Средства обучения слепых и слабовидящих

Для слепых издаётся литература с рельефно-точечным шрифтом (по системе Луи Брайля): учебные пособия, научно-популярная, детская, художественная, музыкальная.

Рисунки, чертежи, схемы, иллюстрации -рельефные, воспринимаемые осязательно.

Для детей с остаточным зрением - издания, сочетающие рельефную и цвет­ную печать.

Для слабовидящих — специальные учебники, учебные пособия с укрупнен­ным шрифтом и адаптированными иллюстрациями.

В образовательных учреждениях III и IV вида используются тифлотехнические средства:

- оптические (лупы, очки, моно-бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты;

- телевизионные;

- светотехнические.

Разработаны специальные устройства и приспособления: для вдевания нитки в иголку, специальные трости, приборы для ручного письма по системе Брайля, «говорящие книги», «читальные машины», компьютеры (нажатие клавиши сопровождается озвучиванием буквы (цифры).

Слепые и слабовидящие выпускники спец. школ могут получить на­чальное, среднее и высшее профессиональное образование (училище масса­жистов: Кисловодск, Уфа, муз.училище: Курск.

Могут обучаться по специальностям: библиотечное дело, правоведение, родной язык и литература, история, философия, экономика, математика, на­родные инструменты, пение, фортепиано, музыковедение.

Среди незрячих немало преподавателей, общественных деятелей, учё­ных (В.В.Тихомиров, И.С.Ладенко, Б.И.Коваленко.) Слепой поэт Иван Коз­лов- автор слов «Вечернего звона», Николай Островский, ослепший в моло­дости написал роман «Как закалялась сталь», философы Демокрит, Дииодот, историки. Высшей награды Франции — ордена Почётного легиона -удостоился слепой настройщик музыкальных инструментов ВК.Монталь (ослеп в 16лет). Скульпторы, резчики по дереву - Л. Видаль, Л. По, М.Р.Макаров.

Аутизм (от греч. autos – сам) – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности или затруднениями в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Термин «аутизм» введен в 1912 г. швейцарским психиатром Э.Блейлером для обозначения особого вида аффективной сферы и мышления, которое характеризуется внутренними эмоциональными потребностями, и мало зависит от реальной действительности.

Аутичный ребенок погружается в мир своих фантазий, собственных переживаний. Он замкнут, отказывается от общения, не смотрит в глаза окружающим, избегает телесного контакта, ласки близких.

Лечение лишь в малом проценте случаев дети с точно установленным диагнозом аутизма могут в дальнейшем жить самостоятельно, и лишь 1-2 из 100 становятся полноценными членами общества. Более половины детей, страдающих аутизмом, нуждаются в уходе в условиях стационара; у значительной части больных после многих лет, проведенных в больнице, развиваются признаки хронической шизофрении. У 25-30% больных со временем появляется эпилепсия. Большинство остаются инвалидами на всю жизнь.

Причины появления аутизма весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор в этиологии раннего детского аутизма- генный комплекс передает предрасположенность к развитию патологии при наличии провоцирующего фактора:

Экзогенного – внешнего (травма, инфекция, интоксикация, психотравма и т.д.) или эндогенного – внутреннего (возрастной кризис, конституционные особенности и др).

Специалисты отмечают признаки органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) у большинства детей, страдающих аутизмом.

Психогенный – возникающий вследствие влияния психики.

Основными признаками синдрома раннего детского аутизма являются:

- нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

- стереотипность в поведении;

- особые нарушения речевого развития.

По данным института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе:

60% аутичных детей могут учиться по программе массовой школы;

30% - по программе специальной школы;

10%- адаптируются в условиях семьи.

При отсутствии коррекционной работы:

75% - не адаптируются социально;

22-33% адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке;

2-3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: