1. Мне хотелось бы работать...
а — в помещении;
б — на открытом воздухе;
в — в необычных условиях (в горах, лесу, на море, под землей...);
г — с чередованием условий.
2. Я предпочитал (а) бы, чтобы режим рабочего дня был...
а — четким, систематическим (начало и конец работы не менялся);
б — посменным (то утро, то вечер);
в — свободным, гибким (начало и конец определяются работником);
г — ненормированным (внезапные вызовы, ночные дежурства...).
3. Мне удобнее работать...
а — сидя (за столом, пультом и др.);
б — стоя (у станка, за прилавком и т.д.);
в — в разъездах;
г — чередуя постоянное место работы с разъездами.
4. Мне хотелось бы, чтобы работа была связана с...
а — простейшими механизмами, ручными операциями;
б — с машинами и механизмами с ручным управлением;
в — автоматическим и автоматизированным оборудованием;
г — функциональными орудиями (речь, средства воздействия на эмоции
человека, функциональные возможности организма).
5. Мне хотелось бы всю работу выполнять...
а — в одиночку;
б — самостоятельно, но чтобы вокруг были люди;
в — в коллективе, совместно с другими;
г — с людьми, общаясь и управляя ими.
6. Мне больше нравится работа, в которой необходимы...
а — точные, мелкие движения;
б — координация движений;
в — быстрота движений;
г — большая сила.
7. В моей будущей работе важны...
а — устойчивость внимания;
б — наблюдательность;
в — память на числа, даты, события;
г — воображение.
8. Успех в моей будущей работе зависит от...
а — технической сообразительности, оперативного технического мышления;
б — способности мысленно представить невидимые процессы, предметы и их соотношение;
в — самоконтроля и самообладания;
г — эмоциональности, умения входить в контакт с другими людьми.
9. Будущую работу мне хотелось бы выполнять...
а — по заданному плану;
б — по плану, но получать в процессе новую информацию;
в — по плану, но иметь возможность изменить его;
г — оперативно, когда работа ставит все новые задачи, проблемы.
10. В своей работе лучше отвечать...
а — только за себя, за выполнение своего задания;
б — за выполнение задания группы;
в — за работу механизмов, технику безопасности;
г — общественные, материальные ценности.
11. Мне нравится работа, в которой нужно...
а — распознавать, определять свойства предметов, их качества;
б — преобразовывать, обрабатывать предметы;
в — изображать, придумывать новые образцы продукции;
г — оказывать влияние на других людей.
12. Мне нравится...
а — оценивать продукцию, разбираться в свойствах объектов;
б — обслуживать людей;
в — находить как новые варианты решения задач, так и новые результаты;
г — организовывать новые процессы, деятельность.
13. Мне хотелось бы, чтобы моя будущая профессия была связана с...
а — руководством людьми, трудовыми коллективами;
б — воспитанием и обучением людей;
в — преодолением стихийных сил природы;
г — комфортным, спокойным положением.
14. Мне хотелось бы, чтобы результаты будущей работы были...
а — малозаметны, известны только узкому кругу специалистов;
б — известны коллективу, широкому кругу специалистов;
в — известны всей стране, широко освещались прессой;
г — всемирно признаны.
15. Мне хотелось бы, чтобы от результатов моей работы...
а — зависела в основном только моя зарплата;
б — непосредственно зависело выполнение производственного задания цеха, группы;
в — зависела бы жизнь и здоровье людей;
г — зависел бы мир на Земле.
16. После окончания работы...
а — хотел бы отключиться от нее, заниматься своими делами;
б — интересно было бы продолжать думать о ней и дома;
в — ни о чем другом и не думал бы, продолжал бы ею заниматься;
г — и не вспоминал бы о работе до следующего дня.
17. Хотел бы, чтобы работа была...
а — рядом с домом;
б — интересная, а далеко или близко от дома — неважно;
в — не связанная с командировками;
г — подальше от дома.
Чем больше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем в меньшей степени старшеклассник готов к выбору профессии, имеет весьма противоречивое представление о работе, связанной с предполагаемой профессией. В этом случае предстоит серьезная профориентационная, профконсультационная работа для его самоопределения в выборе будущей профессии.
Чем меньше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем более четкое представление у школьника о работе по предполагаемой профессии. Наиболее оптимальный вариант — отсутствие совпадений в «Таблице противоречивых связей».