Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Методические указания. При раскрытии данной темы, прежде всего, охарактеризуйте изменения, происходящие в культуре Европы начиная с XVIIв.: открытие новых земель




При раскрытии данной темы, прежде всего, охарактеризуйте изменения, происходящие в культуре Европы начиная с XVIIв.: открытие новых земель, связанное с этим строительство городов, развитие кораблестроения, мореходства, военного дела. Наряду с социальными революциями, обуславливающими переход к господству капиталистических отношений, происходит научно-техническая революция, прежде всего сопряжённая с открытиями и изобретениями механиков. Отметьте взаимосвязь этих факторов и необходимости нового научного знания. Обратите внимание, что новая наука опирается на практику материального производства: Э.Торричели экспериментально устанавливает факт давления воздуха, изобретает ртутный барометр и воздушный насос, И.Ньютон формулирует основные законы механики, Р.Бойль применяет механику в химии, Гилбрейт исследует свойства и практическое применение магнита. Эти моменты формируют новое мировоззрение, в котором мир существует как механическая система, деятельным центром которой выступает человек и его потребности преобразования природы.

Проанализируйте, как развитие науки влияло на философию. Важно подчеркнуть, что в философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религиозным догматизмом, усиливается материалистическая тенденция в осмыслении проблем, основанная на развитии естествознания. В борьбе против авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе человеческого разума и безграничных возможностей научного исследования. В этой связи, ключевой проблемой философии Нового времени становится методология познания и вопросы о связи внешнего и внутреннего опыта. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление двух основных гносеологических направлений – эмпиризма и рационализма. Основоположником эмпирического метода познания стал Ф. Бэкон(1561 - 1626). Он выступил с критикой схоластического, догматизированного познания, заявив, что разум человека захвачен «идолами». Охарактеризуйте, что такое «идолы» Бэкона, почему они мешают познанию? Выявите, какие критерии достоверности вводит Бэкон, что является источником истинностного знания. Рационалистические тенденции в философии связаны с Р. Декартом (1596 - 1650). Он полагал, что источник знания и истины находится в разуме человека. При анализе рационализма Декарта особое внимание уделите механизму получения достоверного знания, выраженного в афоризме «Мыслю, следовательно, существую»: чтобы достичь истины Декарт рекомендует сомневаться во всем, и тогда существование любого предмета может отрицаться. Единственное, что не отрицает сомнение – это существование сомневающейся мысли. Поэтому рациональность человека, его критическое мышление, по Декарту, есть единственная достоверная реальность.




Переходя к третьему вопросу, отметьте, что задача науки и философии – содействовать увеличению власти человека над природой, вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных оснований, поэтому проблема субстанции занимала умы всех философов Нового времени. Новый подход к пониманию субстанции предложил Р. Декарт. Раскройте декартовское понимание дуализма субстанций, охарактеризуйте каждую из них («мыслящую» и «протяженную»). Иной подход к проблеме субстанции был предложен Б.Спинозой (1632 - 1677). Спиноза считал, что существует лишь одна материальная субстанция. Понимание специфики подхода Спинозы требует выявления атрибутов (свойств) и модусов (состояний)субстанции. Отдельно рассмотрите пантеизм Спинозы: мыслитель отождествил бога и природу, которая одновременно и творящая и сотворенная. Спиноза полагал, что природа является живой не только потому, что она бог, но и потому, что она обладает мышлением. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646 - 1716) к спинозовскому понятию субстанции присоединил принцип деятельной силы. В своем труде “Монадология” он объявил, что причиной материальных явлений выступают монады. Монады – это вечные, неизменные, нематериальные духовные центры деятельной силы. Непременным свойством монад является деятельность, причем деятельность целесообразная. По мысли Лейбница природу нельзя объяснить только законами механики, необходима цель существования. Поэтому каждая монада одновременно и основание своих действий и их цель.

Четвёртый вопрос связан с изучением философских идей просвещения в XVIII в.. Философия просвещения представлена двумя направлениями: деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо и естественнонаучными, механицистскими взглядами Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри. Укажите, что философия XVIII в. была неоднородной: в ней присутствовали материалистические и идеалистические взгляды, разрабатывались онтологические, гносеологические и социальные проблемы. Онтология существовала в виде философии природы, которая была версией физики и механики Ньютона. Пропагандистами этих взглядов были Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций. В плане гносеологии философы XVIII в. придавали равное значение как чувственному, так и рациональному в познании. Проблемы познания определили позицию французских мыслителей во взглядах на общественную жизнь. Проанализируйте важнейший фрагмент их социального учения – теорию о роли среды в формировании личности. Запомните, что одна из самых главных заслуг просветителей – это издание периодических газет и журналов, без которого невозможно было бы просвящать население в целом.



Подготавливая пятый вопрос, следует обратить особое внимание на обращения Ф. Бэкона, Р. Декарта, Ж. Ламерти, А. Леруа, Л. Дюма к медицинской проблематике. Практически все они связаны с вопросами цели, средств и организации медицинского знания. Так Бэкон стремится воплотить выработанные им принципы эмпирической методологии. В частности, считая описательную анатомию недостаточной, он настаивал (в труде «О достоинстве и могуществе наук») на разработке сравнительной анатомии и анатомии патологической: «Следовало бы в анатомических исследованиях тщательно наблюдать за следами и результатами болезней, за поражениями и повреждениями, причиняемыми ими во внутренних частях. Между тем этим пренебрегают». В области терапии Бэкон считал необходимым тщательно «записывать все, что происходит с больными», вести истории болезни и объединять их в «медицинские описания, тщательно составленные и как следует обсужденные», т.е. составлять клинические руководства Р. Декарт сыграл огромную роль во введении критериев точности, строгости и достоверности знания в науку.) Нового времени. Механистические воззрения Декарта на некоторое время стали основой для объяснения всех явлений реальности. Декарт занимался и непосредственно вопросами анатомии и физиологии, проводя многочисленные опыты, исследуя строение и функционирование организма человека и животных. Он первым попытался объяснить функционирование живых организмов в аспекте действий рефлексов, хотя и с позиции механистического подхода.

Также механистический подход отражен в работах врача и философа Ж.О. Ламетри (1709-1751) «Человек-машина». «Человеческое тело, - пишет в своем трактате Ламетри, - это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения». Человек - это часовой механизм, который заводится не механическим способом, а посредством поступления в кровь питательного сока, образующегося из пищи («хиласа»). Вместе с тем, у Ламетри присутствуют существенные и достаточно продуктивные отступления от механицизма: одним из первых он высказывает идею эволюции органического мира от простых существ к более сложным, которая распространяется и на человека.

Материалистическая, по преимуществу, направленность философии просветителей обуславливала развитие соответствующих идей в медицине. Это проявлялось в стремлении объяснять различные жизненные процессы, сводя их к элементарным биофизическим и биохимическим процессам. Подобным же образом трактовались и явления психической жизни человека. Понятия души и духа при этом либо существенно трансформировались, либо отбрасывались вовсе. Так, А. Леруа (1598-1679), придерживавшийся картезианских воззрений, отождествлял душу с телом, рассматривая ее как один из модусов тела; идеи же он представлял в виде механических движений. Также встречались утверждения (П. Кабанис), что мышление - такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени.

Также при ответе на вопрос необходимо отметить направление философской мысли альтернативное механистическим воззрениям, получившее название «витализм». В наиболее явном виде основные положения витализма были сформулированы Л. Дюма (1765-1813). Согласно виталистическим представлениям, в организмах имеется особая жизненная сила (vis vitalis), от которой должны зависеть все проявления жизни. Витализм, таким образом, отбрасывал объяснение жизненных процессов с точки зрения исключительно механического и химического их понимания.





Дата добавления: 2015-03-27; просмотров: 339; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11050 - | 8240 - или читать все...

Читайте также:

 

3.235.77.252 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.