Сурдопедагогика (от лат. Surdus –глухой) – отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха.
Причины возникновения нарушений слуха:
-Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности;
- асфиксия новорожденного;
- внутричерепная родовая травма;
- резус – конфликт;
- масса тела при рождении менее 1500 гр.
- детская инфекция;
Диагностика нарушений слуха проводится с помощью медицинского и педагогического обследования.
Медицинское обследование проводится врачом-отоларингологом.
Педагогическое – учителем-дефектологом.
По состоянию слуха различают лиц:
- слабослышащих или страдающих тугоухостью;
- глухих.
Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи.
Детей с тугоухостью называют слабослышащими.
Глухота – полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при которой восприятие речи невозможно.
Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих направлены на формирование психических новообразований, присущих каждому периоду детства.
Глухие и слабослышащие дети могут обучаться
- в специальных детских садах;
- детских садах комбинированного вида;
- школах - интернатах для глухих и слабослышащих;
- в учреждениях «начальная школа - детский сад».
Школьники с частичным нарушением слуха – слабослышащие и позднооглохшие дети – обучаются в специальных школах II вида.
- Образование обеспечивается системой специальных занятий:
- Формирование навыков чтения с губ;
- Овладение техникой речи;
- Использование и развитие остаточного слуха.
Средства образования:
-словесная речь;
-жестовая речь, посредством системы жестов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятий «глухие», «слабослышащие», позднооглохшие.
2. Охарактеризуйте процесс специального образования ребенка с нарушением зрения.
3. Что такое синдром раннего детского аутизма? Каковы основные характеристики (РДА)?
4. Охарактеризуйте основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата.