double arrow

Социализация и ресоциализация


Социализация проходит стадии (этапы), совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека: поступление в вуз, женитьбу, выбор профессии и трудоустройство, службу в армии, выход на пенсию.

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с при обретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, с изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация (отвергание старого) и ресоциализация (обретение ново го). Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что разрушает нравственные основы 125




личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с нею сталкиваются те, кто попадает в тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях — и проходящие службу в армии.

Видный американский социолог Ирвинг Гоффман (1922—1982), тщательно изучивший эти, как он выразился, «тотальные институты», выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

— изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т. п.);

— постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит;

— утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одежды и облачение в специальную форму);

— переименование, замена старого имени на «номер» и получение статуса: солдат, заключенный, больной;

— замена старой обстановки на новую, обезличенную;

— отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;

— утрата свободы действий.

Гоффман Ирвинг— американский социолог. Создатель драматургического направления, сравнивающего общество с театром, где люди играют роли перед другими (зрителями), одновременно являясь зрителями по отношению к другим. На основе этой концепции анализировал девиантное поведение. И. Гоффман показал особое значение исследования идентичности, ввел понятия социальных ролей, институтов и агентов социализации, проблему «значимых других». Для нас интерес представляет теория стигмы И. Гоффмана, которая разъясняет механизм конструирования неполноценности индивида путем использования терминов, отделяющих индивида от тех, которые полагаются «нормальными». (Под стигмой понимают очевидные социальные признаки, при наличии которых их носители — инвалиды или, допустим, проститутки — исключаются из числа нормальных.) Согласно Гоффману, процесс стигматизации посредством вербальных ярлыков означает, что жизнь стигматизированных индивидов становится определенной в терминах бытия, принятых основной популяцией (доминантным большинством). Везде стигма связана с дискриминацией человека. «Стигматизированные люди стремятся положить конец своей дискриминации. Для этого они применяют различные техники поведения. Можно скрывать свою инвалидность, но можно, наоборот, выставлять ее напоказ, так что она становится нормальным условием нормального поведения». Стигматизированные индивиды, силясь утвердить членство в общей массе, могут развить ненадежную социальную идентичность, если степень отторжения невелика, либо — при явном отторжении и достаточном количестве стигматизированных индивидов — развивают социальную идентичность, которая становится культурной нормой для стигматизированной группы.



Основное произведение: «Представление себя другим в повседнев ной жизни», 2000.



В подобных условиях индивид не просто дезориентируется, но нравственно 126

деградирует.

Десоциализация может быть столь глубокой, что позитивная ре социализация уже не поможет — разрушенными окажутся основы личности.

В тех случаях, когда человек что называется надломился, про исходит негативная ресоциализация: мальчик из благополучной семьи становится бандитом.

Если десоциализация может быть глубокой, то и позитивная ре социализация может быть столь же глубокой.







Сейчас читают про: