Примерная тематика учебных проектов (контрольных работ)

  1. Генотипическое и средовое влияние на развитие в различных психологических теориях.
  2. Анализ различных представлений о периодизации психического развития.
  3. Взаимосвязь биологических и средовых, личностных и поведенческих аспектов в развитии.
  4. Предпосылки к развитию мышления в течение первого года жизни.
  5. Среда как источник опасности в раннем возрасте.
  6. Проявление предметной и игровой деятельности в раннем возрасте.
  7. Влияние речи родителей на развитие речи детей раннего возраста.
  8. Путь развития игры в дошкольном возрасте.
  9. Формирование познавательных способностей в процессе игры.
  10. Основные пути формирования самостоятельности в младшем школьном возрасте.
  11. Интересы младшего школьника. Роль интересов в обучении.
  12. Мотивы учения младших школьников.
  13. Самооценка в младшем школьном возрасте.
  14. Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников.
  15. «Трудные дети» и методы работы с ними.
  16. Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления.
  17. Мотивация достижения успеха в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
  18. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии детей.
  19. Межличностные конфликты в общении подростков, причины их возникновения.
  20. Проблема противостояния «отцов» и «детей» в подростковом возрасте.
  21. Становление мировоззрения в юношеском возрасте.
  22. Юные родители. Последствия раннего материнства и отцовства.
  23. Личностное самоопределение в ранней юности.
  24. Идеальный образ любимого человека в ранней юности.
  25. Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни в юношеском возрасте.
  26. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юношеском возрасте.
  27. Особенности социальной активности в период зрелого возраста.
  28. Проблема долголетия, биологические и социальные факторы долголетия.
  29. Старость как психосоциальная проблема

Контрольный тест

ВАРИАНТ 1

1. Установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание позволяет:

а) констатирующий эксперимент;

б) наблюдение;

в) формирующий эксперимент;

г) тестовое обследование.

2. Гипотеза о том, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической, и эти виды деятельности, чередуются в развитии, принадлежит:

а) Д.Б. Эльконину;

б) К. Бюлеру;

в) Л.С. Выготскому;

г) Ст. Холлу.

3. Согласно Э. Эриксону, задача молодости – формирование:

а) интеграции;

б) автономии;

в) идентичности;

г) интимности.

4. Интериоризация – это:

а) преобразование структурной предметной деятельности в структуру внутреннего плана;

б) защитный механизм личности;

в) получение извне, переработка и хранение информации;

г) интуиция.

5. К симптомам кризиса трех лет, описанным Э. Келлер, не относятся:

а) упрямство;

б) деспотизм;

в) надменность;

г) своеволие.

6. Основные черты, какого процесса описывает Д. Б. Эльконин: «Отделение действия от предмета, использование одного предметов в качестве заместителя другого, воспроизведение и узнавание в своих действиях действий взрослого»:

а) предметная игра

б) сюжетная игра

в) ролевая игра

г) подражание.

7. Согласно биогенетической теории, человек онтогенезе:

А) в более короткой стадии проходит все стадии филогенеза;

Б) находится под влиянием биосоциальных факторов;

В) повторяет ритмы развития те же, что и в эмбриогенезе;

Г) не развивается при сенсорной депривации.

8. Научно-исследовательские задачи возрастной психологии заключаются:

А) в рассматривании объекта возрастной психологии с точки зрения общих знаний и специфики их проявлений в определенные периоды жизни;

Б) в распознании и оценке степени зрелости индивидуальных и социальных характеристик личности на любом этапе развития человека;

В) в исправлении дефектов в психическом развитии;

Г) в осуществлении психологического консультирования, тренингов, индивидуальных рекомендаций.

9. Лонгитюдный метод исследования предполагает:

А) специальную организацию ситуации исследования;

Б) исследование особенностей развития одного или нескольких человек на протяжении длительного времени;

В) свободную форму беседы, помощь клиенту в осознании им своих затруднений;

Г) обучающее влияние на процессы развития.

10. Э. Геккель явился основателем подхода к развитию психики:

А) психоаналитического;

Б) нормативного;

В) биогенетического;

Г) культурно – исторического.

11. Стадии развития личности по Фрейду, где зоной сосредоточения либидо является рот, язык, зубы:

А) оральная;

Б) латентная;

В) генитальная;

Г) фаллическая.

12. На какой стадии, по Фрейду, формируется супер-эго?

А) генитальная;

Б) латентная;

В) фаллическая;

Г) анальная.

13. Эго – идентичность предполагает:

А) Переход от принципа удовольствия к принципу реальности;

Б) идентификацию себя с окружающими людьми;

В) чувство устойчивости и не прерывности «я»;

Г) подчинение моральным требованиям социума;

14. Открытие эгоцентризма детского мышления принадлежит:

А) Л.С. Выготскому;

Б) Д.Б. Эльконину;

В) Э. Эриксону;

Г) Ж. Пиаже.

15. Движущей силой психического развития, по Л.С. Выготскому, является:

А) культурная среда;

Б) обучение;

В) зона ближайшего развития;

Г) научение.

16. Социальная ситуация развития в период новорожденности – это:

А) ситуация необходимых отношений между ребенком и взрослым;

Б) ситуация связи со взрослым (ситуация «мы»);

В) ситуация совместной деятельности со взрослым;

Г) ситуация общения со взрослым.

17. Метод «проб и ошибок» является основным методом познания окружающего мира в:

А) младенчестве;

Б) раннем детстве;

В) новорожденности;

Г) дошкольном возрасте.

18. На разработку, какой концепции большое влияние оказали идеи И.П. Павлова:

А) концепция бихевиоризма;

Б) теория рекапитуляции;

В) концепция конвергентности;

Г) нормативный подход;

19. Изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды называются:

А) созреванием;

Б) адаптацией;

В) развитием;

Г) ростом.

20. Расстоянием между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития Л.С. Выготский назвал:

А) зоной роста;

Б) зоной ближайшего развития;

В) зоной конфликта;

Г) зоной развития.

21. Какую стадию Э.Эриксон назвал временем психосексуального моратория;

А) анальная стадия;

Б) фаллическая стадия;

В) латентная стадия;

Г) генитальная;

22. По теории Э.Эриксона, осознание реализованности главного дела жизни входят понятие:

А) мораторий;

Б) эго- идентичность;

В) эго-интеграция;

Г) отчуждение.

23. По теории Ж.Пиаже, развитие мышления, в первую очередь, обусловлено:

А) биологическими законами;

Б) социальными факторами;

В) внутренней мотивацией;

Г) иерархией потребностей.

24. По Л.С. Выготскому, среда выступает в отношении и развития высших психических функций в качестве:

А) источника развития;

Б) условия развития;

В) основы обучения;

Г) основы деятельности.

25. Уровень актуального развития по Л.С. Выготскому, характеризует:

А) итоги, успехи развития;

Б) перспективы развития;

В) условия развития;

Г) цикл развития.

26. На какой стадии по Эриксону у ребенка формируется автономность:

А) мышечно-анальное;

Б) локомоторно - генитальная;

В) орально-сенсорное;

Г) латентная.

27. Детская психология – наука о психическом развитии ребенка – зародилась в конце 19 века:

А) как ветвь сравнительной психологии;

Б) как ветвь экспериментальной психологии;

В) как ветвь дифференциальной психологии;

Г) как ветвь социальной психологии;

28. З. Фрейд в качестве стадий психического развития ребенка

выделяет:

А) переход удовольствия с начала процесса на конец;

Б) показатели физического развития;

В) зону сосредоточения либидо;

Г) модус органа;

29. В основе концепции и Ст. Холла лежит:

А) собственное экспериментальное исследование развития;

Б) теория поэтапного формирования умственных действий;

В) работа Ж. Пиаже «Психология интеллекта»;

Г) биогенетический закон Геккеля.

30. Какой закон развития, введенный Л.С. Выготским, утверждает, что каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития:

А) закон метаморфозы;

Б) закон гетерохронности;

В) закон неравномерности;

Г) закон организации.

ВАРИАНТ 2

1. К проблемам возрастной психологии не относятся:

А) изучение особенностей дизонтогенеза;

Б) научное обоснование возрастных норм;

В) выявления актуальных и потенциальных возможностей человека;

Г) научное прогнозирование развития индивидуума.

2. Метод «поперечных срезов» применяется к индивидам:

А) смешанных групп;

Б) разных возрастных групп;

В) одной возрастной группы;

Г) без учета возраста.

3. С точки зрения хронологии психические функции развиваются в следующем порядке:

А) ощущение – восприятие – представление – память – мышление;

Б) ощущение – восприятие – память – мышление – представление;

В) восприятие – ощущение – память – мышление – представление;

Г) представление – память – восприятие – ощущение – мышление.

4. К числу биогенетических теорий относится:

А) концепция рекапитуляции;

Б) бихевиоризм;

В) генетическая теория;

Г) эпигенетическая теория.

5. Развитие с точки зрения А. Гезелла это:

А) интеграция;

Б) интериоризация;

В) адаптация;

Г) периодизация.

6. По Ж. Пиаже, стадия конкретных операций имеет возрастные границы:

А) 0 -2 года;

Б) 2 – 7 лет;

В) 7 – 11 лет;

Г) 11 – 14 лет.

7. В конце сенсомоторной стадии развития (по Ж. Пиаже) у детей появляются:

А) символические игры и речь;

Б) эгоцентризм;

В) антропоморфизм;

Г) артификализм.

8. Какой из этих законов не относятся к концепции Л.С. Выготского:

А) развития высших психических функций;

Б) метаморфозы детского развития;

В) неравномерности детского развития;

Г) развития речевого поведения.

9. Эксперимент в дошкольном возрасте лучше всего проводить в форме:

А) игровой деятельности;

Б) учебной деятельности;

В) коммуникативной деятельности;

Г) трудовой деятельности.

10. Ребенок охотнее согласится участвовать в исследовании если:

А) ему обосновать важность исследования;

Б) за отказ может последовать наказание;

В) его стимулировать поощрением и наградой;

Г) он не знает об этом исследовании.

11. Исторически первым методом исследования в возрастной психологии является:

А) эксперимент;

Б) наблюдение;

В) опрос;

Г) анкетирование.

12. Если подставить ладонь к ступням новорожденного, то малыш будет упираться в эту ладонь. Этот рефлекс называется:

А) безусловный рефлекс;

Б) рефлекс Мора;

В) рефлекс опоры;

Г) рефлекс Робинзона.

13. К концу первого года жизни у ребенка формируется:

А) ассоциативная память;

Б) механическая память;

В) опосредованная память;

Г) логическая память.

14. Ведущей деятельностью на протяжении младенчества выступает:

А) эмоционально – непосредственное общение ребенка и взрослого;

Б) игровая деятельность;

В) предметная деятельность;

Г) учебная деятельность.

15. К концу первого года жизни у ребенка формируется:

А) внутренняя речь;

Б) пассивная речь;

В) автономная речь;

Г) эгоцентрическая речь.

16. Появление высших форм интеллекта и организации познавательной деятельности, а также перестройка самосознания характерны для:

А) юности;

Б) подросткового возраста;

В) младшего школьного возраста;

Г) дошкольного возраста.

17. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является:

А) ролевая игра;

Б) учение;

В) самоутверждение;

Г) предметно-манипулятивная деятельность.

18. Интеллектуальный спад более характерен для:

А) подросткового возраста;

Б) геронтогенеза;

В) юности;

Г) зрелости.

19. С чем связана мотивация игры младшего дошкольника:

А) с самим процессом игры;

Б) с социальными запросами;

В) с результатами игры;

Г) с желанием общения.

20. В младшем школьном возрасте у детей преобладает:

А) зрительная память;

Б) образная память;

В) логическая память;

Г) эпизодическая память.

21. Внимание в подростковом возрасте развивается:

А) определяя развитие мышления;

Б) независимо от мышления;

В) параллельно с мышлением;

Г) под влиянием мышления.

22. В раннем детстве в центре сознания (по Выготскому) находится:

А) мышление;

Б) восприятие;

В) ощущение;

Г) воображение.

23. Ярко выраженный произвольный характер память приобретает:

А) в младшем школьном возрасте;

Б) старшем школьном возрасте;

В) в дошкольном возрасте;

Г) подростковом возрасте.

24. Умственное развитие в юношеском возрасте заключается:

А) формирование индивидуального стиля мышления;

Б) в накоплении знаний;

В) в формировании формальных операций;

Г) в формировании абстрактного мышления.

25. Переходной фазой между активной и пассивной речью является:

А) эгоцентрическая речь;

Б) внутренняя речь;

В) автономная речь;

Г) внешняя речь;

26. В каком возрасте основным видом мышления является наглядно- действенное:

А) младенчество;

Б) раннее детство;

В) дошкольный возраст;

Г) младший школьный возраст.

27. Какую форму создания образов воображения используют дети в раннем детстве:

А) гиперболизация;

Б) схематизация;

В) агглютинация;

Г) типизация.

28. В каком возрасте память становится опосредованной:

А) преддошкольный;

Б) младшей школьной;

В) дошкольной;

Г) подростковый.

529. В подростковом возрасте (по Ж. Пиаже) формируется мышление:

А) абстрактное;

Б) гипотетико-дедуктивное;

В) логическое;

Г) наглядно – действенное.

30. В раннем детстве ведущим видом памяти является:

А) логическая;

Б) эмоциональная;

В) механическая;

Г) смысловая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: