Понятие и виды этикета

Внутренняя культура человека, основанная на нравственных принципах, ценностях, качествах, личности, проявляется в конкретных поступках, поведении людей в различных сферах жизни, и особенно – в деловой, так как является составной частью профессиональных качеств менеджера, управленца.

Термин «этикет» (с фр. – l'etiquette) – это форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.

Требования современного этикета складывались на протяжении многих веков и являются обобщённым опытом многих поколений людей. Правила этикета носят универсальный, международный характер, хотя этикет каждой страны может иметь свои существенные особенности, обусловленные историческими, национальными, религиозными и другими традициями и обычаями.

Особенностью этикета является сочетание формальных правил поведения в заранее определённых ситуациях со здравым смыслом, рациональностью и полезностью вложенного в них содержания.

Практическое значение этикета состоит в том, что он даёт возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.

Этикет – это особый язык общения, дающий возможность, поддерживая суверенитет каждой личности, достичь взаимопонимания, формировать ту ауру человеческой культуры, в которой только и может нормально существовать и развиваться личность.

Различают несколько видов этикета:

1.Придворный этикет – строго установленный порядок и формы обхождения при дворах монархов и в светском обществе стран с монархической формой правления.

2.Воинский этикет – свод общепринятых правил в армейской жизни, манеры поведения военнослужащих во всех сферах их жизни.

3.Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц в отношениях друг с другом и на различных официальных, дипломатических мероприятиях (приёмы, визиты, презентации, переговоры и т.д.).

4.Общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых в общении между собой частными лицами данного общества.

5. Деловой этикет.

Большинство правил общегражданского и делового этикета совпадают. Однако строгому соблюдению правил этикета в деловом мире придаётся большое значение.

В странах с развитой рыночной экономикой деловой этикет и тесно связанный с ним деловой имидж занимают в предпринимательской деятельности значительное место. Например, в США функционирует около 400 консультационных фирм по имиджу. В Японии на обучение этикету и на проведение консультаций для служащих по вопросам этикета ежегодно тратится около 700 млн. долларов.

Под имиджем понимается целенаправленно сформированный образ делового человека или фирмы, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определённое воздействие на окружающих. Имидж создаётся для популяризации, рекламной деятельности деловых людей, продукции, услуг компаний.

Естественно, что хорошее значение и выполнение норм этикета формируют положительный имидж, а игнорирование правил этикета вызывает отрицательное отношение к деловому человеку. От имиджа во многом зависят стремление и желание иметь дело, сотрудничать с тем или иным деловым человеком, фирмой.

Таким образом, деловой этикет регулирует поведение людей, связанное с ними служебных обязанностей, с решением вопроса бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: