Врождённые и приобретённые заболевания и повреждения ОДА наблюдаются у 5-7% детей. Нарушение функций ОДА могут носить как врождённый, так и приобретённый характер.
Отмечаются следующие виды патологии ОДА:
1) заболевания нервной системы - детский церебральный паралич (ДЦП), -полиомиелит (воспаление серого вещества спинного мозга),
-острый полиомиелит (инфекционное заболевание с преимущественным поражением передних рогов спинного мозга, характеризующееся параличами)
2) врождённая патология ОДА:
- врождённый вывих бедра;
- кривошея;
- косолапость и другие деформации стоп;
- аномалии развития позвоночника (сколиоз);
- недоразвитие и дефекты конечностей;
- аномалии развития пальцев кисти;
- артрогрипоз (врождённое уродство).
3) приобретённые заболевания и повреждения ОДА:
- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;
- полиартрит (одновременное или последовательное воспаление многих суставов;
- заболевания скелета (туберкулёз, опухоли костей, остеомиелит (воспаление костного мозга с поражением всех элементов кости);
- системные заболевания скелета: хондродистрофия — врождённое заболевание костно-хрящевой системы, характеризующееся неправильным, непропорциональным ростом частей тела и нарушением окостенения,
вследствие чего у больного наблюдается карликовый рост, укороченные конечности при нормальной длине позвоночника);
- рахит - заболевание вызванное витаминной недостаточностью и характеризующееся нарушением обмена веществ и поражением функций ряда органов и систем; наблюдается в основном у детей грудного возраста.
У детей с нарушениями ОДА 89% составляют дети с ДЦП — детский церебральный паралич. У них двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями. Им необходимы:
- лечебная и социальная помощь;
- психолого-педагогическая и логопедическая коррекция.
Другие категории детей не нуждаются в условиях специального образования. Тем не менее всем категориям детей требуется поддержка в процессе социальной адаптации:
- приспособление окружающей среды к ребёнку (спец. технические средства передвижения, предметы обихода);
- приспособление ребёнка к обычным условиям социальной среды.