Диалектика

1.Диалектика в истории философии.

2. Принципы, законы, категории диалектики.

3. Синергетика как развитие диалектического учения.

I. Диалектика – это понимание мира и способ мышления, при котором различные явления рассматривается в многообразии их связи, взаимодействий противоположных сил, тенденций, изменений и развития. Диалектика – онтологическое и гносеологическое учение об источнике развития, становления и противоречия. Сам термин диалектика происходит от лат. dialegomai – веду беседу, рассуждаю.

В эпоху Античности диалектика связана со стихийным материализмом. Так Гераклит писал, что огонь живет смертью земли, воздух смертью огня, вода смертью воздуха, земля смертью воды. В его словах о том, что Космос не создал, никто из людей, никто из Богов, а он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами угасающим, подчеркивается бесконечность материи, ее несотворимость, неуничтожимость. Платон считал, что бытие заключает в себе противоречие, оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Сократ так формулировал вопросы собеседникам, чтобы находить противоречия в ответах. Например, задавая простой вопрос: «хорошо ли красть?», Сократ подводил собеседника к глубоким размышлениям. Ответ, на первый взгляд, очевиден: нет, конечно, не хорошо. А украсть у врага оружие перед боем? А у друга меч, если он может броситься на него, в порыве отчаяния? Собеседник ищет ответы на вопросы и задумывается. В результате находятся другие ответы, и открывается новый смысл. Этот способ называется майевтика – это помощь в рождении мысли, понятия и т. д. Аристотель писал, что противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается.

В эпоху Возрождения диалектические идеи развивал Н. Кузанский (XV в.). Он представил процесс познания как достижение бесконечно совершенного: «Все вещи состоят из противоположностей в различиях степенях, рассудок мыслит противоположно в соответствии с законом противоречия и способностью постигать бесконечное».[16]. Заслугой Н. Кузанского в истории развития диалектики является распространение принципа противоположности на мир реальных вещей. По геометрическим представлениям Н. Кузанского если бесконечно увеличить радиус окружности, то окружность совпадет с касательной прямой. Бесконечная кривизна приводит к бесконечной прямизне.

И. Кант сформулировал антиномии. «Мир имеет начало во времени…(См. лекцию: Классическая немецкая философия).

В учении Гегеля весь мир представлен в беспрерывном движении и развитии. Гегель стремится раскрыть внутреннюю связь движения и развития. Он писал о том, что движущей душой всякого научного развертывания мысли является диалектика. Она представляет собой единый принцип, который вносит содержание в науку связь и необходимость. Г. Гегель сформулировал принципы, законы, категории диалектики. Диалектика для Г. Гегеля – такое понимание мира и способ мышления, в котором движение лежит в основе всего как подлинно духовная действительность. Все развитие протекает по законам диалектики. Для диалектического материализма диалектика – внутренняя закономерность экономического развития, а от экономического зависит и социальное и духовное развитие. Развитие – необратимое, конечное изменение. Оно бывает прогрессивным, протекающим с нарастанием сложности и упорядоченности, регрессивным, т.е. деградирующим, означающим распад объекта.

Чем глубже мы всматриваемся в окружающий мир, тем все больше отмечаем его постоянное движение и развитие. Мир состоит из незавершенных идей, предметов, явлений. Истина есть процесс. Движение материи как способ ее существования в соединении с принципом всеобщей связи дает общую идею развития мира. Диалектика как комплексное учение о развитии на всем видит печать падения, исчезновения, гибели. Вечен только процесс движения, развития. Различают восходящее развитие – это путь от простого к сложному, более совершенному, тоньше организованному, информационно емкому, с богатой структурой.

Нисходящее развитие в материальной и духовной сфере – это – путь разложения, обеднения, упрощения. Говоря о принципе развития, необходимо обратить внимание на наличие разных подходов к самой идее развития, ее технологии. Антидиалектики, метафизики тоже полагали, что развитие имеет место. Но они не видели причину развития в самом фундаменте материи. Развитие объектов рассматривалось как нечто окончательное, застывшее, а не как процесс. Диалектическая концепция развития показала источник развития – самодвижение, саморазвитие материи, всего сущего.

II. Принципы диалектики:

1. Принцип всеобщей взаимосвязи явлений.

2. Принцип всеобщности движения и развития.

3.Принцип историзма.

4. Принцип противоречивого единства общего и единичного; сущности и явления; формы и содержания; необходимости случайность.

Принципы диалектики эвристичны, т.е. способствует открытию и познанию мира. Эвристичность содержания этих принципов оказалась нужной для многих открытий. Так, принцип всеобщей взаимосвязи всех явлений развился в современной науке в общую теорию систем. Так, согласно этому принципу любой объект материального мира можно рассматривать как состоящую из взаимосвязанных элементов самостоятельную систему и одновременно как элемент системы более широкой. Это значит, что любой элемент системы нашей Вселенной связан с любым другим элементом абсолютно любой системы. Каждая вещь в этом мире пусть опосредованно, но связана с любой другой, являясь, по выражению Ф. Энгельса, «эхом всей Вселенной». Не менее значим для науки и практики и принцип всеобщности развития. В нынешнем естествознании он известен под названием принципа глобального эволюционизма. Открытия XX в. (расширение Вселенной, явления предбиологической и химической эволюции, дрейф континентов и пр.) существенно подкрепили диалектическую аксиому о всеобщем характере процессов развития.

Категории диалектики

Парные категории: необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность, форма и содержание проявляются как дополнительные законы диалектики. Взаимоотношения этих категорий есть своеобразный «каркас» диалектики.

Понятие «система» и «целое» соотносятся с такими понятия ми как «элемент» и «часть». Согласно одному из определений «целым называется то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно». (Аристотель. Соч. В4т. Т.1. М.,1975. С.174–175).

Следует обратить внимание на то, что не каждый элемент может оказаться частью. Например, в организм человека входит в качестве элемента неорганическая подсистема, без нее организм не может существовать, однако совокупность неорганических образований не будет частью этого целого, потому что не несет на себе печати этой целостности. Понятие части соотносимо только с понятием целого и означает момент, фрагмент целостности, необходимо заключающий в себе ее специфичность. «Целое» и «часть» – это несовпадающие, противоположные категории. В части содержится не только специфичность целого, но и индивидуальность, своеобразие, зависящее от природы исходного элемента. Часть отделена от целого, обладает относительной автономностью, выполняет свои функции в составе целого (одни части – более существенные функции, другие – менее существенные).

Форма и содержание

Для понимания структурности материи важное значение имеет уяснение соотношение формы и содержания. Подобно диалектике части и целого, элементов и системы диалектика формы и содержания конкретизирует представление о структурности как атрибуте материи, связывает структурность с противоречиями, с развитием, отсекает односторонность в их трактовке и выявляет новые грани в проблеме использования этих категорий в практической деятельности людей. Под «содержанием» в философии понимается все, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты – элементы, но отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы. Если, к примеру, при рассмотрении организма человека мы не могли считать элементами данной системы отдельные клетки, молекулы, непосредственно не участвующие в ее создании, то теперь, при сосредоточении внимания на содержании системы, мы должны охватить буквально все, что в ней есть. Для выражения фрагмента содержания системы используется слово «компонент» системы.

Понятие формы многозначно. Часто под формой понимается способ внешнего выражения содержания, иногда при этом указывается, что форма к тому же есть относительно устойчивая определенность связи элементов содержания и их взаимодействия, тип и структура содержания. Конечно, форма есть внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его способ существования материи. Понятие формы градуирует единое. Под формой понимается также внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы.

Соответствие и несоответствие формы содержанию свидетельствуют об ее относительной самостоятельности, о возможности и ее двоякого – позитивного и негативного, конструктивного или деструктивного воздействия на содержание. Это, в свою очередь, приводит к мысли: а нельзя ли сначала создать конструктивную структуру, а потом «подтягивать» по нее содержание?

Конечно, могут быть и нежизненные, преждевременные и просто никуда негодные формы, насильно навязываемые содержанию, как, например, при волюнтаристском подходе к социальным структурам. Это тоже ведет к несоответствию формы содержанию. Оптимальность развития достигается только при взаимном соответствии содержания и формы (структуры).

Сущность и явление

Выраженные в соотношениях категорий «система –элемент», «целое – часть», «содержание – форма», в своем превращения из «вещи в себе» в «вещь в нас» имеют исходным своим звеном явление. Понятие явления определяется как форма проявления сущности, как внешнее обнаружение сущности, т. е. как внешние свойства и их системная структурированность. Под сущностью обычно понимают главное, основное, определяющее в содержании системы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами. Сущность иявленеи динамичны в своем соотношении, что и должно быть отражено, на наш взгляд, в исходном определении сущности. Таковым может быть понимание сущности как отношений или свойств системы, от которых зависят другие ее отношения или свойства. Категория сущности служит для выделения в системе таких ее свойств и отношений, которые обусловливают другие ее свойства и отношения. Сущность определяется лишь по отношению к некоторой системе. Нельзя спрашивать, существенен или нет некоторый признак безотносительно к какой – либо системе или безотносительно к специфике отношения обусловливания признаков в этой системе. Конкретный предмет объективно представляет собой множество различных систем (или подсистем). Относительно каждой из них можно выявить ее сущность.

Причина и следствие

Основанием философского детерминизма является учение о причинной обусловленности всех явлений. Причинная связь или причинное отношение является отношением между двумя явлениями, событиями, одно из которых выступает в качестве причины, а другое в качестве следствия. В самом общем виде отношение причинения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием. За признанием всеобщности причинности в силу его субстанционального характера стоит известное выражение: «Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто». Утверждение о всеобщем характере причинной обусловленности явлений обычно называется принципом причинности. Хотя принцип причинности и не исчерпывает концепции детерминизма, он составляет его основу. день и ночь, радиус круга и его площадь, имеют своим основанием определенную причину.

1) Однолинейные цепи причинения. В них одно и то же явление выступает

и причиной, и следствием, причиной в одном отношении и следствием в другом:

Для них характерна пространственно-временная смежность и транзитивность (если в алгебре a=b, a b=c, то a=c; здесь же B, будучи причиной С, а С – причиной D, хотя и не непосредственной, но опосредованной причиной D).

2) Цепи причинения двулинейные с обратной связью. Пример – работа холодильника. С повышением температуры внутри холодильника срабатывает терморегулятор, включающий холодильную установку, которая приводит температуру к нужной величине. Определение: Материальные системы, в цепях причинения которых перенос вещества, энергии и информации от следствия к причине имеет существенное значение для функционирования системы в целом, называется системами с

обратной связью.

3) Разветвляющиеся цепи причинения.

Пример: разброс попаданий в мишень при стрельбе из мелкокалиберной винтовки; причины вроде бы одинаковые и кажется, будто нарушается закон

причинности.

С С

A B D D B F

E E

Итак, основой казуальной детерминации является элементарная причинно-следственная связь; причинные связи образуют причинные цепи; цепи причинения могут формировать причинные сети; причинные сети могут формировать причинные комплексы, которые, в свою очередь, могут выступать в качестве одной причины на новом структурном уровне организации материи. Существует бесконечная иерархия причинных отношений.

Необходимость и случайность.

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности. Необходимость выступает в качестве определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регулярной обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерности. Одновременно в любой концепции детерминизма требуется и выявление ее отношения к существованию в мире случайности. Необходимость – это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Пример – развитие организма человека, прохождение человеком нескольких последовательных стадий. «Необходимость» это то, чего нельзя обойти. Случайность же – то, что имеет основание и причину не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по другому.

Традиция анализа взаимосвязи, существующей между случайностью и необходимостью, была заложена Гегелем. Можно выделить несколько моментов, характеризующих взаимосвязь необходимости и случайности. Первый момент связан с пониманием категорий необходимости и случайности, как парных категорий, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия: они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Ни случайности, ни необходимости не бывает в чистом виде. Необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Так,. по отношению к общему прогрессу научного познания открытие неэвклидовой геометрии именно Лобачевским было случайным событием, но само это открытие было с необходимостью подготовлено всем ходом развития геометрии в конце XVIII – начале XIX в. Именно поэтому независимо от Лобачевского неэвклидова геометрия была открыта также Больяни и Гауссом. Все примеры так называемых параллельных научных открытий обнаруживают их внутреннюю необходимость. В тех случаях, когда мы имеем дело с динамическими закономерностями, случайность также оказывает свое действие. Так, траектория полета снаряда однозначно определяется исходными условиями и законами динамики. Теоретически действие случайностей здесь исключено. Но реальная траектория полета снаряда всегда отклоняется от расчетной в силу действия таких случайных факторов, как состояние атмосферы (ветер, температура, давление).

В итоге снаряд летит по траектории, которая отклоняется от расчетной, и в этой траектории сходятся как начальные условия и законы динамики, так и действие случайных факторов.

Третий момент в диалектике необходимости и случайности связан с пониманием случайности как дополнения необходимости. Полное знание о том или ином объекте будет достигнуто только в том случае, когда знание необходимых черт предмета будет дополнено знанием случайных, уникальных черт этого явления. Это требование дополнять знание необходимости знанием случайности особенно важно для таких отраслей науки, как геология, биология, история. Так, понимание процесса зарождения жизни на земле должно базироваться на знании общих и необходимых закономерностей эволюции и возникновения новых структурных уровней существования материи. Диалектическая взаимосвязь между необходимостью и случайностью коренится в самом процессе развития материальных систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этого процесса. Каждый реально осуществившийся этап процесса развития той или иной материальной системы порождает целый спектр возможностей ее дальнейшего развития. Потенциально реализация любой из этих возможностей в будущем является случайным событием. Но фактически реализуется только та возможность, для осуществления которой имеются в наличии необходимые условия. По отношению к этим конкретным условиям осуществляющаяся возможность оказывается необходимой, хотя первоначально она была только случайной. Превращение одной из возможностей в действительность порождает новый спектр возможных путей дальнейшего развития и так до бесконечности. В таком представлении процесса развития одновременно происходит и превращение случайности в необходимость, и проявление необходимости сквозь массу случайностей.

Законы диалектики

Закон – всеобщая, установленная связь в явлениях и понятиях действительности. В диалектике сформулированы три закона. Первый закон – закон единства и борьбы противоположностей. Его формулировка вытекает из принципа противоречия. Они начинаются с несущественных различий, затем развиваются существенные различия, на следующем этапе вступают в силу противоречия, а затем – противоположность. Далее следует – скачок (качественное изменение в системе и новое развитие). Скачки связаны с моментами разрешения противоречия. Предмет либо погибает, либо обретает новое качество.

Второй закон – взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Качество означает совокупность свойств предмета. Количество отражает величину в единицах измерения. Мера – единство количественных и качественных характеристик их взаимодействия. Скачок – нарушение этих характеристик. Объем количественных изменений выступает причиной смены качества объекта.

Любой предмет или явление имеет в в своем развитии соответствующие количественные и качественные характеристики. До определенного момента количественные изменения слабо отражаются на его качестве, но качество влияет на количественные характеристики. Например, постепенное накопление знаний студента приводит к появлению его нового качества как специалиста. И здесь существует категория меры. Мера – категория, отражающая количественные границы, в пределах которых качество предмета сохраняется.

Третий закон формулируется как отрицание отрицания. Сброс развивающейся системой старого качества является отрицанием. Но оно должно обеспечить продолжение развития. Диалектическое отрицание не просто отвергает или уничтожает прежние формы, но сохраняет единство и преемственность в развитии объекта. Категория отрицания выражается в последовательном отношении развития объекта, в котором каждая последующая стадия не отбрасывает, а сохраняет и вбирает в себя существенные моменты предыдущей стадии Например, теория относительности Эйнштейна не зачеркивает физику Ньютона, как заблуждение, а включает ее как частный случай. Исторические типы экономики, политики, философии, морали не уходят в прошлое. Они сохраняются на всех этапах развития общества.

Развитие любого объекта действительности можно представить как диалектическое. Так у человека есть детство, юность, зрелость, старость. Каждый этап характеризуется обретением нового качества. Следовательно, может рассматриваться как отрицание предыдущего состояния. Все процессы обладают ритмами, циклами. Развитие происходит по спирали. В развитии логических категорий, по Гегелю, это формулируется так: тезис, затем антитезис, в котором содержится сам тезис, и далее синтез – снятие противоречия, а затем появление нового тезиса, а значит и нового противоречия.

Формулировка закона Закон единства и борьбы противоположностей Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений Закон отрицания отрицания
Вопрос, на который отвечает данный закон В чем источники развития? Каким способом идет развитие? Куда оно направлено?
категории тождества; -различия; -противоположность; -противоречие -количество; -качество; -мера; -скачок -преемственность; -направленность; -цикличность

III. Синергетика. Новости синергетического подхода.

1) Хаос не только разрушителен, но и созидателен, конструктивен. Развитие осуществляется через неустойчивость, хаотичность. Порядок и хаос дополняют друг друга. Порядок возникеет из хаоса.

2) Линейный характер развития, о котором говорится в классической науке,– это не правило, а исключение. Развитие большинства систем носит нелинейный характер.

3) Развитие осуществляется через случайный выбор. Одно из нескольких возможностей дальнейшей эволюции – точки бифуркации.

Флуктуация– момент небольшого воздействия на систему, вынуждающий двигаться е по новому аттрактору.

Аттактор– новый путь, выбранный системой в момент флуктуации по которому она будет развиваться и последует дальше.

Бифуркация точка выбора системой нового пути.

Когда система, эволюционируя, достигает точки бифуркации (точка выбора момента, дальнейшего развития), детерминистическое (одно определяет другое) описание становится невозможным. Флуктуация вынуждает систему выбрать ту ветвь, по которой будет происходить дальнейшая эволюция системы.

Переход через бифуркацию такой же случайный процесс как бросание монеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: