Философия и специальная педагогика

Философия по отношению к специальному образованию выступает, во-первых, как мировоззренческий фундамент, включающий систему наиболее общих представлений о человеке и его социоприродном бытии, и во вторых, как методологическая основа, предполагающая применение универсальных принципов и способов при изучении процессов специального образования.

В соответствии с разделами философии в исследовании проблем специальной педагогики можно выделить следующие основные мировоззренческие аспекты:

- онтологический,

- гносеологический;

- аксиологический;

- философско-антропологический;

- историко-философский;

- социально-философский.

Место специального образования в структуре бытия выявляется с помощью онтологического аспекта.

Для определения связи обучения и познания служит гносеологический аспект.

Установлению педагогических приоритетов и прояснению ценностных предпосылок специального образования способствует аксиологический аспект.

С позиции философско-антропологического аспекта проводится обобщение научных данных о человеке с ограниченными возможности жизнедеятельности.

В историко-философском аспекте осуществляется реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику.

Ключевые проблемы специального образования настолько сложны, что не могут быть решены средствами какой-либо одной науки, поэтому в основе философского исследования этих проблем чаще всего лежит междисциплинарный подход, обеспечивающий анализ, интепретацию и интеграцию знаний из разных областей конкретных наук.

Отдельные философские идеи по вопросу обучения аномальных детей были высказаны некоторыми известными отечественными учеными. По мысли Л.С. Выгосткого, объектом дефектологии является не недостаток как таковой, а ребенок, отягощенный недостатком. Дефект не только затрудняет развитие ребенка, но и дает импульс к выработке социальной компенсации. В развитии аномального ребенка Л.С. Выготский отметил единство общих и особенных черт, что позволило установить, общность социальных целей и задач общей и специальной школ при различии их средств. Эти взгляды Л.С. Выготского лежат в основе современной теории специальной педагогики.

К ведущим направлениям построения новой парадигмы специальной педагогики относятся:

- гуманизация,

- фундаментализация;

- интеграция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: