Методические указания. Подготавливая первый вопрос следует отметить главные факторы отличающие неклассическую философию от классической

Подготавливая первый вопрос следует отметить главные факторы отличающие неклассическую философию от классической, к коим относятся смена приоритетов понятий «сущность» и «существование». В классической философии на первом месте стоит сущность, в неклассической существование. Соответственно классическая философия предполагает анализ существования человека и мира в целом, через постижение их сущности, неклассическая исходит из того, что всякая сущность постигается только через постижение существования. Следует запомнить, что смена данных приоритетов в первую очередь была обусловлена бурным развитием науки, которую уже не удовлетворяла спекулятивная метафизика. Также знакомство с данной темой предполагает осмысление глубинного кризиса, который произошел в западноевропейской философии в XIX веке. С одной стороны философия, выполняя свою главную, мировоззренческую функцию, должна была синтезировать стремительно возрастающие научные знания, с другой – увязывать эти знания с теоретическими размышлениями о всеобщем: о целостном бытии, о человеке, об обществе как таковом, об общезначимых принципах и методах познания, о всеобщих, значимых для всех людей и во все времена нормах нравственности. В это время появляются направления, которые не отказываясь от ценности разума, сделали акцент на переосмыслении его классических образцов. Таковы например, марксизм и позитивизм. Также в XIX веке нарастает разочарование в науке, разуме, прогрессе, в идеалах общества, построенного на разумных началах. Наиболее ярко это разочарование отразили представители «философии жизни».

Ответ на второй вопрос предполагает знание источников и составных частей марксизма. Также необходимо проанализировать взгляды К.Маркса и Ф. Энгельса на человеческую историю и знать как они определяют и классифицируют этапы её развития. Изучая философию позитивизма, следует запомнить, что изначально позитивизма О. Конт отвергал философию, отождествляя её с метафизикой, и пытался создать науку о человеке и обществе, подобную естественным наукам, в которых решаются только вопросы, имеющие позитивное (положительное решение). Борьба позитивистов против метафизики имела и до сих пор имеет свои достаточно серьезные теоретические основания и социально-практические предпосылки. Реальным основанием, относящимся к самой философии, является характерное противоречие: философия связана с жизнью, практикой, но она является сверхопытным знанием, высокоспециализированной и трудной для понимания областью человеческой культуры. При знакомстве с этим вопросом следует обратить внимание на эволюцию позитивизма от классической его формы к постпозитивизму.

Прагматизм интересен как наиболее типичная, своего рода национальная философия США. Прагматистская доктрина исторически выросла из полемики И.С. Пирса против рационализма Декарта. У последнего, мышление направлено вовне – это мышление о мире, оно имеет объективное содержание и познавательное значение. У Пирса мышление имеет скорее внутреннее значение, оно связано с психическими процессами и состояниями и замкнуто в сфере предрассудков, верований и сомнений человека. Вопрос же о его объективном содержании даже не поднимается, единственная цель исследования или мышления состоит в устранении сомнения и достижении верования. Полное понятие объекта есть совокупность всех практических следствий, которые могут быть произведены этим объектом – в этом суть знаменитого «принципа Пирса».

Надлом классической философии произошел в учениях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последователей – тех, чьи имена связаны с таким мощным и содержательным направлением как иррационалистической философии, как «философия жизни». Эти выдающиеся философы показали, что и познание и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям. Еще в 1818 году А. Шопенгауэр написал книгу «Мир как воля и представление», но особенно популярной она стала на рубеже XIX–XX столетий. На место разума должна быть по Шопенгауэру поставлена воля как «абсолютно свободное хотение», которое не имеет ни причины, ни оснований. Ф. Ницше также поместил в центре своей философии волю, но взятую в качестве «воли к власти». «Мифология разума» классической философии уступила лишь идеалистической «философии воли».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: