§ 1. Общая характеристика дел, возникающих из
административных и иных публичных правоотношений
Арбитражные суды рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела:
об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 23 АПК РФ);
об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (гл. 24 АПК РФ);
об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 25 АПК РФ);
о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (гл. 26 АПК РФ);
другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Процессуальный порядок рассмотрения перечисленных выше дел установлен в разделе III АПК РФ "Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений".
Концентрация в АПК РФ правовых норм, регулирующих производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в самостоятельный раздел свидетельствует о появлении в арбитражном процессе нового вида судопроизводства.
В АПК РФ 1992 г., 1995 г. лишь перечислялись подведомственные арбитражному суду отдельные категории дел, вытекающие из административных правоотношений (ст. 22 АПК). Эти дела рассматривались по правилам искового производства.
Как отмечает В.М. Шерстюк, "спор о правовой природе дел, возникающих из административных правоотношений в арбитражном суде, идет с 1993 г... Еще тогда в представленном на обсуждение рабочей группы по подготовке проекта АПК в первом варианте системы данного Кодекса был выделен в самостоятельный раздел (подраздел) "Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений". Однако большинство посчитало, что данное производство по своей правовой природе является исковым и нет необходимости выделять его в системе АПК в качестве самостоятельного производства" <*>.
--------------------------------
<*> Шерстюк В.М. Новые положения третьего Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. М., 2003. С. 142.
Дискуссия по проблеме существования самостоятельного производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, наряду с производствами исковым и особым, уже длительное время ведется в науке гражданского процесса <*>.
--------------------------------
<*> См.: Клейнман А.Ф. Вопросы гражданского процесса в связи с судебной практикой // Социалистическая законность. 1946. N 9; Абрамов С.Н. Советский гражданский процесс. М., 1952; Щеглов В.Н. Характер судопроизводства по Закону 11 апреля 1937 г. // Учен. зап. Томского ун-та. Томск, 1957. N 33; Боннер А.Т. Некоторые вопросы производства по делам, возникающим из гражданско-правовых отношений // Правоведение. 1964. N 1; Мельников А.А. Правовое положение личности в советском гражданском процессе. М., 1969; Чечот Д.М. Административная юстиция (теоретические проблемы). М., 1973; Попова Ю.А. Судопроизводство по делам, возникающим из публично-правовых отношений (теоретические проблемы). Краснодар, 2002; Туманова Л.В. Защита публично-правовых интересов в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис.... докт. юрид. наук. СПб., 2002.
Ряд ученых отстаивают точку зрения, согласно которой нет необходимости выделять в самостоятельный вид производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, поскольку отсутствуют существенные отличия от искового производства, а имеющиеся в данных категориях дел процессуальные особенности не носят принципиального характера.
Другие ученые, напротив, полагают, что имеются все необходимые признаки, свидетельствующие о самостоятельности этого вида судопроизводства, а именно:
в отличие от искового производства в производстве по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, отсутствует спор о праве. При рассмотрении дел данной категории суд не разрешает спора о праве, а осуществляет судебный контроль за законностью действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и иных органов, должностных лиц;
участникам конституционных, административных, финансовых, налоговых правоотношений свойственны отношения власти и подчинения, поскольку, с одной стороны, в них выступают орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой - гражданин или организация, таких полномочий не имеющие;
возбуждение дел данной категории осуществляется не путем подачи иска (искового заявления), а путем обжалования или оспаривания, т.е. подачей жалобы или заявления;
лица, участвующие в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, именуются не сторонами, а заявителями, лицами, подающими жалобу, лицами, отвечающими по жалобе, заинтересованными лицами.
При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, по мнению ученых, выступающих за самостоятельность данного вида судопроизводства, не могут применяться некоторые категории искового производства, как-то: мировое соглашение, увеличение или уменьшение исковых требований, отказ от иска, изменение предмета или основания иска, признание иска, встречный иск (встречная жалоба) <*>.
--------------------------------
<*> См. подробнее: Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. С. 261 - 264; Гражданское процессуальное право России / Под ред. М.С. Шакарян. С. 357 - 366; Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. С. 332 - 340; Шерстюк В.М. Указ. соч. С. 143 - 149.
На необходимость оформления производства по делам, возникающим их публичных правоотношений, в самостоятельный вид арбитражного судопроизводства повлияли не только теоретические исследования, но и правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам о возможности и порядке рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, дел об административных правонарушениях <*>, принятие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <**>.
--------------------------------
<*> Постановления КС РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3004; от 28 мая 1999 г. N 9-П // СЗ РФ. 1999. N 23. Ст. 2890.
<**> СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 1; N 44. Ст. 4295; 2003. N 27. Ст. 2700, 2708, 2717; N 46. Ст. 4434; N 50. Ст. 4847, 4855; Российская газета. 2004. 25 авг.
Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными АПК РФ.
Особенности, характеризующие порядок рассмотрения дел административного судопроизводства, определены не только в главах 22 - 26 АПК РФ, но и в других главах Кодекса.
В главе об основных положениях определена форма обращения в арбитражный суд по делам, возникающим из публичных правоотношений, именуемая заявлением (ст. 4 АПК РФ).
В главе о составе арбитражного суда закреплено правило о рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, дел, относящихся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ коллегиальным составом суда (ст. 17 АПК РФ).
В главе о компетенции арбитражных судов определена подведомственность рассматриваемой категории дел (ст. 29 АПК РФ) и установлена подсудность Высшему Арбитражному Суду РФ дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти; дел об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону. Оспариваемые нормативные и ненормативные правовые акты должны затрагивать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 34 АПК).
В главе о лицах, участвующих в деле, и иных участниках арбитражного процесса установлено правило, в соответствии с которым государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 53 АПК РФ). Под публичными интересами понимаются государственные и общественные интересы.
Прокурор вправе обратиться с заявлениями в арбитражный суд по двум категориям дел производства, возникающего из публичных правоотношений: по делам об оспаривании нормативных правовых актов и по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, должностных лиц и иных органов (ст. 52 АПК РФ). Как и в случае с государственными органами, обращение прокурора направлено на защиту государственных и общественных интересов <*>.
--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 2004. N 1. С. 111.
Говоря о субъектах спорного правоотношения, возникающего из публичных правоотношений, необходимо отметить, что однозначно определить их наименование, исходя из содержания ряда норм АПК РФ, не представляется возможным.
В законе употребляются термины "заявитель", "стороны", под которыми понимаются истец и ответчик, "заинтересованное лицо", "лица, участвующие в деле". На практике лицо, подающее заявление, именуется либо "заявитель", либо "истец" (что вряд ли может быть признано правильным), а лицо, отвечающее по заявленному требованию, именуется либо заинтересованным лицом, либо ответчиком (оба наименования не представляются удачными и точно отражающими специфику производства, возникающего из публичных правоотношений).
Было бы правильным решить этот вопрос в ст. 40 АПК РФ о составе лиц, участвующих в деле.
В главе о доказательствах и доказывании арбитражному суду предоставлена возможность истребовать по своей инициативе доказательства по делу, если они не были представлены государственными органами.
В главе о примирительных процедурах и мировом соглашении урегулирован общий порядок заключения, утверждения, исполнения мирового соглашения (гл. 15 АПК).
Особенности административного судопроизводства определены также и в иных федеральных законах, например КоАП РФ.
Непосредственно в разделе III АПК РФ установлены следующие исключения из общих правил искового производства:
сокращенные сроки для обращения в арбитражный суд: в течение трех месяцев по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц - ч. 4 ст. 198; в течение десяти дней по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности - ч. 2 ст. 208;
сокращенные сроки рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений;
особые правила о подсудности дел о привлечении к административной ответственности (ст. 203 АПК) и об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ст. 208 АПК);
обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений, действия (бездействия) органов государства, должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
К особенностям рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, относится и предоставленная сторонам возможность урегулировать спор путем заключения мирового соглашения или с использованием других примирительных процедур (гл. 15 АПК РФ), если иное не установлено федеральным законом (ст. 190 АПК РФ).
При утверждении мирового соглашения необходимо руководствоваться общим правилом, в соответствии с которым соглашение не может быть утверждено арбитражным судом, если оно нарушает права и законные интересы других лиц и его положения противоречат закону.
В комментариях АПК РФ, учебной литературе по арбитражному процессу справедливо указывается на необходимость ограничительного понимания и применения нормы о примирении сторон (ст. 190 АПК РФ). Заключение мирового соглашения невозможно по делам об оспаривании нормативного правового акта, по делам об административных правонарушениях. По делам о взыскании санкций, о признании недействительными ненормативных актов заключение мирового соглашения не исключено <*>. При этом государственные и иные органы, используя примирительные процедуры, не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность <**>.
--------------------------------
<*> Комментарий к АПК РФ / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2003. С. 428; Комментарий к АПК РФ (постатейный) / Под ред. Г.А. Жилина. М., 2003. С. 456; Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. В.В. Ярков. М., 2003. С. 381.
<**> Пункт 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ" // Вестник ВАС РФ. 2003. N 2.
В АПК РФ также предусмотрены особенности судебного разбирательства, принятия и опубликования судебного решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (ст. ст. 194 - 196 АПК РФ), судебного разбирательства и вынесения решения по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц (ст. ст. 200, 201 АПК РФ), рассмотрения и разрешения дел о привлечении к административной ответственности (ст. ст. 205, 206 АПК РФ), судебного разбирательства и вынесения решения по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ст. ст. 210, 211 АПК РФ), судебного рассмотрения и разрешения дел о взыскании обязательных платежей и санкций (ст. ст. 215, 216 АПК РФ).
Таким образом, специфика процессуального регулирования рассмотрения и разрешения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, заключается в том, что эти дела рассматриваются по общим правилам искового производства, с использованием арбитражной процессуальной формы, с учетом ряда норм, содержащихся в общих положениях АПК РФ, процессуальных особенностей, которые установлены в разд. III АПК РФ, и особенностей административного судопроизводства, предусмотренных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
К общим правилам искового производства относятся правила о письменной форме обращения в суд (ст. 125 АПК РФ), рассмотрении вопроса о принятии заявления (ст. ст. 128, 129 АПК РФ), правила подготовки дела к судебному разбирательству и судебного разбирательства (гл. 14, 19 АПК РФ), правила, регулирующие примирительные процедуры (гл. 15 АПК РФ), правила принятия решений и определений арбитражного суда (гл. 20, 21 АПК РФ), правила приостановления производства по делу (гл. 16 АПК РФ), окончания производства по делу без вынесения решения (гл. 17, 18 АПК РФ).
§ 2. Рассмотрение и разрешение дел об оспаривании
нормативных правовых актов
Общая характеристика. Правовые нормы о рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов являются новеллой арбитражного процессуального законодательства.
Если до принятия АПК РФ 2002 г. практически все дела об оспаривании нормативных правовых актов находились в подведомственности судов общей юрисдикции, то в настоящее время в АПК РФ закреплено правило, в соответствии с которым арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, при условии если их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда федеральным законом (ст. 29, ч. 3 ст. 191 АПК РФ) <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ" // Вестник ВАС РФ. 2003. N 2.
На принятие решения о включении в АПК главы об оспаривании нормативных правовых актов повлияло несколько факторов. Во-первых, в нескольких федеральных законах была установлена подведомственность дел данной категории арбитражному суду. Во-вторых, Конституционный Суд РФ в своих Постановлениях от 16 июня 1998 г. N 19-П, от 28 мая 1999 г. N 9-П высказал правовую позицию, согласно которой положения ст. ст. 125, 126, 127 Конституции РФ не исключают возможности осуществления, в том числе арбитражными судами, проверки соответствия перечисленных в ст. 125 (пп. "а" и "б" ч. 2) Конституции РФ нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции РФ <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3004; 1999. N 23. Ст. 2890.
В настоящее время компетенция арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов установлена в следующих федеральных законах.
В соответствии со ст. 7.1 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" с изм. от 7 июля 2003 г. N 125-ФЗ <*> споры, связанные с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Поскольку государственное регулирование данных тарифов осуществляется посредством нормативных правовых актов, то споры, связанные с государственным регулированием, есть не что иное, как оспаривание нормативных правовых актов, принятых соответствующими компетентными органами - Правительством РФ, Федеральной энергетической комиссией РФ, региональными энергетическими комиссиями <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2894.
<**> Вестник ВАС РФ. 2003. N 8. С. 51, 57; N 10. С. 83, 88; 2004. N 7. С. 88; N 8. С. 149.
Споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, рассматриваются в арбитражном суде независимо от того, является ли заявитель субъектом предпринимательской деятельности или нет <*>.
--------------------------------
<*> Определение Президиума Верховного Суда РФ от 4 февраля 2004 г. N 91пв-03 по вопросу о подведомственности рассматриваемой категории дел суду общей юрисдикции // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 7. С. 2 - 3.
Согласно ч. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ <*> судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
<**> Вестник ВАС РФ. 2003. N 6. С. 60; 2004. N 1. С. 107; N 2. С. 92; N 4. С. 103; N 7. С. 36.
К налоговым органам Налоговый кодекс РФ относит Министерство РФ по налогам и сборам (МНС) и его территориальные органы - инспекции МНС (ст. 30 НК).
В 2003 г. из 970 дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражным судом было рассмотрено 340 дел (35% от общего числа) об оспаривании нормативных правовых актов налоговых органов <*>.
--------------------------------
<*> Там же. 2004. N 4. С. 9.
Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов установлена также в ст. 43 ФЗ "О рынке ценных бумаг", в соответствии с которой постановления федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг могут быть обжалованы в арбитражный суд <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, затрагивающие права лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, также могут быть оспорены в арбитражном суде (ст. 5 Таможенного кодекса РФ) <*>.
--------------------------------
<*> Там же. 2003. N 22. Ст. 2066.
Таким образом, арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов только в том случае, если их оспаривание прямо отнесено к подведомственности арбитражного суда федеральным законом. Если такого указания в федеральном законе не содержится, то дела об оспаривании нормативных правовых актов независимо от субъектного состава и характера правоотношения подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции <*>.
--------------------------------
<*> Вместе с тем арбитражными судами в противоречие с требованиями ст. 29 АПК, п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов и в случаях, когда рассмотрение таких дел не отнесено федеральным законом к компетенции арбитражных судов. Имеется в виду оспаривание нормативных правовых актов, принятых представительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, главами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. См.: Вестник ВАС РФ. 2004. N 2. С. 80, 86, 90, 95, 97; N 4. С. 63, 67.
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ дела об оспаривании федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ по мотивам их противоречия Конституции РФ рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации.
Российское законодательство не содержит определения правовых актов вообще и нормативных правовых актов в частности.
Разъяснение по этому вопросу впервые было дано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 5 с изм. от 21 декабря 1993 г., от 25 октября 1996 г., от 25 мая 2000 г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" <*>.
--------------------------------
<*> Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по гражданским делам / Под ред. зам. Председателя Верховного Суда РФ В.М. Жуйкова. М., 1999. С. 550.
После принятия ГПК РФ определение нормативных правовых актов было дано в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 20 января 2003 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ" <*>.
--------------------------------
<*> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 3.
Данное определение учитывается и арбитражными судами при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов.
Более подробная характеристика отличительных признаков нормативных правовых актов имеется в доктрине теории государства и права.
Нормативные правовые акты характеризуются следующими чертами:
издаются или санкционируются органами государства;
содержат обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия;
содержат общие предписания в виде норм права;
рассчитаны на многократное применение;
адресованы неопределенному кругу лиц;
охватывают широкий круг общественных отношений и действуют независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным нормативным актом <*>.
--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 2004. N 3. С. 71.
Следовательно, под нормативными правовыми актами понимаются акты, принятые компетентными органами (органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными органами, должностными лицами), устанавливающими правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Поскольку до последнего времени большинство нормативных правовых актов оспаривалось в судах общей юрисдикции, то и теоретическая разработка проблем, связанных с оспариванием в суде этих актов, велась в рамках отрасли гражданского процессуального права <*>.
--------------------------------
<*> Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. С. 380 - 384; Гражданское процессуальное право России / Под ред. М.С. Шакарян. С. 367 - 377; Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. С. 357 - 361; Формы защиты прав инвесторов в сфере рынка ценных бумаг / Под ред. М.К. Треушникова. С. 91 - 107; Жуйков В.М. Проблемы гражданского процессуального права. С. 113 - 134; Жилин Г.А. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 7. С. 9; Зайцев В.Ю. Некоторые вопросы судебной практики по делам об оспаривании правовых актов // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 3. С. 19.
Возбуждение производства по делу. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим (ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 191 АПК РФ).
В арбитражный суд с таким заявлением вправе обратиться граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, граждане - физические лица - в случае оспаривания нормативного акта, регулирующего тарифы на электрическую и тепловую энергию, и организации, имеющие статус юридического лица <*>.
--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 2004. N 1. С. 107, 116; N 4. С. 103, 107; 2003. N 6. С. 60; N 7. С. 12.
Указанные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта только в том случае, если они считают, что:
а) этот правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
б) нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В арбитражный суд с аналогичным заявлением вправе обратиться также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы <*>.
--------------------------------
<*> Вестник ВАС. 2004. N 1. С. 118, 124, 27; N 4. С. 91.
Такое обращение возможно тогда, когда указанные выше лица и органы полагают, что:
а) оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
б) нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.
Данное положение закона не представляется удачным по своему содержанию, поскольку трудно себе представить, в каком порядке, к какому вышестоящему в порядке подчиненности органу или к должностному лицу будет осуществлено обращение заинтересованного лица об отмене того или иного нормативного правового акта.
Принятие компетентными органами и должностными лицами нормативных правовых актов не предусматривает возможности последующей их отмены каким-либо вышестоящим органом, за исключением суда.
Заявление о признании недействующим нормативного правового акта должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к исковому заявлению: оно должно быть составлено в письменной форме, подписано заявителем или его представителем.
В заявлении должны быть указаны:
наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
наименование заявителя, его местонахождение; если заинтересованным лицом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место работы или дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;
права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом или отдельными его положениями;
название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или отдельные его положения;
требование заявителя о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений недействующими;
перечень прилагаемых документов.
Заявитель в соответствии со ст. 193, ч. 3 ст. 125 АПК обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемые к нему документы, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.
К заявлению необходимо приложить текст оспариваемого нормативного акта, а также:
документы, подтверждающие направление лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов;
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины или право на получение льготы по ее уплате либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
доверенность и иные документы, подтверждающие полномочие на подписание заявления.
В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом ВАС РФ в п. 3 Постановления N 11 от 9 декабря 2002 г., впредь до принятия соответствующего федерального закона государственная пошлина по делам об оспаривании нормативных правовых актов уплачивается в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты иных исковых заявлений неимущественного характера.
Если заявление не отвечает требованиям, предъявляемым к форме и содержанию заявления, не имеет необходимых прилагаемых документов, то арбитражным судом выносится определение об оставлении заявления без движения (ст. 128 АПК РФ).
В случаях, предусмотренных в ст. 129 АПК РФ, заявление о признании нормативного правового акта или отдельных его положений недействующими может быть возвращено заявителю. О возвращении заявления арбитражный суд выносит определение.
Подача в арбитражный суд заявления о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим не приостанавливает действия последнего.
Судебное разбирательство. Рассмотрение арбитражным судом дел о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим имеет ряд особенностей. Существование этих особенностей обусловлено тем, что оспариваемые нормативные акты затрагивают права неопределенного круга лиц и имеют в связи с этим большое публичное значение.
Дела об оспаривании нормативных правовых актов подлежат коллегиальному рассмотрению судом в составе трех судей (ст. ст. 17, 194 АПК РФ).
Для данной категории дел установлены сокращенные сроки их рассмотрения. Дела об оспаривании нормативных правовых актов должны быть рассмотрены в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
Поскольку рассматриваемая категория дел относится к делам, возникающим из публичных правоотношений, то арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей соответствующих органов государства и должностных лиц, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.
За невыполнение указанной обязанности следует применение арбитражным судом санкции в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере 50 минимальных размеров оплаты труда. Наложенный судом штраф взыскивается из личных средств этих должностных лиц в доход федерального бюджета (ст. 119, ч. 3 ст. 194 АПК РФ).
При рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействующим суд проверяет соответствие оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему высшую юридическую силу.
Однако, прежде чем проверять оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие его иным нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу, необходимо проверить:
были ли соблюдены требования ч. 3 ст. 15 Конституции РФ об обязательном официальном опубликовании любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;
прошли ли нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти государственную регистрацию в Министерстве юстиции <*> и отвечают ли они требованиям, установленным Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 <**>.
--------------------------------
<*> Указ Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г.
<**> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражным судом проверяются также полномочия органа или лица, принявшие оспариваемый правовой акт.
В стадии судебного разбирательства дел о признании оспоренного нормативного акта недействующим своеобразно реализуются принципы диспозитивности и состязательности.
В силу большого публичного значения рассматриваемой категории дел арбитражный суд не связан доводами заявителя и проверяет законность оспоренного нормативного правового акта в полном объеме <*>.
--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 2004. N 2. С. 79.
Отказ заявителя от своего требования или признание требования соответствующими органом государства, должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием для арбитражного суда рассмотреть дело по существу.
Обязанность доказать соответствие оспоренного нормативного правового акта иным нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу, наличие у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли этот акт <*>.
--------------------------------
<*> Там же. 2004. N 4. С. 90.
Законная сила судебного решения по делу об оспаривании нормативного правового акта (ее субъективные пределы) распространяется на всех лиц, которых касается действие этого акта, независимо от того, участвовали ли они в деле или нет. Когда имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу, в котором ранее уже проверялась законность нормативного правового акта, арбитражный суд прекращает производство по делу об оспаривании того же акта, но другими заявителями. При этом ссылка заявителей на новые основания, по которым они оспаривают тот же нормативный правовой акт, не может быть принята арбитражным судом во внимание, поскольку суд осуществляет проверку законности оспоренного акта в полном объеме независимо от доводов заявителя <*>.
--------------------------------
<*> См. подробнее: Жуйков В.М. Проблемы гражданского процессуального права. С. 128 - 130.
Решение суда по делу. Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта недействующим принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.
Особенности решения по рассматриваемой категории дел заключаются в следующих чертах (ст. 195 АПК РФ):
арбитражный суд, рассмотрев дело об оспаривании нормативных правовых актов, принимает либо решение о признании оспариваемого акта или его отдельных положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему высшую юридическую силу, либо решение о признании нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему высшую юридическую силу и не действующими полностью или в части.
В резолютивной части решения должны содержаться:
наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, его название, номер, дата принятия акта;
название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому проверен оспариваемый акт;
указание на признание оспариваемого акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и на отказ в удовлетворении заявленного требования или на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Признанные арбитражным судом недействующими нормативный правовой акт или отдельные его положения не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Правовым последствием признания арбитражным судом нормативного правового акта недействующим является установление запрета его применения со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу и возложение обязанности на орган или лицо, принявшими нормативный акт, привести его в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть обжаловано в апелляционном порядке, однако закон допускает обжалование такого решения (за исключением решения Высшего Арбитражного Суда РФ) в кассационном порядке в суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления решения в законную силу (общий срок на кассационное обжалование согласно ст. 276 АПК РФ составляет два месяца).
Копии судебного решения в десятидневный срок с момента принятия этого решения должны быть направлены лицам, участвующим в деле, в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Президенту РФ, в Правительство РФ, Генеральному прокурору РФ, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции РФ.
Направление копий решения по делу в перечисленные выше органы является обязанностью суда. Копии решения могут быть направлены и в иные органы, иным лицам.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию данными изданиями.
Указанное решение должно быть опубликовано в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ" и при необходимости в иных изданиях (ч. 2 ст. 196 АПК).
§ 3. Рассмотрение и разрешение дел
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений
и действий (бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц
Общая характеристика. В форме производства, возникающего из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд рассматривает дела:
а) об оспаривании ненормативных правовых актов;
б) об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов; органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Рассмотрение данной категории дел было и ранее подведомственно арбитражному суду (ст. 22 АПК РФ 1995 г.). Основные показатели работы арбитражных судов Российской Федерации свидетельствуют о постоянном росте таких споров. Так, в 2003 г. арбитражными судами было рассмотрено 57522 дел, что на 46,3% больше, чем в 2002 г.
Субъектами перечисленных споров являются заявитель и лицо, отвечающее по заявленному требованию. В качестве заявителя в арбитражный суд могут обращаться:
юридические лица;
образования, не имеющие статуса юридического лица, например крестьянские (фермерские) хозяйства;
граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
граждане, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, например в случае отказа в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, оспаривания акционером решения органа управления акционерного общества;
прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы.
В качестве лица, отвечающего по заявленному требованию, могут участвовать:
органы государственной власти Российской Федерации;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
органы местного самоуправления, создаваемые в соответствии с Конституцией РФ и другими законодательными актами в городах, сельских поселениях и на других территориях для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
должностные лица;
судебный пристав-исполнитель <*>.
--------------------------------
<*> Лусегенова З.С., Невский И.А. Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в арбитражном суде // Вестник ВАС РФ. 2003. N 11. С. 110.
Поскольку органы законодательной власти издают в основном нормативные акты, то в гл. 24 АПК РФ речь идет в первую очередь об оспаривании ненормативных актов, принимаемых органами и должностными лицами исполнительной власти.
К таким органам относятся Правительство РФ, федеральные министерства, службы, агентства, правительство субъектов РФ (например, администрация области), органы и должностные лица местного самоуправления (например, исполкомы, главы муниципальных образований), государственные органы и должностные лица (таможенные, налоговые органы, органы по управлению государственным имуществом, органы контроля и надзора, например органы санитарного надзора).
Предметом проверки арбитражных судов могут стать и ненормативные акты представительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления <*>.
--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 2004. N 1. С. 75.
Ненормативные правовые акты имеют следующие характерные признаки, отличающие их от нормативных правовых актов:
содержат обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия;
не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера;
обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу;
рассчитаны на строго определенный вид общественных отношений;
действие ненормативного акта прекращается с прекращением существования конкретных общественных отношений.
Под ненормативными правовыми актами понимаются правовые акты, имеющие индивидуальный характер, т.е. устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц.
Ненормативный правовой акт может приниматься указанными выше органами в форме постановления, решения, распоряжения, приказа, предписания, инструкции и др.
Не могут быть объектом рассмотрения арбитражного суда акты проверок, ревизий, резолюции, указания и т.п.
Помимо ненормативных актов арбитражными судами рассматриваются заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, нарушающих права и интересы участников экономической деятельности.
В частности, арбитражные суды рассматривают дела:
по спорам об отказе в государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
по спорам об уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
об оспаривании решений инспекций МНС о привлечении к налоговой ответственности <*>;
--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 2004. N 6. С. 18, 25; N 7. С. 22; N 8. С. 27, 30, 33.
о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц инспекции МНС <*>;
--------------------------------
<*> Там же. 2003. N 7. С. 12; 2004. N 7. С. 30.
об оспаривании постановлений и действий судебных приставов-исполнителей;
о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта;
по спорам, связанным с применением контрольно-кассовых аппаратов;
иные споры.
Преобладающими в рассматриваемой категории дел являются налоговые споры. В 2003 г. с участием налоговых органов арбитражными судами было рассмотрено 444804 споров, возникающих из административных правоотношений, что составило 51,2% от общего количества рассмотренных дел <*>.
--------------------------------
<*> Там же. 2004. N 4. С. 30.
Возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя или отказа в их совершении предусмотрена ст. 90 ФЗ "Об исполнительном производстве" и ч. 1 ст. 329 АПК РФ.
В соответствии с разъяснениями Пленума ВАС РФ, данными в п. 20 Постановления N 11 от 9 декабря 2002 г., ч. 1 ст. 90 ФЗ "Об исполнительном производстве" должна применяться с учетом положений АПК РФ, согласно которым арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются решения, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.
Заявления по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе споры об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи, рассматриваются арбитражными судами в порядке искового производства.
Возбуждение производства по делу. Дела рассматриваемой категории возбуждаются подачей заявления.
Обжалование в арбитражный суд ненормативных правовых актов, действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возможно при соблюдении следующих условий:
действия (бездействие), решения перечисленных выше лиц, по мнению заинтересованных лиц, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
рассмотрение данной категории дел в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Заявление при соблюдении указанных выше условий может быть подано как непосредственно организацией, гражданином - индивидуальным предпринимателем, так и прокурором, государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами. Обращение прокурора, государственных и иных органов осуществляется в защиту государственных и общественных интересов <*>.
--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 2003. N 5. С. 11; N 11. С. 9; 2004. N 1. С. 69; N 7. С. 36.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Если установленный в законе срок на обжалование пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен арбитражным судом.
Заявление подается в письменной форме, содержание заявления должно отвечать некоторым общим требованиям, предъявляемым законом к исковому заявлению, и специальным требованиям, предъявляемым законом непосредственно к заявлению об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц.
В соответствии с законом в заявлении должно быть указано:
наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
наименование заявителя, его местонахождение; если заинтересованным лицом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место работы или дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
наименование государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый ненормативный правовой акт, совершивших оспариваемые действия (бездействие);
название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, решением, действием (бездействием);
законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение, действие (бездействие);
требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В заявлении об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо также указать сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
По ходатайству заявителя действие оспариваемого акта, решения может быть приостановлено арбитражным судом.
К заявлению необходимо приложить текст оспариваемого акта, решения, а также документы, подтверждающие направление лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины или право на получение льготы по ее уплате либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования; копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; доверенность и иные документы, подтверждающие полномочие на подписание заявления.
К заявлению об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства.
По делам о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговому органу необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. В соответствии со ст. 104 НК РФ, прежде чем обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с лица налоговой санкции, установленной Налоговым кодексом, налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик (иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
К заявлению налоговый орган должен приложить документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Если заявление об оспаривании ненормативного акта, решения, действия (бездействия) отвечает всем требованиям, предъявляемым к нему АПК РФ, то оно принимается судом. В противном случае заявление оставляется без рассмотрения, что не лишает заинтересованное лицо права обратиться в арбитражный суд с заявлением после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Судебное разбирательство и принятие решения. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц осуществляется по правилам искового производства с учетом особенностей.
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) соответствующих органов и должностных лиц рассматриваются судьей единолично.
Рассмотрение данных дел осуществляется в срок, не превышающий двух месяцев, а дел об обжаловании действий (бездействия), решений судебного пристава-исполнителя - в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления. В эти сроки включается и срок на подготовку дела к судебному разбирательству.
Суд может признать обязательной явку в суд представителей государственных органов и должностных лиц и вызвать их в судебное заседание. При неявке указанных лиц в судебное заседание суд вправе применить штрафные санкции в размере 50 минимальных размеров оплаты труда. Наложенный судом штраф взыскивается из личных средств этих должностных лиц в доход федерального бюджета (ст. 119, ч. 3 ст. 194 АПК).
При рассмотрении данной категории дел специфически действует принцип состязательности:
обязанность доказать соответствие оспоренного ненормативного правового акта закону или иным нормативным правовым актам, законность принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение, совершили действие либо допустили бездействие <*>;
--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 2004. N 1. С. 130.
в случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может их истребовать по своей инициативе.
Решение, принимаемое арбитражным судом по делам рассматриваемой категории, должно отвечать как общим, так и специальным требованиям, установленным в законе.
В решении по делу арбитражный суд должен четко указать, соответствует ли закону или иным нормативным правовым актам оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) и были ли нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае признания оспоренного акта, решения, действия (бездействия) незаконными, арбитражный суд должен в резолютивной части решения указать на это и обязать соответствующий орган, должностное лицо в установленный судом срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения или каким-либо иным образом.
В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органами или лицами об исполнении решения.
Решение суда по рассматриваемой категории дел подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Признанный судом недействительным полностью или в части ненормативный правовой акт не подлежит применению со дня принятия об этом судебного решения.
Поскольку в законе не установлены особенности, связанные с обжалованием решения суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (в отличие от дел об оспаривании нормативных правовых актов), то данное решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном, а затем кассационном порядке.
§ 4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Общая характеристика. Арбитражным судам подведомственна новая категория дел - об административных правонарушениях <*>. Арбитражный суд рассматривает такие дела, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
--------------------------------
<*> В 2003 г. арбитражными судами было рассмотрено 31037 дел об административных правонарушениях, что в 3,5 раза больше, чем в 2002 г. // Вестник ВАС РФ. 2004. N 4.
Таким законом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый 20 декабря 2001 г. и введенный в действие с 1 июля 2002 г.
По некоторым вопросам применения норм КоАП Пленумом ВАС РФ были даны разъяснения, изложенные в соответствующих постановлениях. Среди них - Постановление N 2 от 27 января 2003 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Постановление N 16 от 31 июля 2003 г. "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин", Постановление N 10 от 2 июня 2004 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Согласно нормам КоАП арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности (абз. 3 ч. 3 ст. 23.1) и дела об обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 30.1).
В первом случае арбитражные суды действуют в качестве судов первой инстанции, т.е. рассматривают дело по существу, во втором случае - в качестве судов проверочной инстанции, осуществляя проверку решения соответствующего административного органа о привлечении лица к административной ответственности.
Как отмечал О.В. Бойков, подведомственность арбитражным судам административных дел, рассматриваемых в порядке обжалования постановлений иных органов, определена по традиционному субъектному признаку: постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, обжалуются в арбитражный суд. Разграничение же подведомственности дел об административных правонарушениях, рассматриваемых непосредственно судьями, осуществляется главным образом по содержательному признаку, а именно по характеру правонарушения. Поскольку указанный критерий носит оценочный характер, то распределение составов правонарушений между судебными юрисдикциями имеет в ряде случаев достаточно произвольный характер <*>.
--------------------------------
<*> Бойков О.В. Становление правосудия в административных отношениях экономической сферы // Вестник ВАС РФ. 2002. N 5. Приложение. С. 48.
Разрешая вопрос о соотношении норм АПК и КоАП при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, Пленум ВАС РФ разъяснил, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.
Это касается наименования категорий дел (§ 1 и § 2 гл. 25), оснований возбуждения производства по делам (ч. 2 ст. 202 и ч. 2 ст. 207 АПК РФ), наименования и содержания судебных актов суда первой инстанции (ст. 206 и ст. 211 АПК РФ), составления протокола судебного заседания (ст. 155 АПК РФ), сроков направления лицам, участвующим в деле, копий судебных актов (ч. 5 ст. 206 и ч. 6 ст. 211 АПК РФ).
В то же время при определении в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе срока предъявления его к исполнению судам необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 31.9 КоАП, согласно которым постановление о назначении административного наказания (в данном случае таковым является судебный акт арбитражного суда о привлечении к административной ответственности) может быть приведено в исполнение лишь в течение года со дня его вступления в законную силу (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10).
Принимая во внимание сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленные ч. 1 ст. 205 и ч. 1 ст. 210 АПК РФ, и невозможность в связи с этим извещения участников арбитражного процесса о времени и месте судебного заседания не позднее чем за 15 дней до его начала, судам при наличии соответствующих сведений об участниках арбитражного процесса следует руководствоваться ч. 3 ст. 121 АПК РФ, позволяющей в случаях, не терпящих отлагательства, известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. Необходимые для уведомления контактные телефоны лица, привлекаемого к административной ответственности, могут содержаться в заявлении и приложенных к нему материалах.
При извещении с использованием указанных средств связи адресату должны быть сообщены все сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 121 АПК РФ (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 2 июня 2004 г.).
Пленум ВАС РФ также обратил внимание судов на специфику применения норм АПК, регулирующих порядок подготовки дела к судебному разбирательству. Поскольку по делам об административных правонарушениях применяются положения АПК о сокращенных сроках их рассмотрения, то необходимость осуществления конкретных действий по подготовке дела к судебному разбирательству определяется судьей.
В связи с этим в определении о принятии заявления и о подготовке дела к судебному разбирательству может быть указано не только на действия по подготовке, предусмотренные ст. 135 АПК, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, сроки их совершения, но также и на время и место проведения судебного разбирательства (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 2 июня 2004 г.).
При рассмотрении дел об административных правонарушениях важное значение имеет протокол об административном правонарушении.
Предусмотренный ст. 28.2 КоАП порядок составления протокола об административном правонарушении предоставляет ряд гарантий защиты прав лицам, в отно