Структура и функции медицинских информационных систем территориального уровня

Территориальная информационная медицинская система - это интегрированная система сбора, обработки, передачи и хранения данных о состоянии здоровья населения, окружающей среды, материально-технической базе и экономических аспектах функционирования службы здравоохранения региона.

Переход здравоохранения к использованию таких систем способствует преодолению трудностей своевременного получения всех необходимых данных о пациенте, накапливаемых в течение жизни при наблюдении человека в ряде учреждений (родильный дом, детская и взрослая поликлиники, специализированные центры/ диспансеры, стационары и др.). Одновременно обеспечивается значительно более высокий уровень информационной поддержки, так как выписки из историй болезни (медицинских карт) далеко не всегда обеспечивают необходимый уровень информационной достаточности.

Одним из результатов интеграции ИМС является формирование комплексов взаимно дополняющих компьютерных систем функционально связанных учреждений, входящих, например, в состав терапевтическо-акушерско-педиатрической или специализированной медицинской службы. При этом на новой медикотехнологической основе решаются «застарелые» медико-организационные вопросы преемственности наблюдения, в частности на этапе «беременная женщина-плод-ребенок».

Территориальная ИМС должна обеспечивать информационную поддержку ЛПР по вопросам оперативного, тактического и стратегического управления, планирования развития здравоохранения региона и формировать данные статистической отчетности. Поскольку любая территориальная ИМС субъекта Российской Федерации включает районный и городской уровни, ее программное обеспечение должно обеспечивать потребности здравоохранения в анализе информации для принятия решений в рамках их компетенции. Данный подход соответствует мнению Комитета экспертов ВОЗ о месте районной системы как составной части общенациональной системы, которая должна обладать определенной сте­пенью независимости и способностью к самостоятельным действиям.

В настоящее время функционируют ряд независимых территориальных медицинских систем: органов управления здравоохранением, обязательного медицинского страхования, социально-гигиенического мониторинга. Последняя система обеспечивает контроль за состоянием окружающей природной среды, продуктов питания, профессиональной заболеваемости работников предприятий.

В отношении состояния здоровья населения традиционно (в большинстве случаев) осуществляются сбор и последующая обработка не первичной информации о пациентах, а статистических данных (например, на основе талонов, включающих в основном сведения о заболеваемости и нетрудоспособности людей).

В настоящее время в ряде регионов России осуществляется переход к мониторированию состояния здоровья населения на основе первичных данных. Для этого в каждом медицинском учреждении должен функционировать свой регистр (БД), реализованный на основе единого принципа построения (универсальности) отдельных блоков ИС независимо от различий в характере собственно медицинских данных. При этом документы должны быть однотипны по форме (паспортная часть, история жизни, болезни, результаты обследования), но включать и динамические блоки, отражающие текущие изменения в состоянии здоровья и ин­дивидуальные особенности пациента, которые врач считает нужным отметить.

Формируются также территориальные регистры больных по группам патологии (наследственные заболевания, природно-очаговые инфекции, венерические и кожные заразные болезни и др.), социально значимым заболеваниям (например, бронхиальная астма), отдельным контингентам (например, беременные женщины, дети).

Ведутся территориальные базы федеральных систем мониторинга заболеваний населения, обеспечивается их поддержка на уровне ЛПУ, откуда первичная информация поступает в медицинские информационно-аналитические центры (МИАЦ).

Формирование полноценной ИС регионального здравоохранения невозможно без создания в будущем единого информационного медицинского пространства, включающего все медицинские учреждения административной территории и объединяющего любую информацию независимо от последующего ее использования различными службами в медико-социальных и экономических целях. Это позволит получать любые необходимые срезы статистических данных на основе обработки соответствующей первичной информации и исключит неоправданное дублирование данных в различных ИМС.

Наиболее целесообразным решением этого вопроса было бы создание распределенной БД с санкционированным доступом пользователей к необходимой в конкретный момент информации, хранящейся по месту ее ввода. В этом случае можно было бы говорить о системе централизованно-децентрализованного хранения информации. Однако для этого наряду с административными решениями необходимо наличие АС в медицинских учреждениях и коммуникационной среды, в которую должны быть включены ЛПУ региона.

Современная территориальная ИМС чаще всего представляет собой трехуровневую систему электронного документооборота, реализованную в сетевом варианте:

1) БД фельдшерско-акушерских пунктов и участковых больниц (при отсутствии компьютеризации этого уровня необходимые сведения должны передаваться на уровень центральных районных больниц и храниться в их БД);

2) ИМС учреждений районного и городского подчинения, городских центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органов управления здравоохранением;

3) ИМС учреждений областного подчинения (включая бюро медико-социальной экспертизы), органов управления здравоохранением, органов Росздрава и Роспотребнадзора, территориального фонда ОМС.

Информация БД нижнего уровня, формируемых в отдельных медицинских учреждениях, в утвержденных объемах направляется в единую территориальную БД (по сетям или на магнитных носителях).

В любом из вариантов формируется интегрированная ИС, которая должна включать средства защиты данных от несанкционированного доступа.

Наряду с вертикальными связями, обеспечивающими информацией районный/городской и региональный уровни управления, в территориальной ИМС реализуются горизонтальные связи между медицинскими учреждениями. Они позволяют врачам различных ЛПУ (поликлиники, стационары, диспансеры и др.) оперативно получать необходимую им первичную информацию об изменениях в состоянии здоровья пациентов.

В правильно спроектированной территориальной ИМС обязательно предусматривается возможность ее модернизации и наращивания по функциям, а также подключение новых медицинских учреждений и вновь создаваемых ИС.

Территориальная ИМС строится на программной платформе, обеспечивающей интеграцию и обработку данных, получаемых от различных источников. «Сквозная» система сбора данных должна базироваться на основе информационной совместимости при использовании единых справочников. Платформа обеспечивает автоматическое создание и предоставление всех видов отчетности, включающих сведения из первичных БД.

Базы данных нижних уровней, как правило, работают под управлением различных СУБД. Часто форматы представления однотипных данных в них не совпадают. Кроме того, часть данных дублируется в различных БД, что может приводить к их последующей несогласованности.

Создание централизованного хранилища данных (для систем здравоохранения, фондов ОМС, Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора) создает основу для преодоления указанных проблем и обеспечения руководителей всей полнотой медико-статистической, экологической и экономической информации, необходимой для принятия обоснованных решений.

Технология последнего времени предполагает использование так называемых хранилищ данных (Data Warehouse) - БД для аккумуляции больших объемов информации.

Основными функциями территориальной информационной медицинской системы являются:

• формирование и ведение региональной базы (централизованного хранилища) данных;

• ведение регистра населения;

• ведение регистров на отдельные контингенты населения, в том числе для полицевых федеральных систем;

• анализ динамики состояния здоровья населения, включая оперативный анализ младенческой, детской и материнской смертности;

• формирование статистических показателей (состояния здоровья населения, работы ЛПУ и т.д.);

• оценка обеспеченности и потребности в основных видах медицинской помощи, включая контроль за выполнением территориальной программы государственных гарантий населения на бесплатную медицинскую помощь и мониторинг дополнительного лекарственного обеспечения;

оперативное управление службами (скорая помощь, станция переливания крови и т.п.);

• контроль эпидемиологической ситуации;

• анализ состояния окружающей природной среды, включая связь факторов загрязнения с уровнем заболеваемости и оценку влияния профессиональных вредностей на производстве;

• мониторинг работы ЛПУ на основе индикаторов результативности и качества, включая анализ финансово-экономических аспектов;

• планирование и прогнозирование развития учреждений и служб.

Принятие управленческого решения на основе имеющейся информации не является одномоментным актом, а включает последовательный ряд этапов:

1) анализ информации;

2) моделирование текущего состояния проблемы;

3) генерацию возможных решений;

4) ранжирование решений по порядку предпочтения;

5) выбор решений в соответствии с принятыми критериями;

6) моделирование последствий принятия решения.

Городская и районная ИМС создают новые условия для оперативного получения необходимой информации врачами скорой медицинской помощи непосредственно при оказании экстренной помощи. Это особенно важно в отношении пациентов с определенной патологией (сахарный диабет, эпилепсия и др.). Одновременно решается вопрос интеграции в единую БД информации о наблюдаемых при неотложных состояниях проявлениях заболевания и эффективности применявшихся медикаментов. Последнее крайне важно для последующего лечения этих больных врачами районных поликлиник.

Оперативный доступ врачей к исходной медицинской информации на этапах оказания помощи при чрезвычайных ситуациях имеет свои особенности.

Например, существует следующая схема информационного обмена. Так учреждения территориальной службы медицины катастроф в конце дня при выходе из программы запускают электронную почту, которая автоматически забирает из БД учреждений, оказывающих экстренную медицинскую помощь, всю новую информацию и размещает ее в общей территориальной БД. Таким путем обеспечивается актуальность медицинской информации, необходимой всем службам, участвующим в ликвидации последствий стихийной или техногенной катастрофы.

Включение в состав территориальных ИМС моделей позволяет на объективной основе прогнозировать ситуации (например, в области заболеваемости, эпидемиологической ситуации, потребности в медикаментах и др.), оптимизировать распределение ресурсов и структуру медицинских учреждений в условиях имеющихся ограничений, планировать мероприятия и поддерживать принятие решений.

В составе территориальных ИМС на всех уровнях используются различные АРМ - врача-статистика, главных специалистов и др. С их помощью осуществляются необходимый содержательный анализ, экспертиза и обработка информации, аккумулируемой в территориальной БД.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: