double arrow

Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива


Руководитель стоит в центре деловых отношений, является их главенствующим началом. Он одновременно является лидером и управляющим своими подчиненными. Это человек, на котором лежит ответственность за координацию действий всех сфер на предприятии. Руководитель определяет цели деятельности коллектива, основные нравственные ориентиры и ценности, важные для осуществления деятельности своих социальных и производственных функций работниками.

В науке существуют различные подходы к выделению нравственных и профессиональных качеств руководителя-менеджера. Рассмотрим некоторые из них.

Основоположник Таллиннской школы управления персоналом В.Тарасов в качестве основных ценностей менеджера выделяет следующие:

1. избрание своего собственного пути развития предприятия, организации своей цели, которая может лежать и за пределами деятельности предприятия. Например, деятельность в области социально ответственной: благотворительная деятельность, защита окружающей среды и т.д. В профессиональной деятельности менеджер должен ставить не только задачи предприятию, но и себе – так складывается личная карьера. ("Ставьте большие цели – не промахнетесь!").




2. строительство горизонтальной карьеры: получениезнаний, правильное использование информации, капитала, совершенствование профессионализма. Научно-технический прогресс постоянно продуцирует новые знания, идеи, технологии. Принято считать, что примерно каждые 5 лет наши знания устаревают, и мы нуждаемся в повышении квалификации (обновлении знаний). Современные ученые говорят о том, что мы переживаем период перехода от культуры индустриального общества к культуре информационного общества. И действительно, информация в нашей жизни занимает все большее место. Американский философ бизнеса Джимм Ронн (около 2-х лет работавший с компанией Herbalife, а до этого подымавший General Motors и Coca Cola), разрабатывая философию успеха говорит, что богатым становится тот, кто умеет накапливать, нарабатывать и использовать информацию. "Миром владеет тот, кто владеет информацией". Дифференциация видов деятельности не позволяет отдельному человеку обладать всей полнотой знаний об обществе и процессах, которые в нем происходят. Поэтому с информацией нужно работать избирательно, дозированно.

3. руководитель должен научиться управлять из любой точки, но управлять не административными, а интеллектуальными методами. Если не получается управлять, значит знаний недостаточно.

4. руководитель управляет без жалоб и просьб. Как только начинает просить – теряет независимость, жаловаться – теряет свое лицо и лицо фирмы. Жалобы и просьбы можно использовать лишь как элемент игры для получения информации, но не с помощью шантажа и вымогательства, а более этичными методами. Элемент игры состоит в том, чтобы получить информацию не силой и принуждением, а добровольно. Подобное манипулирование не оскорбляет чувств и нравственных принципов личности партнера, конкурента;



5. научиться не делать ошибок через "радость неудач". Человек первым узнает о своей неудаче. Его "звездный час" наступает тогда, когда он может скрыть ее от окружающих и извлечь уроки. Научиться чему-либо на чужом опыте практически невозможно, но при этом не стоит бояться совершать ошибки; ошибка – тоже результат, и часто – положительный (урок). Главное для руководителя – сделать правильные выводы и постараться в дальнейшем не допускать подобных ошибок.

Принятие этих 5 базовых ценностей и их реализация в деятельности по управлению коллективом поможет руководителю возвыситься, стать уважаемой и авторитетной личностью.

В японской системе менеджмента выделяют две шкалы основных качеств менеджера:

Нравственные качества личности менеджера Профессиональные качества менеджера
1. Высокоразвитое чувство собственного достоинства, уважение к людям. 2. Отсутствие подхалимства, льстивого преклонения перед другими. 3. Чистота помыслов. Воля в достижении цели. 4. Нетерпимость к фальши, искусственности, наигранной изысканности. 5. Естественность поведения в любой ситуации. 6. Коммуникативность, чуткость, умение работать с людьми. 7. Терпимость, уважение человеческого достоинства. 8. Честность, нравственная чистота. 9. Развитое чувство прекрасного, гармонии с природой и людьми. 1. Верность делу 2. Высокая исполнительская дисциплина. 3. Способность находить выход из экстремальных ситуаций. 4. Помнить об исчерпаемости природных ресурсов. 5. Способность при наименьших затратах достигать наибольших результатов. 6. Умение получать совершенное из простейших форм. 7. Чувство нового (терять интерес к продукту, который перестал быть новым). 8. Нельзя жить как лягушка на дне родника. Расширяй свое мировоззрение и культуру. 9. Высочайший уровень профессиональных знаний и умений. Владеть современными достижениями науки и технологии.

Таким образом, идеальный менеджер – это сумма 9 личностных нравственных и 9 профессиональных качеств менеджера.



Современный менеджмент направлен прежде всего на личность работника, на человеческий фактор, отдавая ему предпочтение производительным силам материального и технического порядка. Это требует от руководителя любого ранга знаний этики и психологии человеческих отношений в целом и служебных отношений в частности. Чтобы стать настоящим менеджером, необходимо обладать способностью и умением работать с людьми. Ли Яккока, выдающийся менеджер современности, спасший от банкротства автомобильную корпорацию "Крайслер", говорил: "Ведь не с собаками, не с обезьянами имеет дело менеджер, а с людьми, только с людьми. Если он не способен правильно строить отношения с себе подобными, то какой от него прок компании? Его единственное назначение в качестве руководителя – это побуждать к деятельности других людей. Если у него нет умения работать с людьми, следовательно, он не на своем месте".

Нравственность менеджера во многом определяется этическими кодексами фирм, организаций (уважение к власти, целеустремленность, единство слова и дела, отдых и здоровье, уважение к старшим, человеческое достоинство, крепкие семейные отношения, уважение к праву частной собственности и др.)

Вместе с принятием этических кодексов компании в странах с развитой рыночной экономикой предпринимаются попытки создания универсальных кодексов поведения руководителей. Так, например, на Третьем Европейском симпозиуме по менеджменту (1973, Давос) был принят кодекс поведения менеджеров предприятий, где основными этическими нормами признаны следующие:

· руководитель должен помнить, что его личный пример является важнейшим средством влияния на подчиненных; не допускать расхождения слова и дела;

· менеджеру следует избегать предубеждений, необходимо быть объективным и справедливым в общении с людьми;

· прежде чем наказывать работников нужно выяснить причины недобросовестного отношения к делу;

· руководитель должен быть доступным для подчиненных, не допускать дискриминации по политической, религиозной, национальной принадлежности;

· для установления морально-психологического климата в коллективе поддерживать контакты с неформальными лидерами, влияющими на поведение работников, стремиться вместе с ними решать возникающие проблемы, конфликтные ситуации;

· руководитель должен соблюдать нормы и правила делового этикета;

· следить за своим внешним видом, порядком в офисе, служебном кабинете, на рабочем столе;

· выполняя предпринимательские функции, не бояться идти на риск, брать на себя ответственность за предпринимаемые действия;

· иметь волевой характер, добиваться поставленных целей;

· уметь отдыхать, заботиться о своем здоровье, строить крепкие семейные отношения.

Таким образом, можно сказать, что на формирование нравственного климата в коллективе огромное влияние имеет личный пример руководителя. По этому поводу Конфуций сказал: "Если личное поведение тех, кто стоит наверху правильно – дела идут, хотя не отдают приказов. Если личное поведение тех, кто стоит наверху – неправильно, хотя и приказывают, народ не повинуется".