Анкета оптанта

(ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

Вводные замечания. Направленность выступает как системо-образующее качество личности, определяющее ее психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности.

В связи с этим С. Л. Рубинштейн писал: «Проблема направленности — это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами»'. Между развитием мотива и овладением деятельностью существуют сложные взаимоотношения. Формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, наоборот, отстает, что сказывается и на результате овладения деятельностью. Каждый период жизни человека при­водит к изменению мотивационной сферы.

Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% — по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации, еще 9% — руковод­ствуются в выборе малозначительными факторами (например, близость к дому).

Только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности, хотя многочисленные исследования показывают, что профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Цель занятия. Определение сформированности профессионально плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.

Анкета оптанта [1]

Инструкция: «Для того чтобы обсудить с вами возможные варианты выбора профессии, прошу вас ответить на ряд вопросов».

Анализируя результаты анкеты, исследователь должен сформулировать следующие выводы:

· о наличии профессионального плана и степени его сформированности (сформированным профплан можно считать тогда, когда выбрана профессия, продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности выбора);

· об осознанности выбора профессии (осознанным выбор можно считать в том случае, если он построен с учетом интересов и предшествующего опыта личности, когда указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии).

.

Фамилия, имя, отчество...................................................

Школа................................................................................

Класс...................................................................................

Дата.....................................................................................

1. Назовите ваши любимые учебные предметы.

2. Назовите ваши нелюбимые учебные предметы.

3. Назовите профессии, которые вам нравятся.

4. Назовите профессии, которые вам не нравятся.

5. Чем вы любите заниматься в свободное время?

6. Какие кружки, секции, факультативы посещаете или посещали?

7. В какой работе класса или школы принимаете участие?

8. Сколько времени обычно у вас уходит на приготовление уроков?

9. Какая область деятельности или знаний из приведенного ниже вас больше всего ин­тересует:

а) естественно-научная (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство);

б) точные науки (математика, физика);

в) общественно-научная (история, философия, экономика, право);

г) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология);

д) искусство (музыкальное, театральное, изобразительное) или же определенные интересы отсутствуют?

10.Какую профессию вы решили избрать?

11.Наметили ли вы пути ее получения?

12.Есть ли у вас родственники или друзья, которые работают по избранной вами про­фессии?

13.Есть ли у вас друзья, которые намерены избрать ту же профессию, что и вы?

14.Что привлекает вас в избранной профессии:

а) условия труда;

б) сам процесс трудовой деятельности;

в) высокая материальная обеспеченность;

г) подвижная работа и возможность получения новых впечатлений;

д) спокойная работа;

е) высокая степень ответственности;

ж) самостоятельное принятие решений;

з) возникновение сложных или даже опасных ситуаций;
и) контакты с людьми;

к) возможность творческой деятельности;

л) частые командировки;

м) возможность создавать что-либо своими руками;

н) работа на свежем воздухе;

о) романтичность;

п) полезность результатов;

р) независимость;

с) перспективность (профессиональный рост, продвижение по служебной лестнице);

т) близость к месту жительства;

у)………………………………………………………………………

2. ОПГ (ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ)

Цель: определение склонностей и интересов личности.

Инструкция: внимательно прочитайте вопрос, на него вы должны дать 3 ответа.

В ответе 1 показываете, насколько хорошо умеете делать то, что написано.

В ответе 2 выражаете свое отношение к этому действию, поступку (нравится, хочется, интересно это, нет).

В ответе 3 оцениваете, насколько бы вам хотелось выполнить это действие в вашей будущей профессии.

Умеет делать Эмоции отношения Выполнять действие в начале работы
а У меня хорошо получается —2 "- средне — 1 -"- плохо — 0 б Мне нравится, хочется делать — 2 Все равно — 1 Нет четко выраженного отношения, не хочется —0 в Хотел бы делать — 2 Все равно — 1 Не хотел бы ни за что — 0
         
а б в а б в а б в а б в а б в
                             
                          всего 50
человек—знак человек— техника человек— природа человек— художествен­ный образ человек—человек
                               

Свои ответы оцениваете в баллах от 0 до 2. Ваши ответы занесите в таблицу ответов: № клетки соответствует № вопроса в одной и той же клетке под а.

Если что-то не делали, то поставьте (-). Если в вопросе несколько действий, а вы умеете делать что-то хорошо, то оцениваете только это действие.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова: часто, легко, систематически, сразу. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. Каждому читать самому!

Человекзнак: вопрос 1, 6, 11 — гуманитарная работа с текстовой информацией;

сфера 16 — 21 — иностранная литература;

техническая сфера 26, 31, 36, 41 — профессиональная область, где основное — математические схемы, формулы, графики;

46 — любая знаковая информация, общая профессиональная пригодность.

Человектехника: 2, 7, 12 — умение и интерес к физическим, химическим процессам;

17,22, 27 — ручная умелость в технической области, знание техники;

32, 37, 42, 46 — общие способности для этой сферы.

Человекприрода: 3, 8, 13, 18 — работа с растительными организмами;

23, 28, 33, 38 — животные организмы;

43.48 — общие качества.

Человекхудожественный образ: 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39 — специальные творческие способности, относящиеся к различным сферам творчества;

44.49 — общие качества для этой сферы.

Человек—человек: все вопросы, где отражены качества, необходимые во многих профессиях этой сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: