Содержание 7 страница

Зачетные единицы могут набираться студентами по следующей тарифной сетке: посещение лекции – 2, посещение семинара – 1, выступление на семинаре – 1–2, доклад – 2–3, содоклад – 1–2, контрольные письменные работы, программированный контроль – 1–2, участие в деловой игре – 3.Практическое применение системы «зачетных единиц» давало студентам срочную и достаточно объективную информацию, характеризующую успешность их аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности. Количество набранных зачетных единиц по отдельным модулям сообщается студентам два раза в месяц. Кроме этого многие студенты еженедельно подсчитывали набранные суммы и знали, как оцениваются их успехи задолго до экзаменов. Основные показатели эффективности применения были получены после проведения экзаменационной сессии.

Для разработки рейтингового контроля СРС необходимо ре­шить две группы задач.

По содержанию: проанализировать содержание, выделить темы, разделы, основные законы и понятия, знание которых обязательно для целостного восприятия предмета, а также уров­ни усвоения содержания. Для каждого уровня указать конкрет­ное содержание и степень владения им.

По деятельности: проанализировать каждый вид деятель­ности, представить его как совокупность последовательных опе­раций. Установить три уровня исполнения каждой операции и сформулировать критерии оценки каждого уровня и представле­ния результатов, соответствующих этим уровням.

Целью введения рейтинговой системы оценки успеваемости студентов является комплексная оценка качества учебной работы студентов в процессе обучения по программам высшего профессионального образования.

Главные задачи рейтинговой системы контроля:

- повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;

- повышение уровня организации образовательного процесса в вузе.

Преимущества рейтинговой системы:

- возможность организовать и поддерживать ритмичную систематическую работу студентов в течение всего семестра;

- контроль учебной деятельности не носит директивного характера и студенты охотно «зарабатывают» баллы за приобретенные знания и умения;

- повышение посещаемости и уровня дисциплины на занятиях; студентам «выгодно» посещать занятия;

- акцент на психологические особенности молодежной аудитории; уменьшение «сессионного стресса»;

- предсказуемость итоговой оценки, студенты сознательно подходят к ее достижению, и, как следствие, система становится привлекательной для студентов;

- стимулирование творческого отношения к работе как студентов, так и преподавателей.

Основные принципы функционирования рейтинговой системы оценки успеваемости студентов

«Идеальный студент» – это виртуальная личность, которая «присутствует» в каждой группе, и на всех контрольных мероприятиях «получает» максимально возможные оценки, по какой бы шкале они ни выставлялись – пятибалльной, десятибалльной, стобалльной или др. «Идеальный студент» – это модель студента, который осваивает учебный план во всей полноте. Сравнивая с его «достижениями» достижения настоящих студентов, преподаватель имеет возможность оценить степень освоения каждым конкретным студентом содержания учебной дисциплины.

Текущая рейтинговая оценка идеального студента, всегда выполняющего требования учебного плана, в течение всего семестра равна 100%.

Рейтинговая оценка вычисляется после каждого очередного контрольного мероприятия. Необходимое число контрольных мероприятий в семестре определяется кафедрой и преподавателем, ведущим дисциплину, но оно не должно быть менее четырех.

Базовым документом, определяющим работу преподавателя и студентов в семестре, является рейтинг-план. Перед началом семестра наиболее опытные методисты и преподаватели кафедры совместно с преподавателем, ведущим дисциплину, разрабатывают рейтинг-план по дисциплине на учебный семестр. В нем определяется соотношение видов учебной деятельности студента, учитываемых в рейтинговой оценке по данной дисциплине, шкалы текущих оценок и календарный план контрольных мероприятий по дисциплине.

Форма контроля учебной деятельности студентов определяется преподавателем в зависимости от вида занятий, предусмотренных рабочим учебным планом:

- для лабораторных занятий – традиционная проверка отчетов, оценка выполненных заданий и др.;

- для практических (семинарских) занятий – оценка выступления, решения задач, выполнения контрольных работ (в том числе тестирование) и др.;

- для лекций – тестовая оценка знаний студентов (бланковое тестирование на лекционном занятии или компьютерное тестирование в установленное преподавателем время), коллоквиум, экспресс-опрос и др.

Итоговая рейтинговая оценка в конце семестра служит основанием для аттестации или неаттестации студента по данной дисциплине без проведения традиционной сессии. Соотношение рейтинговой и традиционной оценки по дисциплине для аттестации по экзамену/зачету определяется институтом/факультетом.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения
на семинарских занятиях

1. Основные прин­ципы педагогического контроля в российской высшей школе.

2. Проверка и оцениваниезнаний в высшей школе.

3. Виды и формы проверки знаний.

4. Рейтинговый контроль.

5. Тестовый контроль знаний. Виды и формы тестовых заданий.

6. Правила составления тестовых заданий.

Темы рефератов

1. Пути повышения объективности педагогического контроля.

2. Тест как система заданий для объективной оценки уровня и структуры знаний студентов.

3. Диагностика и коррекция знаний в высшей школе.

4. Государственный контроль за деятельностью высшего учебного заведения. Лицензирование. Государственная аттестация. Государственная аккредитация.

Литература

1. Голубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. – М.,1989.

2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / под ред. М. В. Булановой-Топорковой, – Ростов н /Дону, 2002.

3. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие / под ред. А. А. Деркача, – М.:, 2005.

Глава 7. Управление познавательными процессами и учебными мотивами студентов

7.1. Возрастная характеристика познавательной
деятельности студентов

Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т. е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, восприятия, представления, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т. д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен. В разных вузах эти уровни слегка различаются, но в общем они близки между собой, даже если сравнивать столичные и периферийные вузы, так называемые престижные и непрестижные профессии.

Для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта, превышающим вербальный в среднем на 16 условных единиц интеллекта. Гуманитарии должны характеризоваться широтой познавательных интересов, эрудированностью, хорошо владеть языком, иметь богатый словарный запас, уметь правильно его использовать, точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление. Специалисты технического и естественного профиля чаще обращаются к предметному и конкретному миру вещей.

Молодые люди, претендующие на поступление на естественные факультеты, должны обладать в первую очередь высокоразвитым логическим и абстрактным мышлением, способностью произвольно управлять собственными мыслительными процессами, т. е. быстро и активно сосредоточиваться на интересующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального. Последнее возможно лишь при наличии высокой степени концентрации внимания. Строгость и логичность мышления должна быть у них безупречной.

Студенты естественных специальностей отличаются повышенной серьезностью и независимостью суждений. Однако им присущ низкий уровень коммуникативных способностей. Интровертированность личности высокозначимо коррелирует с уровнем успеваемости студентов математиков.

Ведущие компоненты в структуре умственных способностей будущих инженеров – высокий уровень развития пространственных представлений и высокая скорость мышления. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т. е. действенно-практического интеллекта.

7.2. Формирование логического и теоретического
мышления

Формирование теоретического сознания и мышления является результатом учебной деятельности студентов.

Обучение студентов – это воздействие на их психику и дея­тельность с целью вооружения знаниями, умениями, навыка­ми. Однако последние не исчерпывают результатов обучения. В ходе обучения на основе его содержания развиваются различ­ные стороны психики студентов, формируется личность буду­щего специалиста в целом. Обучение имеет непосредственное значение для совершенствования научного мировоззрения, раз­вития интеллектуальных и профессиональных качеств.

Характер и количество знаний определяются требованиями современного производства, трудовой деятельности к уровню подготовленности и развития личности специалиста опре­деленного профиля.

Знания, умения, навыки в области своей профессии – стерж­невая часть подготовки и развития студента.

По определению Т. В. Габай, учебная деятельность есть со­ставная деятельность, включающая две подсистемы, или дея­тельности. Первая – основной функциональный ее компонент, который рассматривается как подсистема, или деятельность-уче­ние, другая подсистема – деятельно­сть обучения. Деятельность учения – «чистый» акт познания, реализуемый учащимися через усвоение наличного опыта. Дея­тельность обучения направлена на обеспечение условий успеш­ного осуществления деятельности учения.

Учение как деятельность имеет место там, где действия че­ловека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение – специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени раз­вития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, во­ображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).

Главной характеристикой деятельности является ее предмет­ность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован опре­деленный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляет­ся предметная деятельность.

Другая характеристика деятельности – ее социальная, об­щественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной форме), к деятельности индивидуальной (внутренней) составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, установки).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, сим­волы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения дея­тельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправлена, подчи­нена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятель­ность, он определяет смысл того, что делает человек.

Наконец, деятельность всегда носит продуктивный харак­тер, т. е. ее результатом являются преобразования как во внеш­нем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, спо­собностях и т. д. В зависимости от того, какие изменения игра­ют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выде­ляются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.).

Оригинальную концепцию учебной деятельности предложил В. В. Давыдов. В процессе освоения учебной деятельности че­ловек воспроизводит не только знания и умения, но и саму спо­собность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.

Для преподавателя высшей школы представляет интерес не столько анализ строения учебной деятельности, сколько проблема ее адекватного формирования у студентов (прежде всего на младших курсах). Т. е. речь идет о том, что надо научить студентов учиться. Самая большая сложность состоит в самостоятельном отборе содержательного материала, подлежащего усвоению.

Как показали исследования О. Е. Мальской, проведенные на первых курсах, при стихийном формировании учебной дея­тельности студенты слабо дифференцируют ее компоненты от конкретного содержания учебного материала и ситуаций его ус­воения. До 70% студентов первого курса не используют прием систематизации материала для его лучшего понимания.

Установлен фазовый характер учебной деятельности. В пер­вой фазе происходит осмысление создавшейся ситуации, повы­шается общая готовность к выполнению длительной умствен­ной работы, усиливается организованность. Это связано в пер­вую очередь с формированием установки на объект изучения с приспособлением познавательного и чувственного уровней к новому виду деятельности. В этой фазе отмечается выработка таких качеств, как трудолюбие, настойчивость в достижении цели, внимательность, самоорганизованность, любознательность и т. д. Возникает интерес к изучению тех или иных наук.

Следующая фаза – период устойчивой адаптации, когда цель полностью осознана и появляются предпосылки для ее реализа­ции, вся система уровней деятельности приходит в соответствие с основной целью обучения. В этой фазе формируются качества, характеризующие выработку у студентов общих профессио­нальных умений, необходимых будущему специалисту, разви­вается чувство собственного достоинства, чувство общественно­го долга.

В процессе обучения главное внимание должно быть обра­щено на организацию деятельности студентов в тех ее видах, формах и способах, которые представляют собой новую страте­гию подготовки специалистов – не только формирование тео­ретического мышления, но и целенаправленное формирование профессиональной подготовленности для работы в условиях современного производства.

Развитие творческого мышления студента

1. Развивать воображение и не подавлять склонность к фанта­зированию, даже если оно иногда граничит с «выдаванием» выдумки за истину.

2. Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их. В этом мо­гут помочь специальные задачи из психологического прак­тикума, содержащие противоречия в картинках, рассказах и т. п. При этом само противоречие, даже формально-логи­ческое, отнюдь не должно отождествляться с ошибкой, ко­торую просто надо исправить. Основная роль противоречий в мыслительной деятельности состоит в их способности слу­жить источником новых вопросов и гипотез.

3. Чаще использовать в обучении задачи так называемого от­крытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать. Сама по себе тренировка в продуцировании возможных решений (гипо­тез) существенно повышает показатели беглости, гибкости и оригинальности мышления.

4. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливает веру уча­щегося в свою способность к таким открытиям.

5. Весьма полезным для развития творческого мышления яв­ляется обучение специальным эвристическим приемам ре­шения задач различного типа.

6. Важнейшим условием развития творчества студентов явля­ется совместная с преподавателем исследовательская деятель­ность. Она возможна лишь в ситуации, когда решается за­дача, ответа на которую не знает ни студент, ни преподава­тель. В этих условиях задача превращается из учебной в ре­альную научную или производственную проблему.

7. Всячески поощрять стремление человека любого возраста быть самим собой, умение слушать свое «Я» и действовать в соответствии с его «советами». Для этого на всех этапах обу­чения преподаватель должен не просто декларировать свое уважение к личности ученика, но и реально чувствовать, пе­реживать ценность каждой личности.

7.3. Особенности формирования внутренней учебной
мотивации студентов

Од­ним из главных факторов низкой успеваемости и большого от­сева студентов является отсутствие у них желания учиться и работать по избранной ими специальности. Слабая профессио­нальная направленность и низкий уровень учебной мотивации занимают второе место в ряду причин отсева студентов. Значи­мыми факторами формирования положительного отношения к профессии являются ее общественная важность и соответствие индивидуальным способностям и склонностям студентов.

К фак­торам, снижающим удовлетворенность профессией, относятся низкий заработок, длительность рабочего дня, возможность физического и нервного переутомления. Дополнительными не­гативными сторонами профессий, приобретаемых на техниче­ских факультетах, являются необходимость работы с людьми, отсутствие возможностей для творческой и научной работы.

Профессиональная направленность как интегральная харак­теристика внутренней активности личности не может не оказы­вать влияния на уровень учебной мотивации студентов.

Если профессиональная направленность представляет собой отноше­ние к избранной специальности, являющейся конечной целью обучения, то учебная мотивация есть система отношений к раз­личным аспектам учебного процесса, выступающего в качестве средства достижения конечной цели.

Все мотивы были объединены в четыре группы – профес­сиональные, познавательные, социальной идентификации и утилитарные.

Примером профессиональных мотивов может служить стремление стать высококвалифицированным специалистом.

Образцом познавательных мотивов – желание получать интел­лектуальное удовлетворение от процесса обучения.

Примером мотивов социальной идентификации является стремление сту­дентов к хорошей учебе ради достижения социального одобре­ния со стороны преподавателей, ро­дителей, друзей, однокурсников.

Утилитарные мотивы – желание по­лучить стипендию, место в общежитии.

По интенсивности вли­яния на учебную работу студентов на первом месте стоят про­фессиональные мотивы, на втором – познавательные, затем идут утилитарные и мотивы социальной идентификации.

«Семейные обстоятельства» – третья по значимости при­чина отсева, по которой отчисляются 7,7% студентов. Под се­мейными обстоятельствами имеются в виду изменения семей­ного положения (чаще всего в связи с переездом в другой насе­ленный пункт), необходимость ухода за больным родственни­ком, трудности, связанные с рождением ребенка и уходом за ним, и др. Понять более полно проблему отчисления по семей­ным обстоятельствам можно, лишь охарактеризовав основные трудности семейных студентов.

Как правило, студенты начинают вступать в брак в 20–21 год. После этого возраста увеличение числа семейных студентов идет по нарастающей кривой. Среди опрошенных студентов в возра­сте до 18 лет женаты и замужем только 1,9%, в 19–20 лет – 3,1%, в 20–21 год – уже 16,2%, в 22–23 года – 27,5%, в 24 – 25 лет – 40,8%. Аналогична и динамика возрастания количе­ства семейных студентов по курсам обучения: основная масса студентов вступает в брак в период с III по V курс. Описанное положение одинаково характерно для студентов гуманитарной, естественной и технической специализации. Многие семейные студенты вынуждены совмещать учебу с работой. Появление ребенка вызывает много разного рода трудностей, серьезно ска­зывается на структуре жизнедеятельности, отношениях с окру­жающими людьми.

Многократно возрастает нагрузка, что тре­бует мобилизации всех духовных и физических сил. Около по­ловины молодых матерей вынуждены уйти в академический отпуск. В ходе исследования выяснилось, что только 29,4% оп­рошенных молодых матерей полностью удается сочетать обя­занности матери и студентки, 60,7% это «удается с трудом», 7,8% откровенно признались, что сочетать эти обязанности им «прак­тически не удается».

Проблемы перед матерями стоят самые разные: 1) успеш­ное продолжение учебы; 2) материально-бытовое положение; 3) отношения в семье между мужем и женой, а также с их роди­телями и родственниками; 4) отношение к студентам, имеющим детей, со стороны руководства вуза и факультета. Эти и другие проблемы могут создавать ситуации, при которых дальнейшая учеба оказывается невозможной. На пороге таких ситуаций по­стоянно находится каждая пятая студентка, имеющая ребенка; 21,6% опрошенных прямо указали, что не могут успешно соче­тать обязанности матери и студентки и подумывают об уходе из вуза.

В структуре причин отсева отчисление за нарушение учеб­ной дисциплины занимает четвертое место. Отсеянные по этой причине составляют 4,6%. К нарушениям учебной дисциплины относятся такие поступки, как систематические пропуски заня­тий, невыполнение обязательных заданий и распоряжений в ходе обучения, длительное непосещение занятий без уважительных причин, самовольная неявка на экзамены и зачеты и т. д.

Развитие личности профессионала происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню ее целостности. Оно предполагает изменения сущностных сил личности, преобразование сложившихся установок, ориентации, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений.

Личность, развиваясь, формируется, принимает определенную форму. Эта форма представляет собой целостную систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме. Прогнозируя себя в будущее, личность сама себя формирует. Таким образом, формирование личности – процесс становления социально значимых качеств личности, ее убеждений, взглядов, способностей, черт характера. По мере становления личности растет целостность ее психологической организации, накапливается новый потенциал развития.

В контексте исследования ценностное самоопределение личности рассматривается как педагогический феномен, представляющий собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени образования. Ценностное самоопределение предполагает качественные изменения в отношении личности к собственной жизни, благодаря формированию целостного представления личности о мире и осмыслению своего места в нем.

Успешное самоопределение характеризуется наличием широкого спектра личностно-значимых позитивных ценностей или «ценностной насыщенностью», дающей возможность своеобразного маневра, а неуспешное – «ценностной пустотой», узким спектром или отсутствием (М. Р. Гинзбург). Ведь субъектные ценности – осознанные и принятые человеком общие смыслы самоосуществления (самореализации, самосозидания).

Рассматривая профессиональное становление личности, многие исследователи выделяют стадии, уровни, этапы, которые проходит специалист в своем профессиональном продвижении. В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы.

Воспользуемся одним из вариантов, предложенным Е. А. Климовым:

- оптант – фаза выбора профессии;

- адепт – человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее;

- адаптант – привыкания молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости работы;

- интернал – опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями;

- мастер, авторитет, наставник.

В вузовский период профессионального становления личности выделяется следующие уровни (концепция В. А. Сластенина):

1. Уровень становления – адаптивный. Приспособленческая стадия в профессиональную деятельность:

- адаптация к новым жизненным социокультурным реалиям;

- профессиональная деятельность происходит по отработанной схеме, творческая активность слабая, на бытовом уровне;

- стимулирование различных форм самостоятельности и активности;

- формирование навыков самообладания эмоциональной саморегуляции;

- принятие субъект-субъектных взаимоотношений;

- нахождение прямых и альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем.

2. Уровень становления – профессионально-репродуктив­ный. Стадия освоения профессиональных знаний и умений:

- развитие потребности в профессиональной реализации;

- актуализация познавательной рефлексии;

- овладение ценностями и смыслами профессиональной деятельности;

- развитие первоначальных умений создавать проекты жизненного пути;

- развитие мышления, понимания.

3. Уровень становления – личностно-продуктивный. Стадия принятия личностного смысла профессиональной деятельности:

- развитие регулятивных механизмов деятельности, общения, творчества;

- поиск и стимулирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- готовность к профессиональному решению теоретических и практических проблем;

- выработка адекватного коммуникативного поведения будущего специалиста в профессиональной деятельности и жизненном пути.

4. Уровень становления – субъектно-креативно-профес­сиональный. Практическая реализация профессионального становления будущего специалиста:

- субъектная реализация личностно-профессионального ста­новления специалиста;

- умение осуществлять необходимую коррекцию на основе самоанализа профессиональной и жизненной деятельности;

- усиление роли профессиональных знаний в личностном, жизненном и профессиональном плане;

- систематизация взглядов и установок в отношении жизненного и профессионального путей;

- нахождение своего собственного индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- полная готовность к профессиональной деятельности.

Психологическое сопровождение профессионального становления личности. Профес­сиональный путь – длинная дорога. Начинается она в детстве и заканчивается в пожилом возрасте. Поэтому сопровождающих профессиональное становление человека много: это родители, учителя, коллеги, руково­дители, социальные работники. Компетентное и про­дуктивное психологическое сопровождение может осуществлять специально подготовленный человек – психолог-профконсультант. Оказывая человеку помощь и поддержку в выборе траектории профессио­нального развития, психолог не навязывает ему свое мнение, а помогает наметить ориентиры.

Психологическое сопровождение – это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становле­ния личности.

В психологическом сопровождении нуждаются оптанты, лица с высоким или низким уров­нем познавательной и профессиональной активности, с ограниченными способностями, безработные и др.

Цель психологического сопровождения полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Главное – помочь человеку реализовать себя в профессиональной деятельности.

Выделим основные концептуальные положения психологического сопровождения профессионального становления личности:

- наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в профессиональной жизни;

- необходимость для полноценного профессионального становления социально-психологического обеспечения, помощи и поддержки со стороны об­щества;

- признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих социально-профессиональных функций;

- принятие личностью всей ответственности за качество профессионального становления и реализации своего профессионально-психологического потенциала на себя;

- гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профессиональной жизни.

Функции психологического сопровождения:

- информационно-аналитическое сопровождение от­дельных этапов профессионального становления (выбора профессии, начального этапа профадаптации, профессионализации и т. д.);

- проектирование и самопроектирование сценариев отдельных этапов профессионального становления;

- психологически компетентное оказание поддержки и помощи личности в преодолении трудностей профессионального становления, особенно при изменении социально-профес­сиональной среды;

- профессиональная реабилитация личности в случаях длительного перерыва в профессиональной деятельности (женщин после рождения ребенка, безработных, людей, вышедших из мест заключения, и др.);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: