Индивидуальная программа реабилитации содержит
· паспортную часть (п.п. 1-5),
· результаты экспертно-реабилитационной диагностики (п.п.6-23)
· показания к проведению реабилитационных мероприятий (п.26),
· экспертно-реабилитационное заключение (п.27),
· программу медицинской реабилитации,
· программу профессиональной реабилитации,
· программу социальной реабилитации,
· заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации инвалида.
ИПР для детей-инвалидов может быть дополнена программой психолого-педагогической реабилитации.
ИПР составляется на срок выполнения всех намеченных мероприятий с учетом реабилитационного прогноза и обязательной коррекцией по результатам динамического наблюдения не реже, чем через год с момента выдачи ИПР.
Пункты 1-20-заполняет специалист по реабилитации, при необходимости с участием специалиста по социальной работе.
Пункты 21-22-заполняет специалист по реабилитации совместно с врачом-экспертом.
Пункты 23-заполняет специалист по реабилитации и психолог.
|
|
Пункты 24-26-заполняет специалист по реабилитации на основании заключений врача-эксперта, психолога и специалиста по социальной работе.
Пункт 27-заполняет специалист по реабилитации.
Программа медицинской реабилитации заполняется специалистом по реабилитации совместно с врачом - экспертом. При этом в качестве основы для ее составления должны использоваться программы восстановительного лечения инвалидов, составленные специалистами лечебно-профилактических учреждений, которые в необходимых случаях дополняются, корректируются специалистами бюро МСЭ с учетом данных экспертно-реабилитационной диагностики. При составлении медицинской программы необходимо шире привлекать в качестве консультантов ведущих и главных специалистов лечебно-профилактических учреждений.
Программа профессиональной реабилитации заполняется специалистом по реабилитации на основании заключения врачей-экспертов бюро МСЭ при участии психолога. В необходимых случаях к разработке программы профессиональной реабилитации привлекаются врачи-эксперты (для уточнения медицинских противопоказаний и показаний к труду и др.).
Программа социальной реабилитации разрабатывается специалистом по реабилитации совместно со специалистом по социальной работе и психологом.
Заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации заполняется специалистом по реабилитации на основании результатов комплексного изучения материалов экспертного дела.
В зависимости от этапа реабилитационного процесса и потребности инвалида в тех или иных мерах реабилитации на момент освидетельствования могут разрабатываться лишь программа медицинской и психологической реабилитации, в других случаях только профессиональной и социальной реабилитации и др.
|
|
Для своевременного назначения последующих мер реабилитации, и коррекции ИПР бюро МСЭ организует динамическое наблюдение за ходом ее реализации, для чего определяет инвалиду контрольные сроки посещения специалиста по реабилитации в бюро МСЭ. При освидетельствовании инвалида в бюро МСЭ в порядке динамического наблюдения за ходом реализации ИПР оценивается эффективность проведенных мероприятий, принимается решение о показаниях к проведению других этапов и мер реабилитации, ИПР уточняется и дополняется другими видами и мерами реабилитации. Конкретные сроки наблюдения за реализацией ИПР определяются датой выполнения назначенных мер реабилитационной помощи и реабилитационным прогнозом.
Бюро МСЭ оформляет 3 экземпляра ИПР: один с заполнением всех частей ИПР остается в делах бюро МСЭ, второй, включающий паспортную часть и программы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, выдается на руки инвалиду; третий - в таком же виде направляется для контроля за реализацией ИПР в отдел социальной защиты населения по месту жительства инвалида. Выданные на руки инвалидам ИПР в бюро МСЭ регистрируются в журнале учета индивидуальных программ реабилитации.
Оставшийся в бюро экземпляр ИПР подшивается к акту освидетельствования, составляя вместе с ним единое экспертное дело, которое хранится в алфавитном порядке в архиве бюро МСЭ. В случае необходимости динамического наблюдения за выполнением ИПР - экспертные дела хранятся отдельно в порядке установленных сроков наблюдения. Вызов инвалидов, а также контроль за их явкой на освидетельствование для динамического наблюдения осуществляется старшей медицинской сестрой бюро МСЭ.
Клинический прогноз – предсказание развития и исхода заболевания, основанное на знании закономерностей патологических процессов и течения болезней. Оценивается врачами-экспертами бюро МСЭ на основании комплексного анализа клинико-функциональных данных о состоянии здоровья освидетельствованного лица, особенностей этиологии, патогенеза и течения заболевания, приведшего к ограничению жизнедеятельности, возможностей эффективного лечения.
Клинический прогноз может быть
- благоприятный - полное выздоровление или компенсация нарушенных в результате заболевания, травмы или увечья функций, приводящих к ограничению жизнедеятельности;
- относительно благоприятный – неполное выздоровление с остаточными проявлениями, уменьшение, стабилизация или частичная компенсация нарушения функций, приводящих к ограничению жизнедеятельности; при хроническом заболевании - замедление прогрессирования заболевания, удлинение периодов ремиссий и т.п.;
- неблагоприятный – невозможность стабилизации состояния здоровья, остановки прогрессирования патологического процесса и уменьшения степени нарушения функций организма, проводящих к ограничению жизнедеятельности;
сомнительный – неясное течение заболевания.
Реабилитационный потенциал (РП) – комплекс биологических, психофизиологических и социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.
В совокупности количественных и качественных характеристик здоровья, жизнедеятельности, социального положения обобщенная оценка реабилитационного потенциала проводится на основании результатов изучения составляющих его элементов:
- биомедицинского;
- социально-психологического;
- образовательного;
- профессионального;
- социально-бытового;
|
|
- социально-средового.
Биомедицинская составляющая РП – возможности человека к восстановлению или компенсации нарушений в анатомической и функциональной целостности органов, тканей, систем и организма в целом.
Социально-психологическая составляющая РП – возможности, способности и направленность личности активно участвовать в реабилитационном процессе и достигать поставленные реабилитационные задачи.
Образовательная составляющая РП – возможности человека к овладению общеобразовательными и профессиональными навыками и умениями.
Профессиональная (трудовая) составляющая РП – возможности восстановления профессионального и социально-трудового статуса или достижения иных целей в области трудовой деятельности.
Социально-бытовая составляющая РП – возможности восстановления самообслуживания, самостоятельности проживания и ведения личного хозяйства.
Социально-средовая составляющая РП – возможности включения или возвращения в привычные условия семейной и общественной жизни.
Может быть оценена также социально-экономическая РП - как возможность достижения экономической самостоятельности.
Реабилитационный потенциал оценивается как
- высокий – полное восстановление здоровья, всех обычных для инвалида видов жизнедеятельности, трудоспособности и социального положения, возможность возвращения к работе в прежней профессии в полном объеме или с ограничениями по заключению КЭК или возможность работы в полном объеме в другой профессии, равноценной по квалификации прежней профессии инвалида;
- удовлетворительный – неполное выздоровление с остаточными проявлениями в виде умеренно выраженного нарушения функций, выполнение основных видов деятельности возможно с трудом, в ограниченном объеме или с помощью технических средств реабилитации, частичное снижение трудоспособности, снижение уровня жизни, потребность в социальной поддержке и частичной материальной помощи, возможность продолжения работы в своей профессии с уменьшением объема работы или снижением квалификации или выполнение работы в полном объеме в другой профессии, более низкой по квалификации по сравнению с прежней профессией;
|
|
- низкий – медленно прогрессирующее течение хронического заболевания, выраженное нарушение функций, значительные ограничения в выполнении большинства видов деятельности, выраженное снижение трудоспособности, потребность в постоянной социальной поддержке и материальной помощи, возможность возвращения или приспособления к работе в рамках своей или другой профессиональной деятельности в специально созданных условиях;
- отсутствие реабилитационного потенциала – прогрессирующее течение заболевания, некомпенсируемое или резко выраженное нарушение функций, невозможность компенсации или самостоятельного выполнения основных видов деятельности, стойкая частичная или полная утрата трудоспособности, потребность в постоянном уходе или надзоре и постоянной материальной помощи.
Реабилитационный потенциал высокий, удовлетворительный, низкий, реабилитационный потенциал отсутствует – нужное подчеркивается. Оценка реабилитационного, образовательного статуса инвалида.
Реабилитационный прогноз – предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала и предполагаемый уровень интеграции инвалида в общество. Реабилитационный прогноз определяется не только уровнем и содержанием реабилитационного потенциала, а также реальными возможностями применения для его реализации современных реабилитационных технологий, средств и методов.
Реабилитационный прогноз оценивается как
- благоприятный – при возможности полного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности и полной социальной, в том числе профессиональной интеграции инвалида;
- относительно благоприятный – при возможности частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности, при уменьшении степени их ограничений или стабилизации, при расширении способности к социальной интеграции и переходу от полной к частичной социальной поддержке и материальной помощи;
- сомнительный (неопределенный) – неясный прогноз;
- неблагоприятный - при возможности восстановления или компенсации нарушенных ограничений жизнедеятельности, каких-либо существенных положительных изменений в личностном, социальном и социально-средовом статусе инвалида.