Этикет служебных отношений

Взаимоотношения коллег на работе, начальника и подчинённого, чиновника и посетителя предполагает прежде всего соблюдение основных правил этикета и норм общечеловеческой морали и нравственности.

Но соблюдение основополагающих правил этикета не является самоцелью: во главу угла должна быть поставлена деловая целесообразность. Другими словами, этикет не должен мешать работе, выполнению задач, которые стоят перед трудовым коллективом.

Воспитанный человек и на службе пропустит женщину вперёд, придержит перед ней дверь, воздержится от употребления грубых слов, ненормированной лексики. Встанет (не устоявшаяся норма), если женщина подошла к нему с каким-то вопросом, предложит ей сесть.

Но мужчина может и не отрываться от дела, для того, чтобы подать женщине – сотруднице пальто, когда она уходит из учреждения. Если же он оказался рядом с сотрудницей в гардеробе, то должен помочь ей одеться.

Сотрудникам, если они сидят, не нужно подниматься с места, отвечая на приветствия начальника.

Одним из требований служебного этикета является требование содержать в чистоте и порядке своё рабочее место. Кофейные чашки, бутерброды, шляпы, полиэтиленовые пакеты и женские сумочки, пудреницы, популярные журналы неуместны на столе сотрудника солидной фирмы.

Ничуть не противоречит служебному этикету традиция отмечать различные праздники, дни рождения на работе. Правда не рекомендуется принудительно собирать деньги на подарок, если не все хотят участвовать в торжестве.

Именинник, со своей стороны, угощает сотрудников пирожным, тортом, конфетами, кофе, коньяком. Не принято устраивать роскошные трапезы, ибо это обязывает следующего именинника обеспечить столь же дорогое угощение, но не всем это по карману. Поэтому лучше будет, когда в коллективе отмечаются праздники с каким-нибудь традиционным, стандартным, недорогим набором угощений.

Подаренные вам цветы не нужно оставлять в офисе – уносите их домой. А подарками – лакомствами тут же угостите своих коллег.

Посетитель не обязан стучаться в офис. Официальное помещение должно быть открыто для всех. Что касается отдельного кабинета официального лица, то лучше всё же предупредить хозяина о своём приходе.

В сфере деловых отношений существуют определённые требования к одежде.

Многим кажется, что внешний вид – ничто, в сравнении с внутренними достоинствами человека. Но психологи утверждают, что манера одеваться определяет индивидуальные психологические особенности личности.

Во все времена одежда выражала принадлежность к той или иной социальной группе, касте, конфессии или профессии. Сейчас, в развитых странах, предприниматели придают очень большое внимание внешнему виду своих сотрудников и деловых партнёров.

Мужчины для официальных приёмов чаще всего используют фрак и смокинг, но в некоторых случаях уместно использовать и повседневный костюм. Основные требования к костюму – неяркий цвет. Важно, чтобы он был незаношенным, безукоризненно чистым, тщательно отглаженным, дополненным свежей рубашкой и подходящим галстуком. Пиджак необходимо одевать при любых визитах. Нижняя пуговица пиджака не застёгивается никогда, остальные – должны всегда быть застёгнуты. Снимать пиджак на официальных мероприятиях можно после того, как это сделал хозяин, почётный гость, т.е. первое лицо на приёме.

На официальном приёме женщине можно появиться в шерстяной юбке с блузой, в платье обычной длины, костюме. Фасон должен быть строгий, рукава длинные, вырез – небольшой.

Платье и аксессуары должны быть выдержаны в одной цветовой гамме. Не следует соединять более двух цветов. Аксессуаров дополнительного цвета должно быть не больше двух. На официальном приёме женщина может не снимать шляпу. К вечернему платью шляпу не надевают. Нельзя появляться на торжественном мероприятии без чулок, даже если очень жарко. Повседневная одежда деловой женщины как правило выдержана в классическом стиле. Цвета приглушенные.

Огромное значение в общении играет знание правил приветствия и знакомства.

Этикет – это особый язык общения, дающий возможность, поддерживая суверенитет каждой личности, достичь взаимопонимания, формировать ту ауру человеческой культуры, в которой только и может нормально существовать и развиваться личность.

Практически вся наша жизнь – это встречи и общение со многими людьми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношение с людьми, и результаты нашей работы.

Уже тем, как люди здороваются, они показывают своё отношение. Формы приветствия могут быть разными, но общий смысл – доброжелательство: пожелания здоровья, счастья, успехов.

Этикетные правила рекомендуют, встречая знакомого несколько раз в течение дня, можно использовать все вежливые формировки приветствий или, если все они уже исчерпаны, можно просто улыбнуться, вежливо кивнуть головой. Но не следует отворачиваться и делать вид, что вы его не заметили. Серванти справедливо и остроумно заметил: «по части учтивости лучше пересолить, чем недосолить».

Согласно правилам этикета, молодой человек первым здоровается с женщинами, со старшими по возрасту и положению. Но руку при этом протягивать не следует. Инициатива принадлежит им. Входящий в помещение, где уже находятся люди здоровается первым. Когда встречаются люди равного статуса, первым здоровается тот, кто лучше воспитан.

Считается признаком хорошего тона кланяться человеку, который приветствует вашего спутника. Если вас приветствует незнакомый человек, то ответьте ему тем же, может быть, вы его не узнали.

Если вы постоянный посетитель, желательно здороваться с работниками сферы обслуживания. При этом первым здоровается тот, кто входит в помещение или подходит к столу. Считается совершенно недопустимым, когда к работникам сферы обслуживания обращаются на каком-то жаргоне, фамильярно (например, «эй шэф», «красавица» и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: