Познание

1. Познание в истории философии.

2. Элементы познания.

3. Принципы познания.

4. Истина и ее теория.

1. Человек – существо любознательное. Он способен познавать мир, разгадывать его тайны. Истоком познания служит приспособление к окружающему миру. Так в древности появилась потребность в огне, и, чтобы научиться пользоваться огнем, человек познает, что такое огонь. Процесс познания – не простой слепок действительности, а сложный процесс. Познание – процесс духовного освоения мира, направленный к поиску истины. Вопросы, на которые отвечает гносеология (теоретическое познание): Познаваем ли наш мир? Что является источником познания? Какова конечная цель познания или для чего мы познаем этот мир? С одной стороны познание – практическое приспособление к миру, но, с другой стороны, оно имеет и более глубокие истоки. Есть внутренние глубинные силы человека, заставляющие его постигать реальность окружающего мира. Обратимся к истории философии. Античный мыслитель Платон считал философов такими людьми, которые способны постичь то, что вечно тождественно самому себе. Философов страстно влечет к познанию, им приоткрывается вечное сущее. Они стремятся ко всему бытию в целом, не упуская ни малой, ни большой части жизни. Для этого им требуется прирожденная соразмерность и тонкость ума. Это своеобразие и наделяет их такой способностью познания и придания вещам истинности, а других людей возможностью следовать им. Для Платона центральная идея причина знания и познаваемости истины. Аристотель считал, что познание начинается с ощущения. Заканчивается изучением самого факта установления сущности. Сущность Аристотеля не число как у Пифагора, не Эйдос у Платона, а единство формы и материи. Познание сущности возможно через причины и принципы вещей. Истинное изучение вопроса по Аристотелю включало постановку проблемы, затем формулировку гипотезы, аргументирование выдвинутой гипотезы, и завершает изучение проблемы теория. Таким образом выстраивается познавательная теория согласно Аристотелю. В эпоху Средневековья Уильям Оккам (1281 - 1349) показал как интуитивный этап, с которого начинается познание, с внешнего восприятия переходит во внутреннее переживание. Если понятие не может быть познанным интуитивно или не поддается проверке опытом, то оно должно быть исключено. Эта идея называется «Бритва Оккама» – не умножать сущности без необходимости. То, что можно выразить посредствам меньшего, не следует выражать посредством большего.

Августин Блаженный считал, что мы познаем мир в той мере, как мы любим. Блез Паскаль писал, что любовь прокладывает дорогу к разуму, вещам и людям. И. Кант – основоположник классической немецкой философии, писал о том, что человеческий разум не наделен такими крыльями, которые ему дали бы возможность пробиться сквозь высокие облака, скрывающие от наших глаз тайны иного мира. Разум должен подходить к природе со своими принципами, лишь сообразность с которыми согласуются являющаяся, с другой стороны с экспериментами, чтобы черпать из природы знания, но разум не должен быть школьником, которому учитель подсказывает все, что он хочет, должен быть судьей, заставляющий свидетеля отвечать на предлагаемые вопросы. Кант сформулировал вопросы: Что я могу знать? Ответ на этот вопрос ищем в гносеологии. На что я смею надеяться? Ответ – в религиозной вере. Что я должен делать? Ответ – в этике и практике. Эти три вопроса могут быть сведены к одному: Что есть человек?

Макс Шелер размышлял о том, что знание – участие в судьбе мира, то, что называют любовью. Мы не можем полюбить то, чего не знаем. Познавая мир, мы обретаем любовь к нему. С этими словами нельзя не согласиться.

Мыслители XVIII в. полагали, что вот-вот откроется абсолютная истина. Сознание прозрачно. Процесс мышления происходит без помех и мы приближаемся к ясному и всеобщему знанию. На самом деле не так! Границы познания определяется уровнем науки и техники каждой эпохи. В помощь своим законам восприятия человек создает инструменты, но они оказываются столь же несовершенными, как и органы чувств. Нельзя сказать, что наше познание постигает точную реальность. Субъект обязательно присутствует в познании. Истина соседствует, сплетается с предрассудками и даже заблуждениями.

2. Основные формы познания:

1.Чувственное (эмпирическое) познание. Чувство обеспечивает связь с внешним миром. Основные элементы:

а) ощущение – исходный элемент чувственного познания. Внешний мир воздействует на органы чувств, вызывает ответную реакцию. На этом этапе отражаются лишь отдельные свойства объекта. Наибольшей информационной способностью обладают зрение, затем осязание и меньшей слух и обоняние.

б) восприятие – это формирование образа объекта. На этом этапе происходит синтез ощущений.

в) представление – обобщенный образ одного или многих объектов, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия предмета.

2.Рациональное познание. Формы мышления:

- понятие;

- суждение;

- умозаключение.

Понятие – одна из логических форм мышления, в которой представлено совершенно определенное, общепризнанное языковое выражение предмета или явления. В понятии выделяют общее во множестве познаваемых предметов или явлений окружающего мира. Вступают в силу такие методы познания как анализ, синтез, сравнение.

Суждение – это таким образом связанные понятия, с помощью которых утверждается или отрицается информация о чем-либо. Умозаключение – это мыслительное действие, в котором отражаются связи объекта.

Эти формы познания взаимосвязаны и могут быть приняты за определенные этапы познавательного пути. Этот путь начинается с переживаемого или испытуемого положения вещей, которое передается головному мозгу сигналами органов чувств. Сначала они разрозненны, затем соединяются в единый образ, и им находится адекватный ответ в виде понятий, суждений и умозаключений. Нельзя разрывать этапы познания, так как они тесно взаимосвязаны. Так ребенок усваивает опасности окружающего мира, вместе с ощущениями получает понятия такие как: горячо, высоко, глубоко.

3. Принципы и методы познания

Они универсальны, являются простыми операциями нашего мышления, опираются на логику повседневных действий. Анализ – выделение в процессе исследования мысленного объекта составных элементов в целях выявления их свойств и отношений. Синтез – действие обратное анализу, соединение элементов в единое целое, в определенную целостную структуру. Индукция – способ рассуждения или метод получения знаний от частных суждений к общему выводу. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция охватывает все явления того или иного класса, т.к. это достаточно сложно, то в основном бывает неполная индукция.

Дедукция – метод движения знания от общего к частному. Выведение частных положений на основе общего. Аналогия – прием познания, который позволяет на основе сходства объектов предположить свойство других объектов. Например, явление дифракции. Изучение света позволило выявить его волновую природу. Такие же свойства выявились у звука. Абстрагирование – отвлечение от несущественных, незначимых свойств и выделение необходимых свойств, важных, существенных. В книге «Prima elementa нучного познания» В.И. Курашов выделил наиболее известные методологические принципы и подходы:

Принцип соответствия состоит во включенности «старого» знания в систематизацию знаний на основе новых принципов (идей, концепций, теорий). Так релятивисткая механика на малых скоростях переходит в классическую механику.

Принцип дополнительности – в том, что объекты исследования изучаются более полно в интегративном подходе, с точки зрения разных концепций и теорий.

Принцип пролиферации представляет собой принцип дополнительности «в квадрате». Возможности более полного изучения объекта увеличиваются с привлечением большего количества разнообразных теоретических идей.

Принцип редукции заключается в познании некоторых свойств объектов через составляющие их части. Сформулированный В.И. Курашовым принцип контрредукции утверждает наличие в природных системах метацелостных свойств и возможность изучать данную систему как объект более высокоорганизованной системы. [17]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: