Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования:
1 - познавательной деятельности;
2 - эмоционально волевой сферы;
3 - личности.
1) неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем; низкая познавательная деятельность (отсутствие интереса к занятиям, плохая сосредоточенность, медлительность, пониженная переключаемость психических процессов; ЗПР.
2) расстройства эмоционально-волевой сферы в виде:
- эмоциональной возбудимости;
- раздражительности;
- двигательной расторможенности;
- или заторможенности;
- застенчивости, робости.
Наблюдается сочетание возбудимости с плаксивостью, капризностью, реакцией протеста.
3) своеобразие формирования личности:
- отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, повышенная внушаемость;
- личностная незрелость (наивность суждений, слабая ориентировка в бытовых и практических вопросах;
- легко формируются иждивенческие установки, неспособность к самостоятельной, практической деятельности;
|
|
- из-за трудностей социальной адаптации - формирование робости, застенчивости, неумение постоять за свои интересы; повышенная обидчивость, впечатлительность, замкнутость.
Речевые нарушения при ДЦП (составляют 80%).
Основные формы речевых нарушений при ДЦП:
- дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации (снабжение органов и тканей нервами) речевого аппарата; для дизартрии в отличие от афазии (полная или частичная утрата речи) характерна ограниченная подвижность органов речи: мягкого нёба, языка, губ;
- задержка речевого развития;
- алалия (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка;
- нарушение письменной речи.
Речевые нарушения затрудняют общение детей, страдающих ДЦП, с окружающими и отрицательно сказываются на всём их развитии.