- Генотипическое и средовое влияние на развитие в различных психологических теориях.
- Анализ различных представлений о периодизации психического развития.
- Взаимосвязь биологических и средовых, личностных и поведенческих аспектов в развитии.
- Предпосылки к развитию мышления в течение первого года жизни.
- Среда как источник опасности в раннем возрасте.
- Проявление предметной и игровой деятельности в раннем возрасте.
- Влияние речи родителей на развитие речи детей раннего возраста.
- Путь развития игры в дошкольном возрасте.
- Формирование познавательных способностей в процессе игры.
- Основные пути формирования самостоятельности в младшем школьном возрасте.
- Интересы младшего школьника. Роль интересов в обучении.
- Мотивы учения младших школьников.
- Самооценка в младшем школьном возрасте.
- Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников.
- «Трудные дети» и методы работы с ними.
- Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления.
- Мотивация достижения успеха в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
- Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии детей.
- Межличностные конфликты в общении подростков, причины их возникновения.
- Проблема противостояния «отцов» и «детей» в подростковом возрасте.
- Становление мировоззрения в юношеском возрасте.
- Юные родители. Последствия раннего материнства и отцовства.
- Личностное самоопределение в ранней юности.
- Идеальный образ любимого человека в ранней юности.
- Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни в юношеском возрасте.
- «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юношеском возрасте.
- Особенности социальной активности в период зрелого возраста.
- Проблема долголетия, биологические и социальные факторы долголетия.
- Старость как психосоциальная проблема
Контрольный тест
ВАРИАНТ 1
1. Установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание позволяет:
а) констатирующий эксперимент;
б) наблюдение;
в) формирующий эксперимент;
г) тестовое обследование.
2. Гипотеза о том, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической, и эти виды деятельности, чередуются в развитии, принадлежит:
а) Д.Б. Эльконину;
б) К. Бюлеру;
в) Л.С. Выготскому;
г) Ст. Холлу.
3. Согласно Э. Эриксону, задача молодости – формирование:
а) интеграции;
б) автономии;
в) идентичности;
г) интимности.
4. Интериоризация – это:
а) преобразование структурной предметной деятельности в структуру внутреннего плана;
б) защитный механизм личности;
в) получение извне, переработка и хранение информации;
г) интуиция.
5. К симптомам кризиса трех лет, описанным Э. Келлер, не относятся:
а) упрямство;
б) деспотизм;
в) надменность;
г) своеволие.
6. Основные черты, какого процесса описывает Д. Б. Эльконин: «Отделение действия от предмета, использование одного предметов в качестве заместителя другого, воспроизведение и узнавание в своих действиях действий взрослого»:
а) предметная игра
б) сюжетная игра
в) ролевая игра
г) подражание.
7. Согласно биогенетической теории, человек онтогенезе:
А) в более короткой стадии проходит все стадии филогенеза;
Б) находится под влиянием биосоциальных факторов;
В) повторяет ритмы развития те же, что и в эмбриогенезе;
Г) не развивается при сенсорной депривации.
8. Научно-исследовательские задачи возрастной психологии заключаются:
А) в рассматривании объекта возрастной психологии с точки зрения общих знаний и специфики их проявлений в определенные периоды жизни;
Б) в распознании и оценке степени зрелости индивидуальных и социальных характеристик личности на любом этапе развития человека;
В) в исправлении дефектов в психическом развитии;
Г) в осуществлении психологического консультирования, тренингов, индивидуальных рекомендаций.
9. Лонгитюдный метод исследования предполагает:
А) специальную организацию ситуации исследования;
Б) исследование особенностей развития одного или нескольких человек на протяжении длительного времени;
В) свободную форму беседы, помощь клиенту в осознании им своих затруднений;
Г) обучающее влияние на процессы развития.
10. Э. Геккель явился основателем подхода к развитию психики:
А) психоаналитического;
Б) нормативного;
В) биогенетического;
Г) культурно – исторического.
11. Стадии развития личности по Фрейду, где зоной сосредоточения либидо является рот, язык, зубы:
А) оральная;
Б) латентная;
В) генитальная;
Г) фаллическая.
12. На какой стадии, по Фрейду, формируется супер-эго?
А) генитальная;
Б) латентная;
В) фаллическая;
Г) анальная.
13. Эго – идентичность предполагает:
А) Переход от принципа удовольствия к принципу реальности;
Б) идентификацию себя с окружающими людьми;
В) чувство устойчивости и не прерывности «я»;
Г) подчинение моральным требованиям социума;
14. Открытие эгоцентризма детского мышления принадлежит:
А) Л.С. Выготскому;
Б) Д.Б. Эльконину;
В) Э. Эриксону;
Г) Ж. Пиаже.
15. Движущей силой психического развития, по Л.С. Выготскому, является:
А) культурная среда;
Б) обучение;
В) зона ближайшего развития;
Г) научение.
16. Социальная ситуация развития в период новорожденности – это:
А) ситуация необходимых отношений между ребенком и взрослым;
Б) ситуация связи со взрослым (ситуация «мы»);
В) ситуация совместной деятельности со взрослым;
Г) ситуация общения со взрослым.
17. Метод «проб и ошибок» является основным методом познания окружающего мира в:
А) младенчестве;
Б) раннем детстве;
В) новорожденности;
Г) дошкольном возрасте.
18. На разработку, какой концепции большое влияние оказали идеи И.П. Павлова:
А) концепция бихевиоризма;
Б) теория рекапитуляции;
В) концепция конвергентности;
Г) нормативный подход;
19. Изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды называются:
А) созреванием;
Б) адаптацией;
В) развитием;
Г) ростом.
20. Расстоянием между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития Л.С. Выготский назвал:
А) зоной роста;
Б) зоной ближайшего развития;
В) зоной конфликта;
Г) зоной развития.
21. Какую стадию Э.Эриксон назвал временем психосексуального моратория;
А) анальная стадия;
Б) фаллическая стадия;
В) латентная стадия;
Г) генитальная;
22. По теории Э.Эриксона, осознание реализованности главного дела жизни входят понятие:
А) мораторий;
Б) эго- идентичность;
В) эго-интеграция;
Г) отчуждение.
23. По теории Ж.Пиаже, развитие мышления, в первую очередь, обусловлено:
А) биологическими законами;
Б) социальными факторами;
В) внутренней мотивацией;
Г) иерархией потребностей.
24. По Л.С. Выготскому, среда выступает в отношении и развития высших психических функций в качестве:
А) источника развития;
Б) условия развития;
В) основы обучения;
Г) основы деятельности.
25. Уровень актуального развития по Л.С. Выготскому, характеризует:
А) итоги, успехи развития;
Б) перспективы развития;
В) условия развития;
Г) цикл развития.
26. На какой стадии по Эриксону у ребенка формируется автономность:
А) мышечно-анальное;
Б) локомоторно - генитальная;
В) орально-сенсорное;
Г) латентная.
27. Детская психология – наука о психическом развитии ребенка – зародилась в конце 19 века:
А) как ветвь сравнительной психологии;
Б) как ветвь экспериментальной психологии;
В) как ветвь дифференциальной психологии;
Г) как ветвь социальной психологии;
28. З. Фрейд в качестве стадий психического развития ребенка
выделяет:
А) переход удовольствия с начала процесса на конец;
Б) показатели физического развития;
В) зону сосредоточения либидо;
Г) модус органа;
29. В основе концепции и Ст. Холла лежит:
А) собственное экспериментальное исследование развития;
Б) теория поэтапного формирования умственных действий;
В) работа Ж. Пиаже «Психология интеллекта»;
Г) биогенетический закон Геккеля.
30. Какой закон развития, введенный Л.С. Выготским, утверждает, что каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития:
А) закон метаморфозы;
Б) закон гетерохронности;
В) закон неравномерности;
Г) закон организации.
ВАРИАНТ 2
1. К проблемам возрастной психологии не относятся:
А) изучение особенностей дизонтогенеза;
Б) научное обоснование возрастных норм;
В) выявления актуальных и потенциальных возможностей человека;
Г) научное прогнозирование развития индивидуума.
2. Метод «поперечных срезов» применяется к индивидам:
А) смешанных групп;
Б) разных возрастных групп;
В) одной возрастной группы;
Г) без учета возраста.
3. С точки зрения хронологии психические функции развиваются в следующем порядке:
А) ощущение – восприятие – представление – память – мышление;
Б) ощущение – восприятие – память – мышление – представление;
В) восприятие – ощущение – память – мышление – представление;
Г) представление – память – восприятие – ощущение – мышление.
4. К числу биогенетических теорий относится:
А) концепция рекапитуляции;
Б) бихевиоризм;
В) генетическая теория;
Г) эпигенетическая теория.
5. Развитие с точки зрения А. Гезелла это:
А) интеграция;
Б) интериоризация;
В) адаптация;
Г) периодизация.
6. По Ж. Пиаже, стадия конкретных операций имеет возрастные границы:
А) 0 -2 года;
Б) 2 – 7 лет;
В) 7 – 11 лет;
Г) 11 – 14 лет.
7. В конце сенсомоторной стадии развития (по Ж. Пиаже) у детей появляются:
А) символические игры и речь;
Б) эгоцентризм;
В) антропоморфизм;
Г) артификализм.
8. Какой из этих законов не относятся к концепции Л.С. Выготского:
А) развития высших психических функций;
Б) метаморфозы детского развития;
В) неравномерности детского развития;
Г) развития речевого поведения.
9. Эксперимент в дошкольном возрасте лучше всего проводить в форме:
А) игровой деятельности;
Б) учебной деятельности;
В) коммуникативной деятельности;
Г) трудовой деятельности.
10. Ребенок охотнее согласится участвовать в исследовании если:
А) ему обосновать важность исследования;
Б) за отказ может последовать наказание;
В) его стимулировать поощрением и наградой;
Г) он не знает об этом исследовании.
11. Исторически первым методом исследования в возрастной психологии является:
А) эксперимент;
Б) наблюдение;
В) опрос;
Г) анкетирование.
12. Если подставить ладонь к ступням новорожденного, то малыш будет упираться в эту ладонь. Этот рефлекс называется:
А) безусловный рефлекс;
Б) рефлекс Мора;
В) рефлекс опоры;
Г) рефлекс Робинзона.
13. К концу первого года жизни у ребенка формируется:
А) ассоциативная память;
Б) механическая память;
В) опосредованная память;
Г) логическая память.
14. Ведущей деятельностью на протяжении младенчества выступает:
А) эмоционально – непосредственное общение ребенка и взрослого;
Б) игровая деятельность;
В) предметная деятельность;
Г) учебная деятельность.
15. К концу первого года жизни у ребенка формируется:
А) внутренняя речь;
Б) пассивная речь;
В) автономная речь;
Г) эгоцентрическая речь.
16. Появление высших форм интеллекта и организации познавательной деятельности, а также перестройка самосознания характерны для:
А) юности;
Б) подросткового возраста;
В) младшего школьного возраста;
Г) дошкольного возраста.
17. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является:
А) ролевая игра;
Б) учение;
В) самоутверждение;
Г) предметно-манипулятивная деятельность.
18. Интеллектуальный спад более характерен для:
А) подросткового возраста;
Б) геронтогенеза;
В) юности;
Г) зрелости.
19. С чем связана мотивация игры младшего дошкольника:
А) с самим процессом игры;
Б) с социальными запросами;
В) с результатами игры;
Г) с желанием общения.
20. В младшем школьном возрасте у детей преобладает:
А) зрительная память;
Б) образная память;
В) логическая память;
Г) эпизодическая память.
21. Внимание в подростковом возрасте развивается:
А) определяя развитие мышления;
Б) независимо от мышления;
В) параллельно с мышлением;
Г) под влиянием мышления.
22. В раннем детстве в центре сознания (по Выготскому) находится:
А) мышление;
Б) восприятие;
В) ощущение;
Г) воображение.
23. Ярко выраженный произвольный характер память приобретает:
А) в младшем школьном возрасте;
Б) старшем школьном возрасте;
В) в дошкольном возрасте;
Г) подростковом возрасте.
24. Умственное развитие в юношеском возрасте заключается:
А) формирование индивидуального стиля мышления;
Б) в накоплении знаний;
В) в формировании формальных операций;
Г) в формировании абстрактного мышления.
25. Переходной фазой между активной и пассивной речью является:
А) эгоцентрическая речь;
Б) внутренняя речь;
В) автономная речь;
Г) внешняя речь;
26. В каком возрасте основным видом мышления является наглядно- действенное:
А) младенчество;
Б) раннее детство;
В) дошкольный возраст;
Г) младший школьный возраст.
27. Какую форму создания образов воображения используют дети в раннем детстве:
А) гиперболизация;
Б) схематизация;
В) агглютинация;
Г) типизация.
28. В каком возрасте память становится опосредованной:
А) преддошкольный;
Б) младшей школьной;
В) дошкольной;
Г) подростковый.
529. В подростковом возрасте (по Ж. Пиаже) формируется мышление:
А) абстрактное;
Б) гипотетико-дедуктивное;
В) логическое;
Г) наглядно – действенное.
30. В раннем детстве ведущим видом памяти является:
А) логическая;
Б) эмоциональная;
В) механическая;
Г) смысловая.