Термином УО обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения ЦНС, которое может быт различным по тяжести, локализации и времени наступления.
Олигофренопедагогика – одна из отраслей специальной педагогики, разрабатывающая проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей.
В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) умственная отсталость включает определенные степени снижения интеллекта в зависимости от коэффициента интеллектуального развития – IQ:
- легкая УО – 40-69;
- умеренная УО – 35-49;
- тяжелая УО – 20-34;
- глубокая УО – ниже 20.
Нормой считается показатель IQ – 71и выше. Виды умственной отсталости:
Деменция (от лат. dementia – безумие, слабоумие) – стойкое ослабление познавательной деятельности в результате органических или функциональных нарушений деятельности головного мозга.
У дементных детей, в отличие от олигофренов, наступлению нарушения в деятельности мозга предшествует период нормального развития.
|
|
Олигофрения (от греч. oligos – малый + phren - ум) – вид недоразвития психической деятельности, в основе которого лежат остаточные явления перенесенной органического поражения ЦНС (преимущественно коры полушарий головного мозга).
Термин «Олигофрения» ввел немецкий психиатр Эмиль Крепелин в 1915 году.
Возникновение олигофрении обусловлено главным образом вредными воздействиями на мозг ребенка во внутриутробном периоде его жизни, а так же воспалительными, токсическими и травматическими заболеваниями ребенка в течение первого года жизни.
По степени выраженности дефекта олигофрению делят на 3 группы:
- дебильность – относительно легкая, неглубокая УО;
- имбецильность – глубокая УО;
- идиотия – наиболее тяжелая, глубокая УО.
Характер образовательного процесса для детей с нарушением интеллекта (УО) – коррекционно-развивающий.
Обучение и воспитание детей с легкими формами УО направлены на максимальное преодоление (ослабление) недостатков познавательной сферы.
Особенности образовательного процесса в ДОУ:
- создание благоприятного и охранительного режима;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- единство и постоянство требований (ДОУ и семьи);
- приобщение к посильному труду;
- расширение чувственного опыта ребенка;
- развитие речи и познавательных интересов;
- организация предметно-практической и трудовой деятельности;
- сочетание упражнений, развивающих сенсорную и двигательную сферу ребенка.
Особенности образовательного процесса в школе:
- максимальная коррекция недостатков в процессе обучения, воспитания специальных занятий по исправлению дефектов развития, социальная адаптация в условиях современного общества;
|
|
- преподавание общеобразовательных предметов;
Проведение специальных коррекционных занятий (логопедические, социально-бытовая ориентировка, ритмика, лечебно-физкультурный комплекс, развитие психомоторики и сенсорных процессов).
Обучение детей с нарушением интеллекта осуществляется в специальных коррекционных учреждениях – школах VIII вида по специальным программам.