КОРРЕКЦИОННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Часть 2
Специальная педагогика
Раздел II. Специальная педагогика
Теоретические основы специальной педагогики
Специальная педагогика – это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемая существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств.
Специальная педагогика – составная часть педагогики, одна из её ветвей.
Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Как научная дисциплина специальная педагогика наряду с общепедагогическими терминами использует собственный понятийный аппарат.
Термины «специальная педагогика» и «специальное образование» являются общепринятыми в современной международной теории и практике.
Специальная педагогика объединяет следующие относительно самостоятельные сферы научного и практического знания:
|
|
1. тифлопедагогика, предмет воспитания и обучения в которой – незрячие и слабовидящие;
2. сурдопедагогика – наука об обучении и воспитании лиц, с различными нарушениями слуха;
3. тифлосурдопедагогика – слепоглухие;
4. логопедия – наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и профилактика, средствами специального обучения и воспитания;
5. олигофренопедагогика – наука об обучении и воспитании лиц с нарушениями интеллекта;
6. отрасль специальной педагогики, применяемая к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
7. отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Специальная педагогика и её предметные области тесно связаны со смежными научными областями, которые могут быть объединены в несколько блоков:
· медицинский блок – физиология, анатомия, неврология, психиатрия, офтальмология и др.;
· гуманитарный блок – социология, философия, психология;
· педагогический блок – общая педагогика, методики преподавания различных предметов и др.
Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики
Субъект специальной педагогики – человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Объект специальной педагогики – специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социокультурного, педагогического феномена).
Предмет специальной педагогики – теория и практика специального образования.
|
|
Общие цели специальной педагогики:
– коррекция недостатка;
– его компенсация педагогическими средствами;
– формирование адекватных форм социального поведения.
Конечная цель – достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.
Задачи специальной педагогики:
· изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
· обобщение мирового педагогического опыта работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности;
· разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями;
· прогнозирование развития новых образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
· внедрение результатов научных исследований в практику специального образования;
· разработка стандартов, учебников, концепций, программ для лиц с особыми образовательными потребностями;
· создание необходимой учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребностями.