Периоды и основные идеи китайской философии

История китайской философии очень условно может быть разделена на три этапа: древняя, средневековая и новая философия.

Древняя философия (VII в до н. э. -III в. н. э.)

В это время в Китае (особенно в VI - V вв. до н. э.) происходит расцвет философии, возникает множество философских школ, объединенных по шести основным направлениям:1. даосизм; 2. конфуцианство; 3. легизм или школа законников; 4. моизм; 5. номиналисты;6.натурфилософы.

Средневековая восточная философия (III - XIX вв. н. э.). Начинается этот период с проникновения в Китай из Индии буддизма. Через несколько столетий Китай, усвоив индийский вариант буддизма (в форме махаяны) создал свою версию – чань-буддизм. Именно чань-буддизм наряду с неоконфуцианством и неодаосизмом образовали «тройственный философский союз» в Средневековом Китае.

Новая философия (с XIX в. по сей день). В XIX в. произошла мощная экспансия западных стран в Китай. Китай был поставлен перед необходимостью усвоения и реагирования на чуждую ему культуру – христианство, европейскую науку, литературу и т. д. Этот процесс еще не завершен. Но и сегодня в ХХI веке современная социальная философия Китая в основном базируется на этических принципах Конфуцианства. Принципы философии легизма используются в государственном управлении. Возможно, что экономический и культурный расцвет в Китае обусловлен этими факторами.

Вернемся к самому древнему этапу китайской философии. Наибольшее значение для становления китайского мировоззрения и культуры имело соперничество трех школ: даосизма, конфуцианства и легизма. Прежде чем перейти к непосредственному изложению философских оснований этих школ, следует сделать одно существенное уточнение: история китайской философии наиболее адекватно (наиболее по-китайски) представима как история основных категорий, понятий, языковых конструкций. Например, главными понятиями китайской философии выступают «Дао», «Дэ», «Инь», «Ян», «Ци», «Жэнь», «Сяо» и др. Ими пользуются все философские школы. С одной стороны, это подразумевает сохранение какого-то первичного, традиционного значения этих образов-понятий, но, с другой стороны, означает очень большую степень свободы философского творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: