Ролевая концепция личности. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30х гг

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30х гг. XX в. (Дж. Мид, 1863—1931) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе.

Мид Г. Дж. — создатель современного интеракционизма в социологии. Теоретическое наследие Дж. Г. Мида принадлежит к золотому фонду американской философии и социологии представителей Чикагской школы. Мид в наши дни входит в список классиков американской мысли, причислен к столпам американского прагматизма, основателям «социального бихевиоризма» и «символического интеракционизма» в социологии, родоначальникам социальной психологии. Дж. Г. Мид — мыслитель, играющий в американской гуманитарной науке особую роль, именно Дж. Г. Мид — один из наиболее показательных, наиболее парадигматических философов Америки XX столетия, в творчестве которого фактически исчезают все метафизические и теологические фрагменты, ранее вуалировавшие сугубо социальный и рационалистический путь развития американского сознания.

Т. Парсонс (1902—1979) и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. 129

Парсонс Толкотт — американский социолог-теоретик. Основатель школы структурного функционализма в социологии (линия функционального императивизма в отличие от линии функционального структурализма Мертона, по определению Дж. Тернера). На протяжении более чем 30 лет после Второй мировой войны являлся одним из основных теоретиков социальной мысли, по крайней мере в англоговорящем мире. С 1927 г. преподавал в Гарвардском университете. Создатель теории социального действия и системно-функциональной школы в социологии.

Социальная роль — это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания — то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля — от общественного мнения до правоохранительных органов — и соответствующая ей система социальных санкций — от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение могут привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задает общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения — фактор вариативный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функции руководства, управления, и ее нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает никаких ограничений.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить друг другу, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта.

Помимо ролей, несущих непосредственную общественную на грузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные взаимоотношения людей, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет какие-то функции. Этот слой отношений определяется понятием «межличностная роль». Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах. Зачастую человек вынужден учитывать в своем 130

поведении эту разнообразную па литру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а сразу на несколько групп.

Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: