Дистанционное обучение

Дистанционное преподавание все шире распространяется в развитых и развивающихся странах. Оно приобретает особое значение для повышения квалификации в связи с ускорением развития медицинской науки и необходимостью постоянно осваивать новые методы диагностики и лечения. Для этого все шире используются методы телеобразования в режиме видеоконференций.

Телеобучение (телеобразование) медицинским знаниям и приемам - динамический процесс, основными принципами которого являются: обучение в течение всей жизни, пропаганда медицинских знаний, интерактивное обучение, обучение «без границ», непрерывное профессиональное обучение с использованием телемедицинских и Интернет-технологий. Другими словами, телеобразование подразумевает:

1) внедрение телемедицинских методов обучения, включая теленаставничество, в непрерывную систему подготовки медицинских работников;

2) «телепросвещение» пациентов (с одной стороны, предоставление информации о заболеваниях, лечебных мероприятий, образе жизни, с другой - сведения о доврачебном обследовании и рекомендации по использованию средств «домашней аптечки» через различные информационные «киоски»).

При телеобучении определенным дисциплинам можно использовать реальное медицинское оборудование. Например, на занятии по гистологии преподаватель может попросить одного или нескольких обучающихся указать на исследуемом изображении поля с конкретными признаками и сохранить изображение с пометками каждого обучающегося в своей базе данных. При наличии микроскопа с компьютерным управлением обучающийся может сам анализировать гистологический препарат: студент дистанционно проводит исследование, а остальные видят препарат и слышат комментарии преподавателя.

Эффективный процесс дистанционного обучения обеспечива­ется при выполнении следующих условий:

1) непрерывное визуальное наблюдение обучающихся за всеми процессами диагностики в реальном времени;

2) аудиоконтакг между всеми обучающимися и преподавателем;

3) возможность для обучающихся проводить оперативную запись наиболее важных этапов занятия для сохранения и повторения пройденного.

Операции и действия анестезиолога, функциональные и инструментальные исследования могут быть представлены как видеофрагменты в записи либо в реальном времени в форме видео потока. Для показа определенных манипуляций (например, реанимационных мероприятий) можно применять муляжи. При их наличии и у преподавателя, и у слушателей можно организовывать демонстрацию действий с их последующим повторением обучающимися «под камеру» при контроле времени, затрачиваемого на манипуляции.

В процессе клинических лекций может использоваться электронный стетоскоп, что позволяет преподавателю опрашивать слушателей по поводу характера наблюдаемых у пациента шумов.

Сеансы дистанционного медицинского обучения в процессе реальной диагностики, лечения и хирургического вмешательства могут проводиться непосредственно из цифровых диагностических кабинетов и операционных. Это особенно удобно для мастер-классов, которые предполагают демонстрацию действий высококвалифицированных специалистов, сопровождаемых комментариями, в режиме видеоконференции.

Теленаставничество (за рубежом используется термин «телементорство») предполагает выполнение манипуляций, в том числе хирургических, менее опытными врачами под контролем и при «подсказках» наставников из специализированных центров, использующих системы видеоконференцсвязи.

Такая форма обучения, как виртуальный университет, предполагает, что студентам доступны лекции и семинары, но только в режиме реального времени. Необходимые учебные материалы можно копировать прямо из Интернета. Также через Интернет распределяются и домашние задания. Виртуальный университет включает в себя:

• наличие виртуального преподавателя, например фонд лучших лекций (сетевая технология предполагает не виртуального, а удаленного преподавателя);

• компьютерные моделирующие и тестирующие программы образовательной среды;

• электронные учебные пособия и обучающие программы (например, компьютерный пакет, позволяющий оценить послойное строение человеческого тела);

• региональные учебные центры и Интернет в целом, в которых доступны многочисленные информационные БД (учебного характера, поновым методам диагностики и лечения, описания сложных случаев и т.д.).

Система дистанционного обучения содержит БД с хорошо структурированными учебными материалами, наборы тестов по определению уровня исходных знаний и текущего контроля усвоения материала, а также позволяет преподавателю контролировать выполнение заданий, а студентам - получать от него консультации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: