Существенный вклад в развитие неоклассической теории, главным образом в исследование взаимодействия рынка и государства в экономике, внесли работа 30-х годов немецкого экономиста В. Ойкена, создавшего своеобразный вариант неоклассической теории, получивший название неолиберализма.
Наиболее эффективное использование преимуществ рыночного хозяйства, отмечал он, — это "полная конкуренция". Однако при всех достоинствах рыночной экономики она обладает и существенным недостатком: свободная конкуренция при стихийном развитии порождает монополию и олигополию, По этой причине культивирование и защита конкуренции, подчеркивал Ойкен, являются главной задачей экономической политики государства. При этом немецкий ученый резко возражал против попыток своих многих коллег определить возможные масштабы государственного вмешательства в экономику. Больше или меньше государственности — при таком подходе, на его взгляд, исчезает сама проблема. Речь идет не о количественной, а о качествен-ной проблеме. Сколь нетерпимо в эпоху промышленности, современной тех-ники, крупных городов и скопления людских масс пускать на самотек фор-мирование экономического порядка, столь и само государство не способно руководить экономическим процессом. Это значит, что государство нельзя подпускать к планированию и регулированию экономического процесса, но государство необходимо для формирования элементов экономического порядка, среди коих особое значение имеет установление правовых рамок.
|
|
Во второй половине столетия неоклассические взгляды особенно активно развивали ученые Чикагского университета США. Здесь создалась своеобразная школа экономистов — сторонников либеральной экономики и либеральных методов государственной экономической политики. Обращаясь к особо значимой для приверженцев этого направления проблеме защиты конкуренции, чикагские профессора предложили своеобразные концепции конкуренции и монополии, обосновывая идею о наличии "эффекта конкуренции" на любом по структуре рынке (чистой и монополистической конкуренции, олигополии и др.). По этой причине, с их точки зрения, государственное вмешательство должно осуществляться только тогда, когда можно четко определить отрицательную, т.е. антиконкурентную деятельность экономического агента на рынке.