Недоразвитием

Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, отчётливо обнаруживающимися в снижении активности познавательных процессов, особенно - словесно-логического мышления. Причём имеет место не только отставание от норм, но и глубокое СВОЕОБРАЗИЕ личностных проявлений и всей познавательной сферы. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они ИНЫЕ по основным своим проявлениям.

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребёнка, т.е. его плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологические («ядерные») признаки умственной отсталости.

МЛАДЕНЧЕСТВО

Развитие ребёнка с нарушениями интеллекта с 1-х дней жизни отличается от нормы. У многих детей задерживается появление прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка иногда бывает существенной, захватывающей и второй год жизни.

У всех детей с нарушениями интеллекта отсутствует характерное для здорового ребёнка неудержимое стремление познать окружающий мир, снижена реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и т.д.). У них не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления».

В дальнейшем у детей с нарушениями интеллекта не появляется интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках у взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослым на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения - жестовая. Дети с нарушением интеллекта на 1-ом году жизни не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых, хотя при нормальном развитии это наблюдается уже на 1-ом полугодии жизни.

Нарушение эмоционального контакта со взрослыми сказывается на характере первых действий с предметами - хватании и на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием. У детей с нарушениями интеллекта нет активного хватания, не формируются зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов, а также выделение предметов из ряда других.

У этих детей не формируются своевременно предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, эмоциональное общение со взрослым, развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха связано с тем, что у детей с нарушениями интеллекта, в отличие от нормальных, не возникает своевременно не только лепет, но и гуление.

В целом ребёнок с нарушениями интеллекта к раннему возрасту уже имеет существенные вторичные отклонения в психическом и речевом развитии. Так, к концу 1-го года жизни, наблюдаются: отставание в развитии прямостояния, не сформированность эмоционального общения со взрослым, отсутствие хватания предметов, отсутствие стремления познать окружающий мир, а также не сформированность зрительно-двигательной координации.

Развивающее воздействие ВЗРОСЛОГО, во многих случаях, не осуществляется, и зона ближайшего развития не расширяется. Сензитивный период формирования многих психофизических возможностей упущен.

РАННИЙ ВОЗРАСТ

В начале 2-го года жизни нормально развивающиеся дети начинают самостоятельно ходить. У многих детей с нарушениями интеллекта овладение ходьбой задерживается на длительный срок, иногда и до конца раннего возраста. Кроме этого, их движения, как правило, качественно отличаются от движений детей с нормальным развитием. У них наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений.

Овладение ходьбой оказывает большое влияние на общее психическое развитие ребёнка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии - этап ознакомления с окружающим предметным миром. Подлинного ознакомления у детей с нарушением интеллекта не происходит. У многих из них с овладением ходьбой появляется «полевое поведение», которое можно принять за интерес к окружающему предметному миру: дети хватают в руки всё, что попадает в их поле зрения, но тотчас, же оставляют эти предметы, не проявляя интереса, ни к их свойствам, ни к назначению. Многие из них бросают и те предметы, которые взрослый вкладывает им в руки.

На основе овладения предметными действиями у детей в норме на втором году жизни возникает, а на третьем становится ведущей - ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В результате которой развиваются орудийные и соотносящие действия, происходит усвоение способов употребления орудий.

У детей раннего возраста с нарушениями интеллекта предметная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявляют интереса к предметам, в том числе к игрушкам. Они вообще не берут в руки игрушки, не манипулируют с ними. В других случаях у детей 3-го года жизни появляются манипуляции с предметами. В действительности ребёнок производя эти действия совсем не учитывает свойства их назначения. Кроме того, эти манипуляции перемеживаются неадекватными действиями.

НЕАДЕКВАТНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ - называются такие действия, которые противоречат логике употребления предмета, вступают в конфликт с ролью предмета в предметном мире.

Наличие неадекватных действий - характерная черта ребёнка с нарушениями интеллекта. Их действия с предметами представляют собой манипуляции, которые сходны с манипуляциями более маленьких детей в норме, но при этом они перемеживаются неадекватными действиями.

Характерными особенностями детей с психическим нарушением являются: отсутствие целенаправленной деятельности, вербальное обозначение цели при отсутствии её достижения, равнодушие к результату своего труда, неадекватные действия. Не формируются самостоятельно и другие виды детской деятельности - игра, рисование, зачатки трудовой деятельности, которые при нормальном интеллекте развиваются к концу 3-го года жизни.

У некоторых детей с нарушением интеллекта появляется желание сотрудничать со взрослым, выполнять его требования, а также попытки подражания, которые в дальнейшем могут стать основой для возникновения более осмысленных действий с предметами.

У детей с нарушениями интеллекта раннего возраста отсутствуют необходимые предпосылки, для формирования речи: действия с предметами, эмоциональное общение со взрослым, готовность артикуляционного аппарата и фонематического слуха. Дети не обращают внимание на многие предметы, а, значит, и не запоминают их названий, ещё хуже овладевают названиями действий. У большинства детей с нарушениями интеллекта первые слова в активной речи появляются после 2-х лет. Фраза до трёх лет, как правило, не появляется. Главное заключается в том, что речь ребёнка раннего возраста с нарушениями интеллекта не может служить ни средством общения, ни средством передачи ребёнку общественного опыта. Она также не может принять на себя функцию регуляции его действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: