономические отношения. Их типы представлены резервными валютами, искусственными валютными единицами, ограниченно конвертируемыми валютами (искусственная «корзинная» валютная единица МВФ — СДР). Валютная система в различных странах по-разному сочетала валютные режимы. Золотой стандарт устанавливал пропорции обмена, определяемые золотыми паритетами валют (то есть ценами золота в различных валютах). Бреттон-Вудская система — это валютный режим 1944—1971 гг., базировавшийся на твердой долларовой цене золота и твердых валютных курсах.
Международная финансовая система
Международные деньги | Международные финансовые рынки | Международные финансовые институты |
Международная валютная система (режимы обменных курсов, эволюция международной валютной системы) | Валютный (форексный) рынок: рынки немедленной поставки; срочные рынки | Частные финансовые институты (банковские институты, небанковские институты) |
Обменный курс (равновесие обменного курса, определение обменного курса) | Международные денежные и капитальные рынки (международные денежные рынки, международные капитальные рынки) | Официальные финансовые институты (национальные финансовые институты, наднациональные финансовые институты) |
Со временем режим золотовалютного стандарта превратился в чисто долларовый. Образование рынка евровалют, возрастающий дефицит платежного баланса США и, наконец, энергетический кризис добили Бреттон-Вудскую систему. В 1976 г. на очередном заседании МВФ и Кингстоне (Ямайка) были определены основы современной валютной системы. Золото утратило свои денежные функции и стало обычным товаром, а страны получили право выбора любого валютного курса. Кроме того, Ямайские соглашения предусматривали введение «мировых денег», так называемых специальных прав заимствования. Им предназначалась роль универсальной резервной валюты. Однако надеждам на всеобщность их использования не суждено было сбыться, и сейчас они используются очень ограниченно. Либерализация политики валютных курсов и валютного регулирования стимулировали глобализацию валютных рынков и многократное увеличение их объемов.
Объем сделок на международном валютном рынке поднялся с 70 млрд долларов в середине 1980-х гг. до более чем 1,5 трлн долларов в настоящее время. Валютный курс стал формироваться уже не столько движением товаров, сколько движением капиталов, носящим во многом спекулятивный характер.
Электронный валютный рынок Forex (Forein Exchange — валютный рынок) — это самый крупный финансовый рынок в мире. В отличие от других финансовых рынков, для Forex не существует центральной биржи. Он функционирует посредством электронной сети, узлами которой являются банки, корпорации и частные лица, торгующие валютами друг с другом. Отсутствие центрального узла позволяет рынку Forex работать круглосуточно, переводя с течением суток основную деятельность из одного финансового региона в другой. Объем валютного рынка превышает 680 трлн долларов в год. Это означает, что на каждого жителя Земли приходится 120 тысяч долларов валютных операций. Дело здесь в том, что основная часть валютных, как и вообще финансовых, операций осуществляется сейчас со спекулятивными целями.
Огромное влияние на валютный и другие финансовые рынки оказывает рынок евровалют. Непосредственным толчком к возникновению евродолларов стала отмена валютных ограничений западноевропейскими странами в 1959 г. Привлеченные в долларах средства получили название «евродоллары». Образовались еврорынки, не регламентируемые национальным законодательством. Организационно еврорынок представляет собой несколько сотен крупных банков, расположенных в основных центрах Западной Европы и в тех странах, где не ограничиваются права банков по проведению операций в иностранных валютах с нерезидентамиМовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. Мировая экономика: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 329—331..
Формирование мирового финансового рынка происходило на базе интернационализации международных операций национальных рынков ссудных капиталов, становление его приходится на начало 1960-х гг. ХХ в. До этого в течение 40 лет он был практически парализован в результате мирового экономического кризиса 1929—1933 гг., Второй мировой войны, существовавших валютных ограничений, жесткого регулирования рынка, ставок по депозитам. Со времени Великой депрессии денежные рынки жестко регулировались. В США правило «Q» Федерального резервного акта 1937 г. предусматривало ограничение выплат по депозитам американских банков (в 1958 г. по депозитам от 1% до 3%). На протяжении всего послевоенного периода широко проводилась политика постепенного смягчения внешнеторговых и валютных ограничений. Усиливается секьюритизация, проявляющаяся в замещении обычных банковских кредитов эмиссией ценных бумаг.
Фондовый сегмент мирового рынка капиталов в 1970 г. имел оборот, равный 3% глобального ВНП. К 1995 г. он составил уже 136% при росте показателя оборота международного валютного рынка в 80 раз (с 1973 по 1995 гг.). Общий же объем ценных бумаг в мире оценивался в 350 трлн долларов — на порядок выше совокупного валового продукта мира.
Важнейшей тенденцией развития мировой финансовой системы является сближение различных финансовых институтов. В финансовом комплексе грани между банками, инвестиционными, страховыми и финансовыми компаниями, пенсионными и взаимными фондами все более теряют четкость.
Вполне ясно проявились тенденции к интеграции и объединению банков со страховыми компаниями, причиной чему служит сближение между банковской и страховой деятельностью. Банки все активнее вторгаются в сферу страховых услуг. В настоящее время в Европе на долю банков приходится уже 19% страхования жизни, во Франции они вообще доминируют в этой сфере, практически взяв на себя функции страховых компаний.
Осуществляя операции по кредитованию промышленных компаний, сдающих в аренду свое оборудование, крупнейшие банки начали сами осуществлять лизинговые сделки. К настоящему времени во многих крупнейших банках США имеются лизинговые компании. Небанковские финансовые организации — страховые компании, пенсионные и различные инвестиционные фонды — остро конкурируют с банками на финансовых рынках и в последнее время сильно их теснят. Особенно явно эта тенденция проявляется в США, где доля небанковских финансовых организаций в общих привлеченных средствах населения уже превышает 50%. Совокупные активы этих организаций оцениваются в 28 трлн долларов. Более 90% их инвестиций направляются на фондовые рынки. Особенно быстро развивались американские взаимные фонды, активы которых уже оцениваются в 4 трлн долларов. Частные инвесторы сдают деньги в эти организации, которые управляют ими, вкладывая в основном на фондовых рынках. Баснословный рост американского рынка акций (до последнего времени) за короткий срок привлек в эти фонды колоссальные средства. В последние годы значительное распространение получили так называемые хедж-фонды. Они представляют собой закрытые клубы богатых инвесторов и не попадают под действие американского Закона об инвестиционных компаниях. Поэтому они могут не открывать информацию о себе и не соблюдать определенную законодательством структуру активов. Число хедж-фондов уже превысило 3000, и хотя их активы относительно невелики (около 500 млрд долларов), роль этих фондов на мировых финансовых рынках весьма значительна. В частности, иностранный капитал на рынках развивающихся стран, включая Россию, представлен почти исключительно хедж-фондами.
Глобальные финансовые институты. Международный валютный фонд.
Всемирный банк
Международный валютный фонд (МВФ) — международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Имеет статус специализированного учреждения ООН. МВФ был учрежден на Международной валютно-финансовой конференции ООН (1944 г.) в Бреттон-Вуде (США), начал функционировать в мае 1946 г., к финансовым операциям приступил с 1 марта 1947 г. Место пребывания руководящих органов — Вашингтон (США). На начало 2001 г. в МВФ входили 182 страны. Россия стала членом МВФ в 1992 г. Его высшим руководящим органом является Совет управляющих, в котором каждая страна представлена управляющим центрального банка и его заместителем. Исполнительный совет несет ответственность за широкий круг вопросов, в частности, за предоставление кредитов странам-членам. С 1992 г. в его состав входят 24 исполнительных директора (включая представителя России)
Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов. Каждая страна имеет выраженную в специальных правах заимствования (СДР) квоту, определяющую сумму подписки (взноса) на капитал МВФ. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике. Не реже 1 раза в 5 лет производится пересмотр квот. Суммарная доля 25 развитых стран составляет 62,8% общей суммы квот в МВФ, в том числе:
· США — 17,5%;
· Япония — 6,3%;
· Германия — 6,1%;
· ФРГ — 5,1%;
· Италия — 3,3%;
· Канада — 3,0%;
· ЕС — 30,3%.
Россия по величине квоты (5,9 млрд СДР, или 8,1 млрд долларов) занимает 10-е местоФинансово-кредитный экономический словарь / Колл. авт.; под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 519—520..
Поскольку принятие решений по наиболее важным вопросам требует квалифицированного большинства голосов (85%), США и страны-члены ЕС могут практически всегда контролировать (вплоть до вето) процесс принятия решений. МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов стран-членов, а также для поддержки макроэкономических стабилизационных программ и структурной перестройки экономики этих стран. По форме кредиты представляют собой «покупку» («заимствование») страной-членом иностранной валюты или СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте.
Общая сумма выделенных МВФ России с 1992 г. валютных средств составляет 25,8 млрд. СДР или 35,3 млрд. долларов. Предоставление МВФ средств связано с выполнением странами-заемщицами определенных условий (принцип «обусловленности кредитов»). Выдвигаемые МВФ требования, которые, как правило, имеют жесткую направленность, призваны устранить разбалансированность экономики страны, обеспечить восстановление равновесия ее платежного баланса и тем самым гарантировать погашение ею долга Фонду.
МВФ постоянно добивается от стран-членов устранения валютных ограничений на осуществление платежей и переводов по текущим международным операциям, а также на область валютных операций, связанных с движением капиталов.
С 1 января 1999 г. 11 стран ЕС ввели единую валюту — евро. Введение евро существенным образом меняет ситуацию в мировой финансовой системе. Позиции американского доллара от этого не укрепляются, так как доллар встречает небывалого прежде конкурента. В этих условиях перед Россией встает проблема создания условий для гибкой привязки национальной валюты к иностранным аналогам. В бюджете ЕС выделены следующие структурные фонды:
· Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (6 млрд. евро);
· Европейский фонд регионального развития (15,8 млрд. евро);
· Европейский социальный фонд (9,2 млрд. евро).
Величина квоты страны в формировании уставного капитала Европейского центрального банка зависит от объема ВВП и численности населения. Величина бюджета ЕС законодательно ограничена, и в процентах от совокупного ВВП стран-участниц равна 1,27.
Крупнейшей международной финансово-экономической организацией является Группа Всемирного банка. Миссия Группы Всемирного банка заключается в сокращении бедности и содействии экономическому росту. Различные подразделения Группы Всемирного банка участвуют практически во всех областях развития, работая по самым разным направлениям — от проведения экономических и аналитических исследований до оказания финансовой и технической помощи правительствам и частным предприятиям. Им принадлежит важная поддерживающая роль в содействии развивающимся странам.
Задуманная в 1944 г. в целях восстановления Европы после войны, Группа Всемирного банка со временем превратилась в крупнейший в мире источник содействия развитию и включает пять учреждений: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Состав учреждений группы Всемирного банка и их функции приведены в таблице 2.
Таблица 2
Учреждения | Функции |
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) | Предоставляет займы правительствам стран со средним уровнем доходов и кредитоспособным странам с низким уровнем доходов |
Международная ассоциация развития (МАР) | Предоставляет беспроцентные ссуды, именуемые кредитами, правительствам беднейших стран |
Международная финансовая корпорация (МФК) | Предоставляет кредитные средства непосредственно частному сектору развивающихся стран |
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА) | Предоставляет гарантии инвесторам в развивающихся странах от убытков, связанных с коммерческими рисками |
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) | Предоставляет международные механизмы урегулирования и арбитражного разрешения инвестиционных споров |
Несмотря на то, что Группу Всемирного банка, составляют пять организаций, во Всемирный банк входят только МБРР и МАР. МБРР — головная структура Всемирного банка. Он учрежден одновременно с МВФ на основе Бреттон-Вудских соглашений в июле 1944 г. МБРР организован на принципах открытого партнерства. Количество голосов страны-участницы зависит от ее квоты — взноса в акционерный капитал на основе объема ВВП и удельного веса в мировой экономике. Так, на долю США приходилось 17,03% голосов, доля России — 2,89% голосов.
МБРР вступает как первоклассный заемщик. Например, он и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) как заемщики с 1963 по 1996 гг. осуществили на рынке еврооблигаций эмиссий на сумму 319,1 млрд долларов СШАМихайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. М.: Экзамен, 2000. С. 19—30..
Направления совершенствования международной финансовой системы включают развитие международных стандартов раскрытия экономической информации, создание международных стандартов банковского надзора, расширение финансовых возможностей МВФ, организацию в МВФ нового механизма кредитования. Важное значение имеют программы ООН по пресечению деятельности по «отмыванию денег», включающие следующие положения:
· постоянное отслеживание новых схем «отмывания денег»;
· ужесточение порядка отчетности банков по клиентуре;
· усиление контроля за деятельностью небанковских финансовых организаций и учреждений;
· введение универсальных международных стандартов для банковских структур на основе рекомендаций международных организаций (ФАТФ, СВИФТ).
Данные по резервной функции валют и показателям внешнеэкономической деятельности ряда стран
Что касается валют, которые постоянно и в серьезных масштабах выполняют резервную функцию, то их буквально — горстка. По данным МВФ, в 2006 г. на доллар приходилось 65% валютных резервов стран-участниц, еще 26% — на евро, по 3—4% — на японскую иену и фунт стерлингов. Доля швейцарского франка в резервах стран мира составляет 0,2%, а на все остальные валюты приходится не более 1,5%. Известно, что в данные МВФ попадает примерно половина валютных «закромов» всех стран мира. Тем не менее, и в неучтенных резервах основными являются доллар США, евро, фунт стерлингов и японская иена. Другие валюты выполняют резервные функции крайне редко.
По правилам МВФ, валюта считается конвертируемой после того, как страна присоединилась к VIII статье Устава фонда (она запрещает ограничения по текущим платежам, дискриминационные валютные режимы и барьеры на пути репатриации средств иностранных инвесторов). Кстати, Россия присоединилась к этой статье еще в 1992 г., с этого момента рубль стал конвертируемым. В настоящее время Россия имеет весьма либеральное валютное законодательство, обязательная продажа экспортерами выручки отменена. Но это не означает, что рубль моментально станет широко использоваться иностранными компаниями, банками и физическими лицами. Первая причина в том, что достигнутая Россией конвертируемость не полная. В ближайшие 20 лет рубль вряд ли поднимется до уровня конвертируемости евро или доллара. По последним данным МВФ, конвертируемыми были валюты 166 стран, и только 14 имели долю на международных валютных рынках, превышающую 1%.
Вторая и главная причина слабой интернационализации рубля кроется в недостаточном развитии национальной экономики и финансовых рынков. Специалисты МВФ и Европейского центрального банка определили восемь условий, которые позволяют национальной валюте иметь широкое международное применение, и основные из них:
· размер ВВП;
· доля в мировой торговле и достаточный размер;
· ликвидность финансового рынка.
В настоящее время на Россию приходится 2,5% мирового ВВП (рассчитанного по паритету покупательной способности), а на США — почти 20%. Ясно, что сократить этот разрыв удастся нескоро. Поэтому для укрепления международных позиций российского рубля необходимо сделать упор на развитии внутреннего фондового рынка. Он должен стать максимально емким, стабильным и ликвидным. Акции и облигации российских компаний и государственных структур должны выпускаться и в иностранных валютах, и в российских рублях. Тогда у иностранцев сформируется постоянный спрос на российские рубли как средство покупки активов, выпущенных в нашей стране. Это первый путь.
Второй путь — развитие торговли в российских рублях. И хотя подавляющая часть сырьевых, особенно биржевых товаров (таких, как нефть, черные и цветные металлы) котируется на международных рынках в американских долларах, у России есть возможность использовать рубль в качестве средства платежа. Мировая экономическая история знает немало примеров, когда валюта цены в контракте и валюта платежа не совпадали. В нашем случае цена в контракте, например, на российскую нефть, может быть установлена в американских долларах, а платеж происходить в рублях по курсу на день расчета. Тем более что по традициям мировой торговли право выбора валюты контракта принадлежит экспортеру. В торговле углеводородами Россия может начать использовать рубль с газовых контрактов. Газ — не биржевой товар, поэтому на него не существует мировой цены и ежедневных котировок в долларах США, как на нефть или металлы. Сейчас Россия продает газ за доллары и частично за евро. Введение в эту схему рубля представляется вполне реальным. Что касается импорта, то здесь ситуация сложнее — в силу упоминавшейся международной традиции. Россия импортирует в основном готовые изделия, их основным поставщиком являются Евросоюз и другие развитые страны с признанными в мире валютами. Наши поставщики резонно настаивают на заключении контрактов в своих денежных единицах. Единственным и пока небольшим окном возможностей для России здесь является импорт из стран СНГ и некоторых развивающихся стран. Им есть смысл предлагать платеж в рублях.
Настало время поднять отечественную валюту на вторую ступень в мировой иерархии — сделать ее международной (наподобие шведской кроны или канадского доллара). За шесть лет российская валюта вдвое увеличила свое присутствие на мировых рынках.
Нестабильность мировых финансовых рынков обусловила проведение в 1980-х гг. политики дерегулирования валютных рынков и рынков капиталов. Стимулирование конкуренции в финансово-банковском секторе наравне с устранением валютного контроля, отменой потолка процентных ставок по депозитам и займам, открытие национальных финансовых рынков для внешних агентов, сокращение налогового бремени и традиционных ограничений на отдельные финансовые операции, в том числе спекулятивные, отразились на неустойчивости цен на ценные бумаги, валюту и процентные ставки.
Кризисы финансовых рынков конца 1980-х — начала 1990-х гг., 2008—2009 гг. продемонстрировали необходимость взаимодействия, создания работающих механизмов размыкания цепи в случаях нарушения процессов нормального перелива капитала или возникновения угрозы стабильности мировой экономики и финансовой системы. Изменчивость финансовых условий требовала нового подхода к повышению конкурентоспособности и принятию мер для минимизации риска.
В рамках нового подхода получили широкое распространение финансовые операции и инструменты, позволяющие снизить риски или трансформировать их. Возникнув в процессе вполне традиционных финансовых отношений и категорий (кредит, заем, акция и др.), деривативы, по сути, представляют собой традиционные инструменты. Они ориентированы на новые договорные отношения, связанные с преодолением ограничений, вытекающих из обычных обязательств по будущей покупке или продаже, или прав на покупку/продажу финансовых инструментов по фиксированным на данный момент ценам. Производные ценные бумаги при наступлении определенного срока дают возможность реализовать актив, лежащий в основе договора, либо погасить права-обязательства по текущим рыночным ценам. Признаком производности является то, что цена инструментов определяется на основании цен базисных активов (товаров, валюты, ценных бумаг). В последнее время маневренность и мобильность участников рынка возросла, поскольку появилась возможность независимо от выдвинутого в начале операции требования или принятого обязательства обособленно оперировать рисками. Стало возможным оценивать ликвидность для каждой из инвестиционных характеристик, даже — предугадывать риски. Конец 1980-х — начало 1990-х гг. характеризовались невиданным ростом объемов операций с производными инструментами на МФР, стремительным количественным и качественным его ростом, расширением географии их применения. Так, в США в 1997 г. количество опционов, торгуемых на биржах, достигло 273 миллионов контрактов, что на 37% было выше уровня 1996 г. Динамика рынков производных инструментов свидетельствует о значительном его росте с 1986 по 1997 гг.— в 19 раз (с 618,8 млрд до 12,2 трлн долларов США, для Европы — в 275, 9 раза (с 13,1 млрд до 3,5 трлн долларов).
Структура торговой активности производными контрактами характеризовалась преобладанием фьючерсных контрактов, на долю которых в 1996 г. приходилось 64,36%, остальная часть — на опционы. Подразделение фьючерсов и опционов на процентные, валютные и контракты на фондовые индексы свидетельствовало о преобладании процентных инструментов над индексными и валютными. Активно развивалась торговля фьючерсами и опционами на долговые инструменты денежного рынка и рынка капитала (фьючерсы на десятилетние облигации Японии, казначейские облигации США, трехмесячные евродолларовые, евромарочные и евройеновые инструменты). Названные факторы свидетельствуют о большей заинтересованности трейдеров в торговле такими инструментами, по которым имеет место большая моментная доходность или возможность одновременно со спекулятивными операциями хеджировать позиции по базовым активам. Операции на мировом рынке деривативов осуществляются как на биржевом сегменте, так и во внебиржевой торговлеМихайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. М.: Экзамен, 2000. С. 85—88..
Мировой финансовый кризис 2008—2009 гг. показал, что он является следствием неравновесности финансовых рынков и недостатков экономической политики ряда стран. В итоговом документе после встречи двадцати развитых стран в Вашингтоне 15 ноября 2008 г. по проблемам финансовых рынков и мировой экономики речь идет о реформировании мировой финансовой системы, предотвращении финансовых рисков на основе пяти принципов:
1) повышение транспарентности и подотчетности компаний;
2) укрепление качественного регулирования, в том числе рейтинговых агентств;
3) обеспечение согласованности финансовых рынков через обмен информацией;
4) укрепление международного сотрудничества;
5) реформирование международных финансовых организаций.
Участники последующей встречи в Лиме 25 ноября 2007 г. лидеров стран-участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) также подтвердили, что МВФ и Всемирный банк нуждаются в реформах.
По этому поводу справедливо отмечается, что большинство стран с развивающимися рынками наравне с Россией будут добиваться реформы управления Международного валютного фонда с тем, чтобы их голоса были лучше услышаны. Различие в подходах очевидно. Вспомним минималистские размеры финансовой помощи России в дефолтном 1998 г. и объемы срочных вливаний в страны Латинской Америки во время регулярных для них финансовых кризисов (контрольный пакет акций находится у США и других крупнейших индустриальных стран, а они не склонны, даже в нынешних условиях, добровольно расстаться с финансовой властью).
Более вероятно создание внутри стран «двадцатки», БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) или других стран, собирающихся по интересам, новых многосторонних организаций, которые будут частично замещать функции МВФ.
Поэтому можно ожидать идеи создания стабилизационного фонда — аналога МВФ — странами, не входящими в «золотой миллиард». Нужен новый раздел международного права против манипулирования, спекулятивных атак и инсайдерской торговли на глобальных рынках, переводящий эти действия в разряд уголовных преступлений. Международное регулирование рисков и раскрытия информации о них неэффективно.
Непрозрачны огромный внебиржевой оборот, сделки финансового инжиниринга, основанные на секьюритизации и деривативах. В сумерках находятся ливневые потоки снятия рисков с балансов банков, находящихся под жестким надзором, и переноса их в потусторонний финансовый мир — в хедж-фонды, трасты и другие существа для инвестиций за темными стеклами налоговых гаваней. Базельское соглашение по капиталам банков оказалось узким, не покрывающим риски, находящиеся в тени. Мониторинг финансовой стабильности, созданный МВФ и Банком международных расчетов в Базеле после кризиса 1997—1998 гг., будучи ориентированным, прежде всего, на коммерческие банки, оказался не способным предсказать нынешней финансовой катастрофы.
Возможно создать систему международных финансовых соглашений, которые бы предписывали нормы, направленные на снижение рисков кризисов. Это прозрачность любого финансового оборота по всем типам институтов и трастовых структур, являющихся профессиональными инвесторами, по любым финансовым инструментам, какими бы сложноподчиненными они ни были. Это интеграция международной финансовой статистики, которая сейчас разрознена и не дает возможности прогноза на рынках, требуются обязательные стандарты управления рисками от макро- до микроуровняМиркин Я. Дензнак перемен. 15 ноября лидеры стран «двадцатки» попробуют избавиться от «черных понедельников» // Российская газета. 2008. 12 ноября..
Характеристика мирового финансового кризиса и его влияние на российский рынок
Нынешний кризис должен дать старт глубоким изменениям в финансовой конструкции экономики, обеспечивающим национальную безопасность, содействие росту и инновациям. В итоге заканчивается второе десятилетие экспериментов без наркоза на российских финансах: инфляционный шок 1991—1992 гг., финансовые пирамиды 1993—1994 гг., финансовая стабилизация 1995—1997 гг., оставившая страну без денег. Превращение в пыль более 600 чековых фондов. Создание спекулятивной модели финансового рынка 1995—1997 гг. по всем сегментам: акции, госдолг, валюта, деривативы, банки, нерезиденты. Как следствие, острейший кризис в 1997—1998 гг., чуть не сломавший рыночную экономику. 2004 год — кризис ликвидности, первое предупреждение. 2008 — капитуляция рынка акций и системные риски в банках. Что же дальше? Все эти «черные понедельники» убеждают в необходимости новой политики на финансовом рынке.
Для начала важно согласие общества в простых истинах. Деньги, как энергия и вода, — это кровь экономики. Платежная инфраструктура и безопасные дороги равны в своей значимости. Биржа и ядерная энергетика — сестры по своей сложности и угрозам, которые они несут. Срочно необходим национальный проект «Финансовая площадка Россия», опережающий рост внутреннего спроса в сравнении с внешним. Строительство рубля как свободной валюты. Ослабление зависимости от горячих денег нерезидентов. Создание режима, «загоняющего» прямые иностранные инвестиции в приоритетные отрасли. Снижение цены денег. Борьба с немонетарной инфляцией. Утяжеление надзора за рискам в финансовых институтах.
Приходится признавать, что ведомствам — финансовым регуляторам не удалось справиться с мониторингом рисков финансового кризиса, с манипулированием и инсайдерством, обеспечением честности цен и созданием своего рода «МЧС» в финансах. Требуется рост монетизации экономики, то есть увеличение денег «на душу производства», расширение внутреннего спроса. По этому показателю (Деньги/ВВП, Кредиты/ВВП) Россия уступает Китаю в четыре раза, развитым странам — в два-три. Но насыщенность деньгами — еще не значит «инфляция». В Китае рост цен в 2—3 раза меньше, чем в России. Мотор монетизации — кредиты Банка России коммерческим банкам под рост экономики (кредитная эмиссия). Этот механизм работает во всем мире. У нас он только появляется в активах Банка России как результат кризиса. Эта конструкция должна стать постоянной вместо эмиссии («выпуск рублей только против горячих долларов и внешних долгов»).
Необходим разлом трагического треугольника «высокая цена денег и валютная доходность финансовых активов — закрепленный курс рубля — открытый счет капиталов». Пока он существует, экономика будет как воронка наполняться горячими деньгами, спекулятивной лихорадкой и рисками кризисов. Всегда будет преимущественной выгода завести деньги, получить сверхдоходы и потом вывезти их. Это реальность, в которой бесполезно создавать международный финансовый центр. Как демонтировать этот «треугольник»? Новая политика должна включать осторожное снижение курса рубля к корзине валют. Как следствие, улучшенный торговый баланс и барьеры для спекулятивного капитала и эксцессивных внешних долгов. Не приведет ли это к инфляции? Нет, ее основные причины в России — олигополия, регулятивные издержки, риски, вынуждающие бизнес закладывать сверхвысокую прибыль, ценовая политика государства в естественных монополиях.
Еще одна сторона «треугольника» — цена денег, немыслимо высокая для успешной экспортной экономики. Дешевизна кредитов на Западе — одна из причин, толкавших к беспрецедентному росту внешнего долга перед кризисом, к закачке долларов и евро и эмиссию под них рублей. По стоимости кредитов в Китае, Чехии, Польше от 6 до 7% в России даже в спокойные времена она достигала 10—16%. Разве не это разгоняет инфляцию? При этом банки получают процентную маржу в 7—10%. Не много ли даже для российских рисков?
Стоимость межбанковских кредитов в 2—3%, еще недавно обычная для рынка, и есть базовая цена денег в России. Причина отрыва от нее — отсутствие политики, направленной на снижение цены денег, наравне с пассивностью ведомств в отношении немонетарной инфляции. Счет капиталов — еще одна сторона «треугольника». Рост монетизации и снижение процента должны ограничить поток горячих денег и внешних долгов. Но самая лакомая часть этого потока, которую нельзя потерять — прямые иностранные инвестиции. Они несут идеи, технологии, модернизацию. В Китае прямые инвестиции в 5 раз больше портфельных, в России — в 1—1,4 раза.
Наш налоговый пресс на порядок тяжелее, чем в Китае. Индикатор «доходы расширенного правительства + Внебюджетные фонды / ВВП» в России — более 40%, в Китае — 20%. Это одна из причин того, почему в России доля ВВП, идущая на накопление, — 24%, а в Китае — 45%. И не так важно, как устроены налоги и каковы их ставки... В Китае десятки льгот, нацеленных на высокие технологии. Результат — их доля в экспорте в три раза выше, чем в России. Оборотная сторона высоких налогов — эксцессивные резервы государства. Налоговые доходы, пройдя бюджет, оседают во внебюджетных фондах, а затем — валютных резервах. Наши валютные резервы превосходили страны «большой семерки» более чем в три раза. Составляли 8% от мирового объема при доле ВВП России — 2,4%. Это деньги, выкачанные из экономики. Поэтому необходимы умеренные налоги, точечные налоговые льготы — монетизация, низкая цена денег, осторожное снижение курса рубля, прямые иностранные инвестиции, оптимальные госрезервы — быстрый рост, акцент на инновации — усиление собственных финансовых мощностей. В противном случае трудно будет избавиться от сильнейшей финансовой аритмии, которая будет повторяться каждые 5—10 лет.