Выделяют 2 сценария (подхода) к

ПСИХИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПРИ ДЦП:

1. НЕОСЛОЖНЁННЫЙ ИНОЙ ПЕРВИЧНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ИДЕАЛЬНЫЙ ПОДХОД). Дети с ДЦП рассматриваются без какой-либо иной патологии психического развития. К сожалению, такой подход ещё не приобрёл популярности в отечественной науке в связи с трудностью отбора контингента.

ПЕРВИЧНЫМИ при данной патологии - являются моторные, а ВТОРИЧНЫМИ - сенсорнные, т.к. непосредственно связаны с моторикой. Это приводит к отставанию в развитии ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА. Таким образом, ДЦП может быть причиной общего психического недоразвития. И в соответствии с этой линией рассуждений, чем сильнее выражены двигательные нарушения у ребёнка, тем более глубоким должно быть психическое недоразвитие.

На практике это не совсем так. Поскольку СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР является мощным средством профилактики и преодоления вторичных нарушений. Согласно теории Л.С. Выготского, чем далее отстоит вторичный симптом от первичного, тем лучше он поддаётся коррекции. В связи с этим в раннем возрасте, когда сенсомоторное развитие является доминирующим, такие дети всегда отстают в развитии от сверстников. И здесь, действительно, степень двигательных нарушений определяет уровень развития сенсорных функций. Но уже в дошкольном возрасте, когда ребёнку становится доступным накопление представлений, развитие памяти и речи, он начинает догонять своих сверстников и становится значительно менее зависимым в психическом развитии от своих двигательных возможностей. Сенсорное развитие корригируется за счёт организации перцептивных действий. Внимание и память развиваются благодаря специальным тренировкам. Речь и мышление совершенствуется в общении с окружающими и, особенно, в процессе коррекционных занятий. К 7-ми годам такой ребёнок в состоянии усваивать программу массовой школы за исключением тех разделов, которые непосредственно связаны с физическим развитием. Моторные нарушения могут повлиять на способы, приёмы обучения, но не определяют принципиальную способность к усвоению содержания образовательной программы.

К сожалению, далеко не все дети с ДЦП развиваются и по такому сценарию. Многое зависит от объёма поражения ЦНС и связанных с этим возможностей компенсации, от наличия и характера специальной педагогической помощи.

Развитие же эмоционально-волевой сферы и личности ребёнка с ДЦП должно в большей степени подчиняться общим закономерностям и определяться как генетическим фоном, так и социальными факторами.

2. ДЕФЕКТ, ОСЛОЖНЁННЫЙ

Дело в том, что дети, подвергшиеся действию вредоносных факторов на ранних этапах внутриутробного развития, да и любые дети с органическим поражением ЦНС, часто имеют несколько патологий. (Например, ребёнок с диффузным поражением коры головного мозга может иметь и ДЦП, и олигофрению, но это не означает, что умственная отсталость является следствием или симптомом ДЦП).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: